Герои, 01 июн 2020, 12:25

15 россиян, которые сотрудничают с мировыми брендами одежды

На мировой модной арене знают не только Лотту Волкову и Гошу Рубчинского. Рассказываем о российских фотографах, художниках, дизайнерах и даже гимнастке — они создают совместные проекты с Gucci, Prada, Hermès, Alexander McQueen и Comme des Garçons.
Читать в полной версии

Покрас Лампас

  • Профессия: художник, каллиграф
  • Город: Королев
  • Коллаборации: Fendi, Dries Van Noten, Comme des Garçons, Levi’s, Nike, Reebok, YSL Beauty, M.A.C.
  • Сайт: pokraslampas.com

Шутка о том, что в мире не осталось поверхностей, которые бы не расписал Покрас Лампас, с каждым годом становится все больше похожей на правду. Фасад Третьяковской галереи, площадь перед стадионом «РЖД Арена», карта Альфа-банка, автомобиль Lamborghini и даже женские тела — единственный российский художник, чьи работы демонстрировались на Таймс-сквер, получает предложения о сотрудничестве регулярно. Но больше всего Покрас Лампас — ко всему прочему, владелец собственной марки одежды — любит работать с модными брендами. «Это позволяет включиться в иной цикл производства, открыть новые технические возможности и показать результаты коллаборации масштабной аудитории, которую сам себе художник позволить не может», — комментирует он.

В 2017 году каллиграфия Покраса Лампаса, в которой прячутся определенные символы и смыслы, украсила крышу Дворца итальянской цивилизации, одного из самых высоких зданий в Риме. Проект был реализован по инициативе бренда Fendi, запустившего мультимедийную платформу для самовыражения миллениалов F Is For… — Покрас Лампас стал ее первым участником из России.

С просьбой превратить монументальные постройки в футуристические арт-объекты к художнику также обратились Nike (флагманский магазин бренда обзавелся флуоресцентной росписью) и Comme des Garçons (совместные инсталляции появились в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Токио, Пекине и Санкт-Петербурге). Другие же бренды предложили ему поработать с одеждой: Reebok — придумать принты для спортивных комплектов, Levi’s — расписать культовую куртку Trucker, а Dries Van Noten — сделать монограмму для коллекции весна-лето 2017. Большинство вещей получили статус «солд-аут» сразу же после поступления в продажу, а сам Покрас обзавелся полумиллионом поклонников в социальных сетях.

AES+F

  • Профессия: художники
  • Участники арт-группы: Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский + Владимир Фридкес
  • Город: Москва
  • Коллаборации: Fendi X Gentle Monster
  • Сайт: aesf.art

Арт-группу AES+F, названную по первым буквам фамилий ее участников, окрестили главным оракулом российского современного искусства. Шутка ли, ее «Исламский проект» (1996–2003), показавший мир, захваченный исламистами (статую Свободы в парандже, Музей Гуггенхайма с минаретом, Красную площадь с прибитыми к столбу кистями рук воров), предвосхитил трагические события 11 сентября 2001 года. О коллективном творчестве, представленном преимущественно в формате цифровых коллажей и монументальных видеоинсталляций, узнали за рубежом: произведения AES+F попали на важнейшие международные биеннале, в частности в Венеции, Сиднее, Лионе, Кванджу и Стамбуле, а истории их создания — на страницы прессы, в том числе Vogue, Harper’s Bazaar, Elle, AnOther Magazine и Dazed & Confused.

«Представители модной индустрии внимательно следят за событиями в современном искусстве. Приятно, что среди них оказалось много наших поклонников, включая креативного директора Fendi Сильвию Вентурини-Фенди», — делятся участники AES+F. Итальянский бренд предложил российским бунтовщикам сделать рекламную кампанию коллаборации с корейским брендом солнцезащитных очков Gentle Monster, основываясь на образном ряде уже существовавшего проекта AES+F «Inverso Mundus» (2015). Работа над кампанией производилась студией AES+F, которой занимаются дети основателей арт-группы — IT & CGI продюсер Георгий Арзамасов и директор Антон Святский, при участии фото- и видеоагентства PhotoFactory. «В кампании, как и в нашем проекте, на планету приземляются причудливые фантастические объекты. Персонажи ролика играют с ними, что символизирует неизбывный интерес людей к неизведанному, к другим мирам».

Полина Осипова

  • Профессия: художник
  • Город: Чебоксары
  • Коллаборации: Gucci
  • Сайт: instagram.com/polinatammi

Бусины, жемчуг, медные монеты и горный хрусталь — главные артефакты творчества Полины Осиповой. Их она складывает в кокошники, броши, маски и элементы национального чувашского костюма — дань любимой родине и детству, о котором девушка часто рассказывает в социальных сетях. Завораживающие присказки вкупе с визионерским талантом и трудоемким, практически кутюрным мастерством подкупили команду бренда Gucci, которая сделала Instagram-фильтр на основе одной из работ Полины. Теперь перламутровый кокошник с короной, камерами наблюдения и логотипом модного дома может примерить любой, как это уже сделали актрисы Лу Дуайон и Амандла Стенберг и музыкант Зуми Росоу.

Елена Белецкая

  • Профессия: фотограф
  • Город: Санкт-Петербург
  • Коллаборации: JW Anderson
  • Сайт: instagram.com/photofatalista

Летом 2018 года JW Anderson опубликовал рекламную кампанию, снятую тремя молодыми фотографами. Один из кадров — с десятком фирменных сумок, подвешенных за остатки срубленного дуба, — был сделан в районе усадьбы Демидовых близ поселка Тайцы в Ленинградской области. Его автором выступила петербургский фотограф-самоучка Елена Белецкая, которую британский дизайнер Джонатан Андерсон вместе с креативным консультантом Амандой Харлек, модным редактором Тимом Блэнксом и стилистом Бенджамином Бруно отыскал среди 2 тыс. человек — участников конкурса «Your picture / Our future». По словам Андерсона, Белецкая имеет «незамутненное креативное видение», которое соответствует «неотфильтрованной сущности бренда».

Сотрудничество с JW Anderson стало единственным масштабным проектом в карьере петербургского фотографа. Сегодня она снимает «просто так», приглашая друзей в домашнюю фотозону. «До наступления кризиса успела начать бренд одежды: был опыт работы с хорошими специалистами, с которыми мы сшили два пуховика. Сейчас с цехом распрощалась, приобрела бытовые машинки, учусь шить по книгам сама. Мастера не по карману, а заводить нужные контакты не умею и не стремлюсь. Но верю, что все обязательно получится — важнее на масштабность проекта, а создание собственного гардероба», — комментирует Елена Белецкая.

Саша Кац

  • Профессия: художник
  • Город: Москва
  • Коллаборации: Burberry, Converse
  • Сайт: sashakatz.com

Саша Кац — одна из 12 резидентов миланского агентства Opera Illustration, которое представляет интересы художников и иллюстраторов по всему миру. Однако выпускница Британской высшей школы дизайна к этим специальностям себя не причисляет, она начала изучать 3D-арт по туториалам уже после окончания вуза. «Я бы описала свое творчество как совершенство уродства, — рассказывает Кац. — Мой мудборд — это жигули, ковры, пустыня, работы моих подруг-фотографов, уродливая архитектура и Tumblr, до того как в нем запретили порно».

Именно Tumblr, пять лет назад плотно сотрудничавший с брендом Converse, предложил Саше Кац первую коммерческую работу. В результате получилась 3D-гифка с изображением кед Chuck Taylor All Star в стилистике фигурок Lego. В 2020-м Саша получила заказ уже от старейшего модного дома Великобритании Burberry, который запустил проект #BurberryGeneration. Для него авторы из разных стран создают работы на тему togetherness — связи людей, которая во время пандемии коронавируса стала только крепче. Саша Кац изобразила полуобнаженные человеческие фигуры, накрытые шелковыми платками с монограммой бренда. Подробностей коллаборации она не раскрывает, но отмечает, что было захватывающе читать комментарии под тремя публикациями ее работ в Instagram.

Неон, кожа и тропики: 12 главных трендов сезона весна-лето 2020

Маша Васюкова

  • Профессия: режиссер
  • Город: Калининград
  • Коллаборации: Hermès, Prada, Alexander McQueen
  • Сайт: spoon.film

Маша Васюкова выросла на сценах из фильма «Психоз» и скетчах из комедийного сериала «Летающий цирк Монти Пайтона». Ее учитель иностранных языков Артем Рыжков, который также вел передачу о кино на калининградском телевидении, считал, что обсуждение раздвоения личности Нормана Бейтса и пересказ сцен «с дождем из бухгалтеров» — лучший способ научить десятилетнюю Машу говорить на английском. «В 90-е кинотеатры были закрыты и использовались как мебельные склады, а Артем привозил из Ирландии, где был на практике, полные чемоданы европейских и американских фильмов, записанных на VHS. Как только у нас дома появился проигрыватель, я стала вместо уроков смотреть "Королевство" Ларса фон Триера и трилогию "Орфей" Жана Кокто», — рассказывает девушка.

Любовь к кинематографу побудила ее пройти вечерние курсы по киноискусству в Лондоне и снять фильм о Вуди Аллене, которого с родным для Маши Калининградом объединяет прежнее имя (будущего режиссера при рождении назвали Аллан Стюарт Кенигсберг). Результат получил приз американского павильона в Каннах как лучший короткометражный документальный фильм и даже вышел в прокат в США в паре с комедией Софи Лелуш «Париж-Манхэттен». О том, чтобы работать в модной индустрии, девушка не думала до тех пор, пока не встретила британского фотографа Крейга Макдина, который сначала предложил Васюковой сделать фильм для AnOther Magazine с участием Мии Васиковска, а после и вовсе создать совместную творческую студию Spoon Film.

Портфолио Маши стремительно пополнялось съемками для Vogue, Interview и журналов W и T, героями которых становились Натали Портман, Брэд Питт, Эминем, Бенджамин Клементин и Рианна (клип последней «Kiss It Better» — тоже дело рук Васюковой и Макдина), а также кампаниями Prada, Hermès и Alexander McQueen (в том числе с участием Кейт Мосс). «Они диаметрально разные по концепции, и мне безумно нравится возможность создавать маленькие миры, экспериментировать с разными жанрами, работать с очень талантливыми людьми. Сегодня ты на локации в Лионе, Чили или Японии, через два дня — в студии в Лондоне или ателье в Париже. Я часто в дороге, подолгу не бываю дома, но обожаю аэропорты, перелеты и гостиницы, меня вдохновляют транзитные зоны», — описывает свой образ жизни Маша Васюкова.

Гарри Нуриев

  • Профессия: дизайнер, архитектор
  • Город: Ставрополь
  • Коллаборации: Balenciaga, Opening Ceremony, Nike
  • Сайт: crosby-studios.com

Владелец дизайн-бюро Crosby Studios, которое отвечает за монохромный яркий интерьер многих московских заведений (и магазина Avgvst на Патриарших прудах), обласкан как российской, так и зарубежной прессой. Она называет Гарри Нуриева творцом эпохи Instagram, а его работы — смесью наследия Баухауса, скандинавского минимализма и 80-х. Сам дизайнер описывает свой стиль как комбинацию функциональности и авангарда и верит в философию aesthetic healing — исцеления через эстетику. Эту эстетику Нуриев выражает в том числе через коллаборации с мировыми брендами, для которых продумывает интерьер и его элементы.

Так, в результате его сотрудничества с Nike получилось прозрачное виниловое кресло, набитое кроссовками Air Max в белых и фиолетовых оттенках. По тому же принципу создавался диван Balenciaga, только наполненный не обувью, а нераспроданной или бракованной одеждой. Диван, представленный в 2019 году на дизайн-выставке в Майами, — не единственная коллаборация Гарри Нуриева и Balenciaga. Ранее он сделал небольшую коллекцию офисной мебели, получив от Демны Гвасалии согласие на манипуляцию брендингом.

Архитектор Гарри Нуриев — о разнице между Москвой и Нью-Йорком

Мария Казакова а.к.а. Jahnkoy

  • Профеесия: дизайнер
  • Город: Новосибирск
  • Коллаборации: Puma
  • Сайт: jahnkoy.com

Многолетнее сотрудничество основательницы марки Jahnkoy Марии Казаковой и Puma началось во время ее учебы в Школе дизайна Parsons: студенты вытягивали из ведра бумажки с названиями брендов, для которых должны были придумать проекты и новые векторы развития. Выпускная коллекция The Displaced, главной идеей которой было возрождение ремесленных техник и культурного наследия разных народов через спортивную одежду, была показана на Неделе мужской моды в Нью-Йорке. Мария устроила перформанс, направленный против безответственного потребления, которое приводит к истощению ресурсов планеты и переизбытку мусора, в том числе и текстильного.

Спустя месяц девушка была номинирована на премию LVMH, которую в разные годы получали Симон Порт Жакмюс, Марин Серр и Питер До, а позже, заручившись крепкой поддержкой Puma, осуществила проекты Decieved: No More и Me$$enjah с выставками в Нью-Йорке и Москве. В 2019 году поддержка сменилась полноценной коллаборацией: Мария использовала классические силуэты спортивных костюмов и кроссовок Puma для нанесения старинных народных вышивок и кодирования национальных флагов сразу нескольких государств. Сейчас дизайнер планирует открыть галерею в Бруклине, которая будет работать как магазин и мастерская ее марки Jahnkoy.

Слава Могутин

  • Профессия: художник
  • Город: Кемерово
  • Коллаборации: Helmut Lang, Hood By Air
  • Сайт: slavamogutin.com

«Мое творчество — это протест против системы, застойного статуса-кво и конформизма. Это рассказ о нетрадиционной, ненормативной жизни и маргинальных, радикальных проявлениях человеческой природы с позиций общечеловеческих ценностей. Это попытка разрушить языковые, религиозные и идеологические барьеры, которые нас разделяют, выйти за пределы одной тусовки, одной культуры, одной судьбы». Именно так рассказывает о себе Слава Могутин — журналист, поэт и квир-художник, который ради свободы самовыражения перебрался из Кемерово в Москву, а затем в Нью-Йорк.

Городу — а точнее, золотым годам его ночной жизни — он посвятил монографию «NYC Go-Go» с фотографиями хастлеров и стриптизеров. Их же Могутин пригласил на съемку под названием «Helmut Go-Go», сделанную по мотивам персонального архива Хельмута Ланга. Получившиеся кадры заинтересовали нового креативного директора бренда Helmut Lang Томаса Каусона, который вышел к автору уже с официальным предложением о сотрудничестве. В результате получилась коллекция свитшотов и футболок с логопринтами «Helmut Go-Go» и «Stock Boyz» и указанием реально существующего номера телефона. Позвонив на него, можно было услышать голос Могутина.

«Это концептуальный проект в духе раннего Хельмута Ланга. И горячая линия с моим голосом — пародия на рекламу в духе абсурдистских записей Брайона Гайсина и радиопрогнозов погоды Дэвида Линча», — комментирует художник. Он также сделал рекламную кампанию выпущенной коллекции, а в начале года уже сам снялся в роли модели. Опыт есть: ранее Могутин прошелся по подиуму показа Hood By Air и позировал для обложки журнала Man About Town.

Диляра Минрахманова

  • Профессия: дизайнер
  • Город: Набережные Челны
  • Коллаборации: Puma
  • Сайт: outlaw.ru

Диляра Минрахманова основала марку Outlaw Moscow вместе с Максимом Башкаевым, с которым вместе изучала китайский язык в РУДН. Как рассказывает девушка, непрофильное образование помогло выстроить нестандартный подход к развитию бренда: «Изначально это было не столько про одежду, сколько про комьюнити. Одежда стала одним из инструментов нашей коммуникации наряду с фильмами, вечеринками и коллаборациями».

Крупнейшая и главная в жизни Outlaw Moscow коллаборация связана с Puma, а точнее, с направлением Puma Select, в рамках которого бренд сотрудничает с молодыми дизайнерами, художниками, иллюстраторами и музыкантами со всего мира. Глава Puma Select Яссин Саиди узнал о Диляре и Максиме после того, как они сняли мини-фильм о своей коллекции, отправили его на конкурс Fashion Film Award by SHOWstudio Nick Knight и были отобраны Николой Формичетти, Дафной Гиннесс, Рутом Хогбеном и самим Ником Найтом. «К моменту знакомства с Puma мы активно участвовали в Неделях моды в Милане и Париже, сняли второй фильм и сделали несколько громких вечеринок. Наше комьюнити росло, выстраивание правильной коммуникации с теми, кто смотрит в ту же сторону, — тоже. Думаю, что это и привлекло Яссина Саиди, и на встрече в нашем шоуруме он нашел то, что искал, — фрешменов, горящих идеей и ищущих новые грани самовыражения», — рассказывает Диляра Минрахманова, которая с этого года занимается брендом одна.

Владимир Шрейдер

  • Профессия: арт-директор
  • Город: Абакан
  • Коллаборации: adidas, Marc Jacobs, Uniqlo, Louis Vuitton, Moncler, Vetements, Travis Scott 
  • Сайт: instagram.com/shreyder

Еще в школе Владимир Шрейдер разрабатывал промосайты для музыкантов, в том числе для группы The Bambi Molesters, известной по саундтреку к сериалу Breaking Bad. Он объясняет, что сфера цифрового дизайна позволяет делать проекты для компаний по всему миру, поэтому неважно, где человек находится в офлайне — в родном Владимиру Абакане или в Москве, куда он перебрался по приглашению Артемия Лебедева. Став арт-директором издательского дома Look At Me, он стал сотрудничать со многими мировыми брендами — от adidas и Marc Jacobs до Beats by Dr. Dre и получать престижные награды, в том числе «Золотого льва» и лондонскую премию D&AD. Под брендом Look At Me Владимир Шрейдер также участвовал в конкурсе марки Uniqlo, решившей привлечь креативные издания из разных стран к созданию футболок. В результате на принте было указано имя самого дизайнера. «Эти футболки мгновенно раскупили. Одну из них носил продавец флагманского магазина Uniqlo в Лондоне, который купил ее из-за принта. Но даже там мне было сложно найти экземпляр для себя», — комментирует Владимир.

В 2013 году Владимир Шрейдер вместе с разработчиком Борисом Головневым запустил Glitché — мобильное приложение для редактирования изображений при помощи цифровых ошибок и визуальных искажений, которое в 2018 году стало одним из лучших по версии Apple. На стартап обратил внимание Ник Найт, который стал использовать его едва ли не во всех проектах и выразился, что лучше скачать Glitché за $1, чем платить за постпродакшн £300 в час. К фотографу тут же прислушались представители брендов Louis Vuitton, Moncler и Vetements, которые стали создавать в приложении рекламные кампании, скачивая его на тех же условиях, что и рядовые пользователи (среди них — Кайли Дженнер, Фаррел Уильямс и Ким Кардашьян).

«Однажды мне написал художник Lefty Out There, который заявил, что наше приложение изменило его подход к творчеству, а узнал он о нем по рекомендации своего друга Вирджила Абло, — рассказывает Владимир Шрейдер. — Листая сторис, я часто вижу то кампанию Ray Ban, то обложку Vogue с фильтрами Glitché. Наши приемы работы с фото и видео сформировали новую визуальную культуру, которая живет собственной жизнью и за которой теперь уже сложно уследить».

Анна Канюк

  • Профессия: гимнастка (мастер спорта по художественной гимнастике)
  • Город: Москва
  • Коллаборации: Alexander Wang
  • Сайт: instagram.com/anna_kanyuk

Основательницу сети студий растяжки Topstretching Анну Канюк, которая на миллионную аудиторию демонстрирует возможности сверхъестественной растяжки, заприметил американский дизайнер Александр Вэнг. Он предложил девушке сделать серию постов, обыгрывающих ситуации, с которыми можно столкнуться в режиме самоизоляции. В них Анна Канюк выбрасывает мусор, придерживает дверь в лифте и снимает туфли — естественно, от Alexander Wang. Казалось бы, что здесь необычного? Да то, что все это гимнастка делает в шпагате.

На сегодняшний день видеомемы, опубликованные в Instagram-аккаунте Alexander Wang, набрали порядка миллиона просмотров и тысячи комментариев. Одни восклицают, что русские захватывают нью-йоркскую модную сцену, другие мечтают купить не туфли, а ноги, как у Анны. Вдохновленная отзывами подписчиков о деле ее жизни и теле их мечты, девушка занялась разработкой новой коллекции собственного бренда спортивной одежды: топов, футболок, толстовок и шорт, призванных обеспечивать комфорт и мотивировать на тренировки.

Протей Темен

  • Профессия: художник
  • Город: Москва
  • Коллаборации: Comme des Garçons
  • Сайт: proteytemen.com

Основная тема российского художника Протея Темена — исследование символической среды и ее анализ с помощью пластического языка абстрактного искусства через рисунки, видео, книги и инсталляции. Он сформировал несколько принципиально новых методов работы — будь то сюрритуализм (симбиоз ритуальности и принципа сюрреализма обнажать абсурдность того или иного действия) или добротаризм (упрощение изображение на геометрическом уровне, яркие контрастные цвета и нарочитое веселье). Все это близко японскому дизайнеру Рей Кавакубо, команда которой пригласила Протея Темена показать свои видео на открытии корнера Comme des Garçons в Москве в 2013 году. Спустя несколько лет сотрудничество продолжилось: рисунки художника из серии «Как муравей космонавту в ухо залез» стали принтами на юбках и платьях коллекции Comme des Garçons сезона осень-зима 2019/20.

Андрей Артемов

  • Профессия: дизайнер
  • Город: Уфа
  • Коллаборации: Reebok
  • Сайт: wosbrand.co

Имя выпускника Уфимского государственного университета стало известно на мировой арене благодаря Opening Ceremony. Представители американского бренда и одноименного ретейлера увидели коллекцию основателя марки WOS Андрея Артемова в Instagram и заказали ее для своих магазинов, даже не видя вживую. Так бренд Walk of Shame (позднее переименованный в WOS) появился в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, а именно в гардеробах Эль Фаннинг, Кэти Перри, Хари Неф, Зендаи и Тины Кунаки.

С количеством звездных клиенток росло и число предложений о сотрудничестве: в 2018 году WOS выпустил коллаборацию с Reebok, вдохновленную его собственной коллекцией винтажных вещей и сериалом «Твин Пикс». «В таких проектах нас привлекает возможность соединить два творческих взгляда для создания чего-то совершенного нового, объединить нишевое с массовым, — рассказывают представители бренда WOS. — Мы также считаем, что коллабораций должно быть в меру, хотя в будущем не отрицаем новые сотрудничества. Например, Андрею было бы интересно создать с кем-то коллекцию очков».

Тигран Аветисян

  • Профессия: дизайнер, художник
  • Город: Санкт-Петербург
  • Коллаборации: Nike, Comme des Garçons
  • Сайт: tigran.no

До попадания на флорентийскую выставку мужской моды Pitti Uomo, на которой он традиционно выступает с перформансом, объединяющим фэшн и арт, Тигран Аветисян окончил Central Saint Martins, получил грант LVMH и стажировался в Lanvin и Acne Studios. Однако продолжать работать в одном из мировых модных домов не стал — воплотил давнюю мечту о создании собственного бренда с производством в Италии и штаб-квартирой в Москве. «Мне интересно исследовать смежные дисциплины, нежели работать только с одеждой. Поэтому я не считаю себя ни дизайнером, ни художником, предпочитаю оставаться посланником мира идей», — комментирует он.

Проекты, в рамках которых Тигран Аветисян расписывает одежду, керамику и даже велосипеды его любимой марки Cinelli (часто прямо на глазах у потенциальных покупателей), в свое время заинтересовали Comme des Garçons и Nike. Первой он предложил закатать футболки в консервные банки с краской для продажи в токийском концепт-сторе Comme Des Garçons Trading Museum, а второй — сделать футболки на основе рекламных постеров «Just go bigger», приуроченных к выходу новых кроссовок Nike Air Max 720. «Для меня принципиально, чтобы бренды нестандартно подходили к задаче, — комментирует свои сотрудничества Тигран Аветисян. — Делать коллаборации ради коллабораций неинтересно».

Выбор редакции: 4 модных аксессуара на лето.