Что смотреть на Beat Film Festival 2024: выбор Егора Москвитина
«CEO будущего»
Документальный фильм, в котором уровень накала страстей сравним с сериалом «Наследники» и недавним «Учеником» — большим каннским кино о восхождении Дональда Трампа. Пятеро молодых людей из швейцарской бизнес-школы (лучшей в мире, если верить Financial Times) на протяжении семи лет живут в объективе видеокамеры режиссера, пытающегося понять, почему они так одержимы успехом. Абитуриенты превращаются в студентов, студенты — в выпускников, выпускники — в стажеров, стажеры — в директоров. И если игровое кино о бизнесменах и управленцах любит заканчиваться на нравоучительной ноте, подводя к тому, что в жизни есть вещи поважнее успеха, то с документальным фильмом получается ровно наоборот: его герои восхищают своей безоглядной волей.
«Ненастоящий детектив»
Документальная картина, чем-то напоминающая художественного «Олененка»: поначалу забавная история одного дикого увлечения здесь так же стремительно перерастает в хоррор об одержимости. Девушка из маленького городка работает официанткой в стрип-клубе и грезит о приключениях и славе. Ее завораживает культура тру-крайма, и поэтому, когда в ее захолустье происходит загадочная автокатастрофа, она вдруг хватается за эту трагедию и начинает вести собственный расследовательский подкаст. И в какой-то момент встает перед выбором: установить скучную истину и закрыть шоу или продолжать фантазировать, тасуя факты. Выбор, само собой, очевиден. А фильм дик и смешон, как «Тайгер Кинг».
«Вечный ты»
Технологии меняют то, как мы скорбим, — и об этом снимают не только игровые фильмы вроде недавнего «Савана» Дэвида Кроненберга (где герой Венсана Касселя годами наблюдает через мобильное приложение за тем, как в гробу разлагается труп его жены), но и большие документальные исследования. «Вечный ты» — история людей, которые создают цифровые копии своих умерших близких, чтобы продолжать общаться с теми, кого уже нет. Искусственный интеллект впитывает в себя все, что когда-либо писали ушедшие, и учится говорить их голосами, а 3D-модель воспроизводит их внешность. Сейчас цифровое бессмертие принимает то комические, то пугающие формы, но что будет дальше? Ответ на этот вопрос без всякой брезгливости (за что ему большое спасибо) ищет фильм.
COPA 71
Идеальный фильм-пролог к грядущему чемпионату Европы по футболу — воодушевляющее и страстное кино о женском футбольном турнире, который прошел в Мексике в 1971 году. Это был не первый чемпионат мира среди женщин: годом раньше аналогичные игры прошли в Италии, а первый матч женских национальных сборных двух стран и вовсе случился аж в 1881 году в Шотландии. Но именно в Мексике футболистки со всех концов света заявили о себе так ярко, что мужчины из этого спорта сменили снисходительный тон на боязливый и даже местами враждебный. И, если верить авторам фильма, приложили все усилия, чтобы об этом удивительном событии забыли. О нем действительно забыли надолго, но не навсегда. Фильм восстанавливает справедливость, гастролирует по фестивалям и наверняка вдохновляет девочек играть, как Бекхэм. Или лучше, чем Бекхэм.
«Вечеринка на краю света»
Отчаянный марш-бросок пяти подростков из обветшалого Орегона через всю Америку в надежде попасть на вечеринку, о которой ходят легенды. Не исключено, что сама вечеринка — плод фантазии режиссера, привыкшего смешивать документальное кино с игровым: все ребята прошли кастинг и получили некоторые инструкции о том, как правильно дышать в кадре. Но художественные штрихи лишь помогают освободить фундаментальную правду от лишних обязательств. Поразительный портрет босоногой юности — и ярчайшее приглашение в лето.
«4:30»
Короткий, всего 15 минут, российский фильм о незрячем пенсионере, который готовится к марафону под руководством молодого тренера. Первым приходящее на ум сравнение с «Запахом женщины» не так уж и легковесно: обе картины учат, восхищают и заклинают действовать. Но в «4:30» еще и совершенно особенный визуальный строй: фильм снят на пленку, черно-белое изображение получилось зернистым, а находчивый монтаж разговоров и забегов придает истории особый летучий темп. А нашей индустрии, если она способна видеть, точно стоит присмотреться к режиссеру Василию Овчинникову.
«Неприкрытые амбиции»
Портрет фотографа и модели Банни Йегер, которая не только была иконой пин-апа, но и считается изобретательницей селфи. Однажды на съемку к Йегер не пришла манекенщица, и фотограф просто примерила нужную каталогу одежду и щелкнула сама себя. Хроника жизни Банни Йегер — это исследование эпохи, в которой слово «бикини» ассоциировалось и с ядерными испытаниями, и с секс-революцией. А также попытка понять, каково женщинам того времени (да и любого другого) было быть двойными агентами, которые одновременно и подчинялись законам мужского мира, и пытались их переписать. В случае с Йегер эта борьба была особенно наглядной: сегодня она — модель в объективе фотографов-мужчин, а завтра сама становится фотоохотницей, «стреляющей» в других женщин по заданию тех же мужчин.
«Бонни»
Исключительный фильм о кино на фестивале, где каждый третий фильм — о кино. В этот раз зрителям повезет посмотреть на Голливуд глазами легендарного кастинг-директора Бонни Тиммерман, открывшей миру Вигго Мортенсена, Сигурни Уивер и десятки других звезд. Кроме архивных (и зачастую неуклюжих) записей проб юных актеров, фильм очаровывает своими размышлениями о том, что делает того или иного человека особенным. Бонни отточила искусство чтения по лицам и охотно делится с нами своим опытом. Героиня постоянно наблюдает за людьми и словно пытается угадать: выстрелит или нет, взлетит или погаснет. В конечном счете фильм учит зрителя смотреть на себя чужими глазами — глазами кастинг-директора. Ведь будь у судьбы трудовая книжка, там было бы написано «кастинг-директор».
Будь у судьбы трудовая книжка, там было бы написано «кастинг-директор».
«Канны: режиссерская версия»
Каннский фестиваль с его участниками и призерами давно превратился из светского события и синефильского праздника в настоящую летопись истории современного мира, которая, впрочем, все больше напоминает черный ящик терпящего крушение судна. Кинематографисты, отборщики фестиваля, его жюри и оказавшиеся на месте событий критики каждый год формулируют смыслы, фиксируя страхи и надежды целой планеты. Документальный фильм Роджера Пенни и Ричарда Блэншарда хорош тем, что позволяет заглянуть за кулисы этого творческого think tank. Причем в закулисье фестиваля герои проводят целые десятилетия — так что зрителя ждет прогулка не только по красной дорожке, но и по разным эпохам. Обязательное к просмотру кино.
«Двадцать лет со Смешариками»
Российская анимация — образец той мягкой силы, которая и не знает, что про нее думают как о мягкой силе. Даже в 2024 году по ТВ во всем мире крутят «Машу и Медведя», а в зарубежных онлайн-кинотеатрах все еще смотрят придуманных в Воронеже «Гензеля и Гретель». У истоков этой экспансии стояли «Смешарики», которым и посвящен вдумчивый, но бодрый юбилейный фильм. Ценность которого еще и в том, что он наглядно объясняет превосходство простого над сложным.
«Стойкий человек»
Своеобразный британский ответ российскому фильму «Временные ограничения», который наблюдал за тем, как срастались кости у травмированных звезд нашего балета Марии Александровой и Владислава Лантратова. В английском фильме рвет сухожилия, падает на больничную койку и годами ищет путь назад, на сцену, солист Королевского балета Стивен Макрей. Хронометраж фильма позволяет разложить процесс психологической и физической реабилитации на этапы и понять, сколько занимает и как проходит каждая из стадий перемен в человеческой жизни. Целительное кино.
«Край ночи»
Исследование непризнанной формы жизни в непризнанной республике. Оказывается, Абхазия из-за низких цен на электричество стала эпицентром фермерского хозяйства. Но есть нюанс — речь идет о криптофермах. Технология родом из будущего и пространство, которое не может оправиться от своего трагического прошлого, затевают друг с другом удивительный танец. От которого кружится голова прежде всего у молодых — главных заложников времени, которое здесь то останавливается, то идет вспять, то, как завещала советская мелодия, рвется вперед. Редкий этнографический фильм, нашедший интересную отмычку к надежно запертой двери.
«Варда навсегда»
Новый документальный фильм про Аньес Варда, который часто путают с вышедшим пять лет назад автопортретом «Варда глазами Аньес». Та лента была ироничным, кокетливым и мудрым завещанием, показанным в Берлине за месяц до смерти великой французской постановщицы. Новый же фильм несет на себе отпечаток невосполнимой утраты и пересказывает жизнь Варда с придыханием и подчас слишком степенно, оттого что знает, когда и где в этой жизни была поставлена точка. На юбилейном Beat как никогда много фильмов о режиссерах, но этот хочется выделить отдельно: Варда — навсегда.
«Дарио Ардженто: Паника»
Досье на итальянского режиссера, прославившегося своим умением преподнести хоррор как живопись, запоминается прежде всего им самим в кадре — настоящим мастером ужаса на склоне лет, знающим цену всем своим контактам со злом. А кроме картины про Ардженто, на Beat стоит посмотреть ленты «Кино Годара» и «Мишель Гондри: DIY». Фестиваль в этом году — настоящий двухнедельник режиссеров.
«Питер Доэрти: Незнакомец в моей шкуре»
Фильм про музыканта Питера Доэрти — звезду The Libertines и Babyshambles, эдакого Питера Пэна с полным набором зависимостей и бойфренда Кейт Мосс в коротких штанишках. Лента напоминает великий кино-трип «На игле», будь тот мюзиклом и рассказывай не про шотландских пролетариев, а про лондонских пижонов. Но лейтмотив тот же, и эта мелодия увлекает за собой со страшной силой. Герои культуры, которые построили мифы о себе ценой саморазрушения, уходят в прошлое. Сегодняшние творцы берегут и себя, и планету. Тем интереснее смотреть кино про старую школу рока.