Как любовь стала одним из главных двигателей туриндустрии
В рекламе туристических услуг мы нередко видим, как мужчина и женщина сидят, обнявшись, на закате у моря, смотрят друг на друга влюбленными глазами, с бокалами в руках в ресторане, катаются вдвоем на лыжах, джипах или воздушных шарах. Вряд ли найдутся представители туриндустрии, которые будут отрицать любовь как важную составляющую туризма.
«Довольно расхожий для туристических рекламных роликов сюжет — пара, которая выезжает куда-то, чтобы вместе пережить новые ощущения. Насколько мне известно, какой-то специальной статистики эффективности такой рекламы ни в России, ни за рубежом не ведут, однако эта тема активно используется в продвижении направлений. И это естественно — ведь в туризме речь идет, по сути, об организации праздника, который связан с важными чувствами и отношениями, — говорит Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР). — Туриндустрия хочет, чтобы праздник состоялся, и довольные туристы мотивировали других последовать такому же примеру. Формируются образы городов или даже стран, которые ассоциируются с романтической тематикой». По мнению Майи Ломидзе, Россия в этом смысле не отстает от мирового тренда — в последние годы, например, популярным направлением для влюбленных неожиданно стал Муром, куда туристы полюбили приезжать на День Петра и Февронии (8 июля).
Как романтическое направление позиционирует себя и Санкт-Петербург — во многом благодаря продвижению своих элегантных Дворцов бракосочетания, а также таких фильмов, как «Ирония судьбы» или «Питер FM». Все это формирует определенный туристический поток, состоящий из молодых людей, которые хотят отправиться в путешествие в паре или же познакомиться с кем-то на месте. Кстати, кино в туризме достаточно часто выступало романтическим «рекламным роликом» — достаточно вспомнить взлеты популярности Нью-Йорка после фильма «Секс в Большом городе», Рима — после «Римских каникул», Барселоны — после «Вики Кристина Барселона», а счет кинолент про любовь в Париже вообще идет на десятки.
Считается, что основные бенефициары темы любви и эмоций в туриндустрии — отели. Например, в Fish Point Family Resort, который находится недалеко от Подольска, подсчитали, что самые благодарные туристы — молодожены. Как утверждает управляющий отеля Леонид Кузнецов, 98% гостей, решивших отпраздновать на территории гостиницы свадьбу, приезжают снова. Чтобы избавить женихов и невест от предсвадебной рутины, в отеле предлагают свадебные программы под ключ.
Подобный феномен отмечает и Андрей Шемякин, консультант в гостиничном бизнесе, управляющий партнер консалтинговой компании SEA Company. Он убежден, что эмоциональная составляющая играет в туризме огромную роль, и в сфере любви и отношений отели уже давно вышли за рамки «роскошной» или экзотической составляющей, превратившись в часть образа жизни. «Каждая невеста мечтает устроить красивую фотосессию в гостиничных интерьерах и провести первую брачную ночь в отеле — даже не выезжая из своего города. У наших отелей есть группа постоянных клиентов — пары, которые любят проводить выходные в отеле в своем же городе, — говорит Андрей Шемякин. — Для них гостиничный номер — это пространство свободы, где можно отдохнуть душой и телом, оставить все свои домашние и рабочие хлопоты за пределами отеля».
Даже если у молодой пары нет достаточного количества денег, чтобы забронировать ночь или провести свадьбу в отеле, они нередко просят сделать это по бартеру — дать гостинице право на использование фотографий счастливой пары в обмен на возможность провести несколько часов в интерьерах вместе с фотографом. Если у отеля есть такая возможность и свободные номера, он, как правило, идет навстречу — почему бы не подарить людям мгновения, которые они запомнят на всю жизнь, о которых много лет будут рассказывать друзьям и близким. И как показывает практика, потом они обязательно вернутся уже в качестве гостей.
«Эмоциональный маркетинг и PR — давно известный прием, — говорит Андрей Шемякин. — Привязка восприятия бренда или продукта к одной или нескольким эмоциям помогает продажам, так как решение о покупке часто принимается не головой, а сердцем. Это та самая виральность, о которой так заботятся маркетологи».
О популярности свадебной темы говорит и заместитель коммерческого директора Radisson Collection Hotel, Moscow Елена Лисина. Гостиница с 2018 сотрудничает с ЗАГСом, так что на ее территории, в специальном зале наверху, прямо под шпилем (отель расположен в сталинской высотке на Кутузовском проспекте), можно официально зарегистрировать брак. При этом за церемонию нужно заплатить лишь госпошлину, а продолжение зависит уже от желания пары. Можно отправиться праздновать в романтический люкс с большой кроватью и джакузи (в 2022-м номер получил сразу две премии свадебной индустрии — Wedding Awards и White Wedding), в гастротурне по 19 ресторанам отеля или нырнуть в 49-метровый бассейн, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса. Среди популярных запросов романтических пар и молодоженов также русская баня с купелью и инновационные спа-процедуры. По словам Елены Лисиной, больше всего бронирований на романтическую тему приходится на весну и осень.
Акцент на любви, предложении руки и сердца или праздновании важных событий повышает привлекательность гостиничного бренда, считает Роналэйн Фернандес Сато, менеджер по связям с общественностью мальдивского курорта Angsana Velavaru: «Эмоции играют важную роль в принятии решений, особенно когда речь заходит о путешествиях и впечатлениях. Использование романтического аспекта создает прочную эмоциональную связь с аудиторией». В истории Angsana, получившего в 2023 году премию Travel Trade Maldives как лучшее место для медового месяца, случались предложения руки и сердца и в океане, и на отдаленной песчаной отмели. Тех, кто решил провести на курорте медовый месяц, отель угощает вином, фруктами и тортом, подготавливает номер в романтическом ключе.
В черногорском курортном отеле Regent Porto Montenegro ежегодно проводят 10-15 свадеб. Как утверждает официальный представитель отеля в России Мария Горбачева, торжественных церемоний могло быть и больше, но в отеле решили принципиально ограничить их количество, чтобы сохранить неповторимость каждой. Над церемонией работает команда специалистов, в которую входят флористы, визажисты, фотографы, видеографы, оформители площадок, музыканты. За десять лет существования отеля случались разные забавные истории, например, прошлым летом на одной свадьбе платье невесты весило больше, чем она сама, и новобрачную пришлось одевать команде из шести человек.
Популярен у гостей Regent Porto Montenegro и день Святого Валентина — причем до такой степени, что праздник решили растянуть на семь дней, и теперь в отеле проводят целую неделю любви. В это время влюбленные могут устраивать друг другу маленькие сюрпризы, романтические ужины или массажи для двоих, пробовать десерты или коктейли с тематическими презентациями.
По словам Павла Николаева, основателя и управляющего партнера компании The Fixxer, предоставляющей консьерж-услуги и организующей путешествия класса люкс, традиционный всплеск романтических запросов случается перед Новым годом, 14 Февраля и 8 Марта. Чаще всего просят доставить цветы, причем порой весьма экзотические. «Однажды нам нужно было в очень короткий срок доставить в Среднюю Азию 1000 роз со стеблями двухметровой высоты, — вспоминает Павел. — Поставок роз такого сорта в ту страну не было, и пришлось искать их в другой. Успели». По его словам, влюбленные также часто просят помочь с выбором подарка, с поиском конкретной модели сумки или ювелирных украшений.
Планирование и организация романтической поездки под ключ занимают большую долю в запросах, и здесь важно не только само направление, но и множество деталей, из которых, как правило, и состоит путешествие. «Однажды, — рассказывает Павел Николаев, — клиент захотел сделать своей девушке сюрприз и попросил организовать тур на Мальдивы. При этом нужно было согласовать отпуск девушки с начальством без ее ведома и подготовить такую легенду и описание, как собрать чемодан, чтобы девушка до последнего не понимала, куда летит. Для нее это была первая поездка на экзотические острова, и нам пришлось изрядно попотеть, чтобы все выглядело правдоподобно, чтобы время вылета рейса оставляло простор для фантазии. В итоге она узнала, куда летит, лишь перед посадкой на борт».
Порой романтические истории перерастают в комические. Например, в одном из мальдивских отелей, ориентированном на молодоженов, помнят случай, как пара приехала на медовый месяц и заказала ужин на двоих на необитаемом острове. Туристов отвезли туда и накрыли стол, но вскоре начался жуткий ливень, и в итоге молодожены были вынуждены возвращаться на основной остров на лодке вместе с официантом. Там же, по дороге, прошел и ужин — тоже втроем.
В парижском Ritz ходит байка про мужчину, который попросил персонал спрятать обручальное кольцо в десерт для своей девушки, а та во время ужина его проглотила. Несмотря на конфуз, история закончилась хорошо, и пара обручилась.