Пандемия COVID-19: скрытые угрозы для детской психики
Времена непростые, и для абсолютного большинства людей беспрецедентные. Но в наших силах пережить их с минимальными потерями для нас и наших детей. Дети быстро адаптируются, наша задача — быть с ними рядом и сглаживать острые углы. По всему миру закрываются школы, семьи вынуждены круглосуточно находиться дома, привычный ритм жизни ломается. Решения, которые мы как родители принимаем сейчас, могут облегчить или усугубить негативные эффекты от происходящего. Вот главные проблемы.
Общий тревожный фон
По словам Марии Гроховской, психолога сервиса «Яндекс.Здоровье», количество пациентов с тревожными расстройствами и паническими атаками сильно увеличилось. Происходит это оттого, что не удовлетворена базовая потребность человека в безопасности, что касается как угрозы здоровью, так и финансовых и материальных аспектов.
Дети хорошо чувствуют общий эмоциональный фон. Старшие, возможно, понимают и разделяют страхи родителей. Дети помладше пока не вникают и не анализируют ситуацию, но все равно чувствуют и «зеркалят» атмосферу в семье. Родители понимают, что уклад жизни меняется, приходится быстро перестраивать систему, выработанную годами. Это мощный стресс, который подпитывается необходимостью постоянно быть вместе в четырех стенах. Для большинства семей это крайне непривычная и чаще всего некомфортная ситуация, которая может усилить внутрисемейные конфликты, ухудшить отношения в паре, вызвать напряжение между родителями и детьми.
Что можно сделать? Екатерина Кузьмина, детский психотерапевт и психиатр Европейского медицинского центра, объясняет, что для детей очень важна стабильность. Следует сохранять режим сна и занятий (насколько позволяет ситуация), соблюдать распорядок дня. Здорово поддерживать семейные традиции, если они у вас есть: совместные завтраки или чаепития, настольные игры по выходным. Если таких нет — самое время их придумать. Чем больше в жизни ребенка констант, тем сильнее в нем будет чувство безопасности, которого сейчас не хватает. И тем меньше тревожных расстройств и ментальных трудностей ждет его на выходе из карантина.
Мария Гроховская отмечает: кроме этого, у всех членов семьи, в том числе у детей, должна быть возможность побыть наедине с самим собой. Важно выстроить границы — самоизоляцию внутри самоизоляции. Можно выделить для этого комнату или укромное место, где каждый сможет побыть в недосягаемости. Особенно это важно для подростков. Им можно поручить выйти из дома за продуктами, вынести мусор или погулять с собакой — хорошая возможность побыть в одиночестве и восстановить ресурс.
Ограничение подвижности
Еще одна важная проблема сейчас — ограничение подвижности (двигательная депривация на языке психологии), необходимость сидеть в замкнутом пространстве, которое не всегда подходит для активных игр и занятий спортом. Нужно всеми возможными способами стараться организовать двигательную активность. Зарядка, тренировки, онлайн-занятия — вариантов масса.
«Не нужно постоянно просить ребенка успокоиться, посидеть на месте, он физиологически на это не способен», — отмечает Мария Гроховская. Это относится и к малышам, и к подросткам. Чтобы организация активности не стала обузой и не нарушила ваших планов на день, внесите перерыв на физкультуру в распорядок дня.
Нарушенный образовательный процесс
Школы перешли на дистанционную учебу, но не все дети справляются с занятиями и домашними заданиями одинаково успешно. Здесь важно понимать, что учеба должна сохраняться, но не стоит загружать детей с головой, им и так сейчас сложно. Многократно увеличенным объемом заданий тут не поможешь. Стоит разобрать с ребенком, по каким предметам он может сделать минимум и расслабиться, а в какие лучше углубиться. Не стесняйтесь давать обратную связь учителям по объему и сложности домашних заданий. У детей обязательно должно быть свободное время, время на отдых, игры, должна быть возможность поскучать. Когда психика работает в усиленном режиме, нужно давать ей передышки. «Сейчас не время для сверхдостижений, — говорит Екатерина Кузьмина. — Давать послабления себе и детям можно и нужно».
Заторможенная социализация
Серьезный отложенный эффект длительной самоизоляции — нарушенные взаимоотношения со сверстниками. Находясь в социуме, дети совершенствуют свои навыки общения, а пребывая в самоизоляции, теряют их, предупреждает Екатерина Кузьмина. После карантина дети могут стать застенчивыми, нерешительными, перед походом в сад или школу могут сильнее чувствовать тревогу, бояться неодобрения, у них может появиться неуверенность в себе. Восполнить дефицит общения помогут видеозвонки друзьям.
Узнайте, какие 5 приложений сделают жизнь на карантине легче и безопаснее.