Стиль
Жизнь Тесты, эзотерика, нейропомощники: как выглядит рынок онлайн-знакомств в 2024-м
Стиль
Жизнь Тесты, эзотерика, нейропомощники: как выглядит рынок онлайн-знакомств в 2024-м
Жизнь

Тесты, эзотерика, нейропомощники: как выглядит рынок онлайн-знакомств в 2024-м

Фото: Shutterstock
Разбираемся в рынке онлайн-знакомств с помощью экспертов, основателей приложений и самих пользователей

Летом 2023 года гиганты индустрии онлайн-дейтинга Tinder и Badoo ушли из России. Куда с тех пор релоцировались ищущие любовь пользователи, с какими сложностями они сталкиваются, какие фичи создают разработчики приложений, чтобы эти сложности решить, и куда мчатся пассажиры онлайн-дейтинга — это бесконечная поездка или все-таки виден свет в конце тоннеля?

Свято место пока довольно пусто

Еще до пандемии тема онлайн-знакомств была несколько табуирована, с повальным погружением в онлайн об этом стали высказываться все больше, а после того, как с отечественного рынка ушел Tinder, и вовсе выяснилось, что каждый второй друг дейтился онлайн и теперь все стали охотно делиться друг с другом новинками приложений, которые доступны в России. Никита Ануфриев, создатель приложения Denim, комментирует вакуум, образовавшийся в России после ухода международных сервисов: «Он создал благоприятную обстановку для новых проектов, но дейтинг — это такой вид бизнеса, который требует много инвестиций, пока стартап не наберет критическую массу. Новый проект, который кажется успешным, — это Twinby, также многие пользователи эмигрировали в Pure. Часть аудитории ушла в Mamba. Рынок, по сути, пустой, эти сервисы легко его могут завоевать».

Как выяснили «Ведомости», в июле 2023 года самое большое количество скачиваний пришлось на Mamba. Но уже к концу года ситуация стала меняться, а среди продвинутых миллениалов на данный момент популярны другие сервисы.

Релоканты из Tinder

Ольга (32 года) в онлайн-дейтинге около пяти лет. Недавно девушка перешла на российские аналоги, которые сегодня на слуху, — Pure и Twinby: «Активнее всего я пользуюсь Pure, но ставлю в статусе "не по теме приложения", что означает, что я пришла сюда не за реализацией сексуальных фантазий. Такой статус я часто встречаю, в том числе у мужчин, некоторые из которых пишут "релокант из Tinder". В Twinby нужно при регистрации пройти психологический тест на совместимость, но за все время пользования я так и не заметила, чтобы попадался подходящий мне партнер — все те же товарищи, которые живут с мамами и не работают. В целом наблюдаю, что люди стали часто писать свою политическую позицию в профиле, чтобы решить этот вопрос "на берегу"».

Алина (37 лет), которая периодически активно занимается онлайн-дейтингом на протяжении десяти лет, тоже заметила, что люди из России стали чаще писать про свою политическую позицию, а за рубежом — про отношение к прививкам. Со слов девушки, часто можно встретить статусы в духе «против прививок», «pure blood», «против ковидного заговора» или, наоборот, «у меня есть все прививки». Алина еще до ухода Tinder из России перешла на приложение Bumble, которым ей до сих пор удается пользоваться: «Здесь девушки пишут первыми. Это было сделано для того, чтобы дама могла задать тон разговора и не получать сообщения типа "hello, sweet honey". Но я пользуюсь им не из-за этой опции, а из-за контингента. В России, поскольку оно не такое популярное, оно изначально было какое-то более кулуарное и модное, с соответствующей публикой».

Никита (34 года) активно занимается онлайн-дейтингом два года, но пока не нашел для себя ярких альтернатив Tinder: «Сначала установил пробный период Pure. Выяснилось, что многие туда перебежали из Tinder, но в целом вышла какая-то непонятная смесь одного с другим: часто нет фотографий и все заточено под реализацию конкретных сексуальных желаний. Затем друг рассказал мне про Twinby — до включения монетизации там была возможность смотреть, кто тебя лайкнул до мэтча, теперь там стало все как в Tinder, но приложение, на мой взгляд, сыроватое — часто вылетает аккаунт».

Больше всех приложений за четыре года онлайн-дейтинга попробовала Руслана (32 года): «Я сейчас пользуюсь несколькими "аппками". Раньше это был Tinder, сейчас это LovePlanet, Mamba. Но с этими двумя довольно глухо. Самый активный поиск партнеров происходит в чат-боте в Telegram от сообщества "Леонардо Дайвинчик". На "Дайвинчике" аудитория активнее, возможно, из-за того, что там не такой большой выбор людей. Если есть мэтч, то в 70% начинается диалог, в отличие от того же Tinder. В приложении Twinby сейчас очень много людей, но когда есть мэтчи, то диалог тоже не клеится. Также я пользовалась Pure — там люди существенно более активны, но они в основном ищут интересных развлечений. Еще был опыт общения с иностранцами в приложениях типа "Тандем", Interpals, но для задушевных бесед мне не хватило моего уровня английского».

Фото: Shutterstock

«Наконец кто-то это сделал»

Вышеупомянутое приложение Twinby выстрелило летом 2023 года. В соцсетях проекта значится, что после нашумевшего интервью амбассадоров бренда Моргенштерна (признан Минюстом иностранным агентом) и Ксении Собчак в Дубае скачивания этого приложения опередили все топовые мессенджеры и, кажется, превзошли ожидания самих сооснователей — Валерия Климова и Вероники Яковлевой. К концу года число пользователей достигло 2,5 млн человек.

Плацдармом для разработки главной фичи приложения — психологического теста на совместимость — стали кафедра социологии НИУ ВШЭ, которую окончила Вероника Яковлева, и лаборатория прикладного сетевого анализа во главе с эдвайзером проекта профессором Валентиной Викторовной Кусковой. «Нас, безусловно, хвалят за фичу теста, и, когда эта идея была совсем нова, мы получили кучу откликов из разряда "наконец-то кто-то это сделал!"», — рассказывает Яковлева.

В основе лежит идея применения психологического скоринга — определения психотипа человека с помощью наводящих вопросов. Эти методики валидированы и применяются уже более 100 лет — например, во многих американских корпорациях сотрудники проходят подобные тесты. «В основе нашего приложения сейчас лежат методики Ocean Big Five и MBTI. В других дейтингах тоже были попытки использовать MBTI, но почему они не выстрелили? Потому что MBTI — это тест из 40 вопросов. Для пользователя такой опыт крайне тяжел, и нашей задачей было сжать эту методику и сохранить точность результатов. Мы сжали ее до 15 вопросов, и теперь это наша интеллектуальная собственность», — комментирует Яковлева.

В Twinby работает RnD-департамент, состоящий из психологов, они следят за трендами, анализируют научную базу и смотрят, что может подойти для дальнейшей разработки тестов и опросников. После того как психологи выбирают методику, они описывают все возможные результаты тестов на основе ответов пользователей, а затем заводят все это в математические формулы, чтобы передать в разработку. Следующий этап проекта — внедрение теста на очень популярные сегодня в Сети attachment styles. Так что скоро можно будет определить, какой у потенциального партнера тип привязанности: тревожный, надежный или избегающий.

Фото: Shutterstock

Тесты на совместимость и искусственный интеллект

Кажется, психологические тесты на совместимость — новый черный на рынке онлайн-дейтинга. Но реализуется фича за счет разных технологических подходов. В ноябре 2023 года вышло приложение Flero, которое позиционирует себя слоганом «мы мэтчим души, а не картинки». Сейчас им пользуются 60 тыс. подписчиков, и ежемесячно аудитория растет на 30%. Сооснователи Альберт Кайгородов, работавший с Gartner, Reddit и во множестве стартапов Кремниевой долины, и предприниматель из IT-сферы Александр Давыдов разработали проект, основанный не на опросниках, а на получении обратной связи, что, по их мнению, позволяет построить максимально точный и непредвзятый портрет личности.

Как это работает? Пользователь выбирает семь, по его мнению, типичных черт своего характера, а затем отправляет ссылку на точно такой же тест друзьям, и они так же выбирают семь черт характера, которые, по их мнению, ему присущи.

У приложения отличная от других механика — нет свайпов, а профили листаются, как лента в Instagram (принадлежит Meta, компания признана экстремистской и запрещена в России): если пролистнул чей-то профиль, его можно вернуть. Основатели пошли дальше и, кроме общих интересов и психологической совместимости, интегрировали модную эзотерику: можно посмотреть совместимость по параметру Human Design. В разработке еще ряд тестов, чтобы пользователи могли сами выбирать, что они хотят видеть в плане совместимости, — например, если человек не верит в Human Design или соционику, он может эти параметры отключить.

Еще одно приложение, где ИИ анализирует массив данных и выдает наиболее подходящего партнера по совместимости, — «Айри». Также ИИ помогает изучать фидбэк пользователей — насколько он удачно подобрал пару — и совершенствует свои решения. ИИ также выступает персональным помощником по организационным вопросам, может забронировать столик в ресторане, согласовать время встречи и так далее. «Сейчас у нас несколько десятков тысяч пользователей, у каждого примерно 20–80 хорошо подходящих пар (зависит от заданных параметров). Скоро выходит вторая версия проекта, и мы начнем более агрессивный маркетинг», — рассказывает CEO «Айри» Маринэ Багдасарян. Разработки велись при Российской академии наук, в Лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях.

Сайт приложения «Айри»

Сайт приложения «Айри»

Кто сидит в приложениях и кого там ищут

Исследование Pew Research Center в США показало, что в дейтинговых приложениях превалирует мужской пол. Гульнара Краснова, писатель, журналист, доктор философских наук, написала книгу о феномене онлайн-дейтинга «Про это. Как и где знакомиться в Интернете», еще когда это не было мейнстримом — в 2019 году. Судя по ее исследованиям, в российском онлайн-дейтинге тоже всегда по количеству лидировали мужчины. «Назовите хотя бы одно место в России, куда бы вы зашли и число мужчин превышало число женщин? Да нигде», — шутит Гульнара Краснова.

Это подтверждает и CEO Twinby: «Мы анализировали рынок, и действительно, дейтинг — очень мужская территория, мужчин там около 70%. Но благодаря выбранной нами концепции осознанных знакомств, основанных на типах личности, мы привлекли очень много женской аудитории и уравновесили ее до разбивки 50/50».

В приложении «Айри», напротив, больше женщин — соотношение примерно 60/40. «Наша аудитория — это люди, которые хотят найти "своих": настоящего друга, любовь. Мы про глубину человеческих отношений, и именно это в основном у нас и ищут, так как многие устали тратить время на пустые знакомства», — комментирует Багдасарян.

То, что пользователи ищут долгосрочные и серьезные отношения, отмечают и сооснователи Flero. Если судить по статусам в Twinby, которые ставит пользователь, обозначая цель нахождения в приложении, главная цель — поиск серьезных отношений (40%), чуть меньше тех, кто хочет ходить на свидания (около 30%), «неопределившихся», что, скорее всего, подразумевает секс на одну ночь, — минимум (10%).

Наблюдается интересная закономерность: все сооснователи дейтинговых приложений заявляют, что их аудитория в основном ищет серьезные отношения, а практически все пользователи сталкиваются с обратным. По крайней мере, человек может официально в своем профиле заявлять, что ищет серьезных отношений, а на самом деле искать только сексуальный контакт, что в конечном счете очень сложно измерить.

«Сейчас практически никто не хочет отношений, но многие хотят формата friends with benefits. То есть ни к чему не обязывающий долгосрочный сексуальный контакт. Я спрашивала нескольких парней, почему так. Они ответили, что ни у кого нет времени искать все время новых партнеров, все много работают, да это и не всегда безопасно. Но при этом никто не хочет ответственности и обязательств в отношениях», — делится мнением респондентка Руслана.

Фото: Shutterstock

Не могу остановиться

За пять лет дейтинга респондент Ольга заметила, что процентов 40% парней — одни и те же: «По крайней мере те, кто были в Tinder, сейчас сидят в Pure, я уже даже их лица запомнила».

Любому опытному юзеру известна истина: цель бизнеса — не найти вам идеального партнера, скорее наоборот. На этой почве вырастает тенденция, которая наблюдается много лет существования онлайн-дейтинга, — невозможность остановиться. Даже если ты кого-то нашел и человек тебе нравится, закрадывается мысль: «Как же так, неужели я упущу еще миллион знакомств?» Эта проблема бесконечности выбора побуждает тебя возвращаться снова и снова. Интересный кейс: на европейском рынке даже вышло приложение, «которое создано для того, чтобы его удалили», — Hinge. Ведь дейтинговому бизнесу выгодно, чтобы вы сидели и дальше в приложении, но пользовательские проблемы это не решает. «Это такой парадокс дейтинга, — делится мнением Никита Ануфриев. — Также я вижу, что приложения стали добавлять фичи, которые называются icebreakers — карточки, вопросы, AI-помощники. Общение в сервисах очень поверхностное, поэтому приложения придумывают подсказки, вопросы, диджитал-консьержей, которые направляют разговор в нужное русло. Это увеличивает время переписки и задерживает пользователя в сервисе дольше».

Фото: hinge.co

Собственно, так и намерены удержать пользователя в Twinby. «Я занималась изучением рынка как социолог, и у нас еще в начале проектирования интерфейса стоял вопрос, как быть экологичными по отношению к пользователям в этом ключе. Для удержания мы разработали другие механики. Это тесты и карточки — иногда к нам просто приходят, чтобы пройти тесты. Карточки с вопросами также удерживают внимание. Если в среднем в других приложениях люди в один заход проводят 20 минут, то у нас — около часа. Плюс мы показываем в ленте всех, предоставляя широкую информацию и подсказывая, кто вам подходит больше, а кто меньше, что тоже повышает времяпровождение», — комментирует Вероника Яковлева.

Сколько денег люди тратят на приложения

Рынок дейтинг-сервисов США переживает бум: люди тратят сотни долларов в месяц на различные приложения, так как бесплатные версии считают абсолютно бесполезными. Есть сервисы и за $400–500, например приложение якобы для «избранных» выпускников топовых вузов со степенью MBA The Leage, которое критикуют за чрезмерный снобизм.

Фото: theleague.com

В России же основное количество опрошенных — представители поколения миллениалов, которые воспитаны на торрентах и пиратском контенте и предпочитают не тратиться даже на базовую подписку. По мнению Вероники Яковлевой, когда в дейтинг-сервисы в большей степени вольются зумеры, то они зададут определенный тренд рынка: «Им свойственно жить в экономике шеринга и экономике подписки. Они не пойдут на сайты-торренты, чтобы скачать пиратскую версию, они скорее подпишутся, и мы увидим рост выручки в будущем».

Также есть мнение, что на подписку в большей степени готовы тратить деньги мужчины, нежели женщины. В Pure ставка по монетизации идет именно на мужчин: чтобы пользоваться приложением, им необходимо платить 799 руб. в неделю, 1490 руб. в месяц или 4990 руб. в год. В Twinby запустили (2 января) монетизацию для всех — ее максимальная стоимость составляет 1800 руб. на три месяца. Это снимает ограничение с просмотра лайков, открывает возможность поставить суперлайк и написать еще до мэтча, вернуть назад свайп, посмотреть расширенные результаты тестов на совместимость. Во Flero без подписки практически ничего нельзя сделать, кроме просмотра базовых данных анкет. Простая подписка обойдется в 149 руб. в месяц, премиум — в 599 руб., наконец, black, дающая доступ к самому широкому функционалу, стоит 999 руб. в месяц.

«У меня когда-то был даже нанят менеджер по Tinder, который писал ежедневно тем, с кем были мэтчи, и отвечал на вопросы. Такой специалист стоит примерно 1500 руб. в неделю. Но ни к чему особому это не привело», — рассказывает респондентка Ольга. «Дейтинг в онлайне выматывает, — соглашается респондентка Руслана. — Чтобы выйти с человеком на встречу, ты проходишь огромную "воронку продаж": лайкаешь 100 анкет, с 20–30 завяжется диалог, долгосрочный диалог — с 8–10 людьми, на встречу выйдешь дай бог с парой людей, и не факт, что вы друг с другом сойдетесь. По факту это отдельная работа».

Некоторые эксперты уверены, что будущее за AI-ботами — некими виртуальными двойниками, которые будут дейтиться за человека. Соответственно, это тоже будет стоит определенных затрат.

Фото: Shutterstock

Кто знает этого парня?

Когда начинаешь разговор про онлайн-дейтинг, невольно вспоминается нашумевшая и леденящая душу история про мошенника из Tinder. Как говорил Чак Паланик, «реальность фантастичнее вымысла», и таких историй для Netflix найдется не одна сотня. Одна из респонденток поделилась телеграм-каналом «Шпионка», где девушки оставляют скриншоты профилей парней из дейтинг-сервисов и спрашивают аудиторию, знает ли кто-то этого парня и насколько он адекватен. И только в одном этом чат-боте из скролла на десять минут можно найти несколько сюжетов если не для документалки, то как минимум для сводок околокриминальной хроники. Многие девушки, отвечая на вопрос, задумываются ли они о безопасности, когда идут на встречу с парнем из онлайн-сервиса, отвечают «нет».

«Пару раз я сталкивалась с мошенниками, — рассказывает респондентка Руслана. — Схема одна: сначала ты общаешься с парнем, потом выясняется, что он живет, допустим, в Берлине. Через какое-то время общения человек начинает просить выслать нюдсы. У меня был случай, что мы переписывались с парнем несколько дней и на просьбу скинуть нюдсы я отправила свое фото в нижнем белье. И далее начался классический шантаж: "Если ты не скинешь денег, я солью фотки всем твоим друзьям". Я его заблокировала, написала в техподдержку Telegram (это было в чат-боте "Дайвинчик"), но мне так и не ответили. При этом существует и зеркальная сторона мошенничества — когда девушки разводят парней. Несколько моих дейтов рассказывали, как девушка вела их в какую-нибудь кальянную, где они оставляли 5–10 тыс. руб., а потом исчезала. В итоге кальянная и девушка в доле, а парень — нет».

Инсайдеры знают массу историй мошенничества со стороны девушек, в основном из развивающихся стран, которые разводят на интимный звонок по Zoom, а затем просят парней прислать денег на карту.

По отзывам некоторых пользователей сервиса Twinby (мужчин), мошенники брали их личные фото и использовали для своей страницы под другими именами и данными, причем аккаунты были официально верифицированы галочкой.

Что делают сервисы, чтобы обезопасить пользователей от девиантного поведения? «Мы в Twinby с волной популярности тоже словили небольшой процент фрод-трафика (это мошенники, которые пытались развести публику, но из-за активности и масс-лайкинга выдали себя). Мы разработали алгоритмы определения аномальной активности — собрали паттерны, как ведут себя эти странички, и сейчас они блокируются. Также у нас в разработке тест на определение девиантного поведения — от буллинга до психических расстройств. Алгоритмы будут считывать визуальную, текстовую, поведенческую информацию», — делится Вероника Яковлева.

Александр Давыдов рассказывает, что в Flero используются современные антифишинговые технологии, автоматическая и ручная модерация контента. Кроме того, проект проводит информационные кампании в соцсетях.

Фото: Shutterstock

Happy end

Когда в 2019 году Гульнара Краснова выпустила свою книгу, тема онлайн-дейтинга в России еще в некотором смысле была табуирована. Прогноз был неутешительный: табу быстро не спадет. Но внезапно, после ухода Tinder, книга выстрелила: «По сути, табу спало. Это одно из последствий пандемии, когда многие вещи перешли в онлайн, вместе с этим и знакомства. Но люди все еще не могут определиться со своими целями в принципе. Эксперты говорят, что это связано с нестабильностью в мире. Поэтому, видимо, маркер "цель знакомства" станет очень важным в ближайшее время. Потому что люди уже просто не хотят тратить время на тех, кто не определился с целями. В ближайшие год-два жизнь вряд ли станет менее сложной, и пользователи, которые быстрее определяются, выигрывают на фоне остальных».

«Если в целом брать концепцию онлайн-дейтинга, то я не питаю здесь каких-то иллюзий, хотя в окружении у меня довольно много пар, счастливо нашедших друг друга через дейтинговые сервисы. У меня дальше нескольких свиданий и быстрых мимолетных отношений не заходило, хотя по факту я намерена найти партнера», — рассказывает респондентка Руслана.

Алиса (27 лет) за пять лет онлайн-дейтинга разной степени успешности пришла к счастливому исходу: в начале 2022 года у нее завязались отношения с парнем из Стокгольма, а в конце 2022 года они уже поженились, и сейчас девушка в процессе переезда: «Не считаю, что наш случай — какое-то счастливое исключение. Действительно, в приложениях встречаются странные люди. Но как бы банально ни звучало, мир такой, каким мы хотим его видеть. Если жить с убеждением, что в онлайне сидят только фрики, женатики и инфантилы, такие и будут попадаться. Плюс важно всегда критически оценивать сообщения собеседника и не закрывать глаза на red flags».

CEO Twinby Вероника Яковлева тоже уверена, что сегодня есть тренд на более серьезный подход к поиску партнера и онлайн-дейтинг может стать хорошим подспорьем, ведь мы все активнее уходим в цифру: «Люди стали более осознанно подходить к выбору типа партнера, обращать внимание на состояние ментального здоровья, и именно пандемия дала буст этому рынку. На мой взгляд, сейчас дейтингу не хватает иммерсивности — анкеты очень плоские, их можно было бы дополнять различным функционалом. До массовой виртуальной реальности пока далеко, ведь VR-очки вряд ли в ближайшее время станут дешевым продуктом. Пока это может быть набор механик и фичей — видео, аудио, которые позволят посмотреть на человека с разных сторон до мэтча».

Появится ли революционная технология, которая перевернет дейтинг с ног на голову, как это сделал Tinder своим свайп-ориентированным подходом? Когда-то (в конце 2017 года) Netflix показал нам еще один интересный подход к работе дейтинг-приложений — в серии «Черного зеркала» Hang the DJ алгоритм подбирал партнера и устанавливал отношениям «срок годности», пока не изучит все поведенческие паттерны пользователя и не найдет ему идеальную пару. Ждать ли какой-то магии от дейтинга? Пока искусственный интеллект отстает от магического мышления простых смертных, есть время поставить еще один лайк и написать первым.

Подписывайтесь на Telegram-канал «РБК Стиль»