Впечатления, 07 сен 2019, 10:59

Мода на русское: сериалы и фильмы, которые снимали о России за рубежом

Осенью HBO выпустит мини-сериал о жизни Екатерины Великой с Хелен Миррен в главной роли. Как показывает афиша последних лет, Россия все чаще привлекает режиссеров.
Читать в полной версии
Фото: kinopoisk.ru

Сериал «Екатерина Великая»

Режиссер Филип Мартин, 2019

Фото: kinopoisk.ru

Точная дата выхода этого сериала не известна, но релиз запланирован на осень. Байопик о жизни Екатерины II расскажет о расширении государственных границ и реформах Российской империи. Зрители увидят не только дворцовую жизнь, полную интриг, но и масштабные батальные сцены. Главную роль доверили обладательнице «Эмми» и «Оскара» Хелен Миррен, которая с воодушевлением рассказывала журналистам о своей новой работе. Одна из главных сюжетных линий мини-сериала — отношения Екатерины II с ее фаворитом — генералом-фельдмаршалом Григорием Потемкиным (Джейсон Кларк). Актриса играет королевских особ не в первый раз: в 2005 году Миррен перевоплотилась в английскую королеву Елизавету I, в 2006 году — в Елизавету II. О роли русской императрицы Миррен мечтала давно, поэтому предложила идею сериала продюсеру Дэвиду Томпсону, когда работала с ним над фильмом «Женщина в золотом».

 

Сериал «Последние цари»

Режиссеры Адриан Макдауэлл и Гарет Танли, 2019

Фото: kinopoisk.ru

Сериал о жизни последнего царя из рода Романовых показывает события, которые происходили после коронации Николая II до момента расстрела царской семьи под Екатеринбургом. Историческую хронику не только разыгрывают актеры, но и комментируют специалисты. По словам исполнительницы главной роли Сюзанны Херберт, это на 80% драма, на 20% документальное кино. Западные критики оценили размах и качество производства этого телепроекта, сравнив «Последних царей» по масштабу с сериалом «Корона», но зрители нашли в нем много странных режиссерских решений.

Кроме очевидного киноляпа, в котором на Красной площади дореволюционной России виден Мавзолей 1930 года постройки, неубедительным считают, например, поведение близкого окружения царя. Министры по сюжету неоднократно повышают на Николая голос, чего в действительности по этикету происходить не могло. Кроме того, для многих непонятным стало обилие сексуальных сцен, многие из которых указывают на распущенность княгинь Романовых. Но никаких документальных подтверждений этим историям нет.

Сериал «Чернобыль»

Режиссер Йохан Ренк, 2019

Фото: kinopoisk.ru

После выпуска сериала мир захватил интерес к катастрофе на Чернобыльской АЭС. По данным Google Trends, в мае пользователи по всему миру набирали запрос «сhernobyl» чаще, чем за последние пять лет. Рейтинг новинки на киносайте Rotten Tomatoes составил 96%, а редакция издания назвала телепроект «одним из самых пугающих ТВ-шоу в истории». Несмотря на всеобщее восхищение, историки находили в картине несоответствия реальным событиям. Например, облучение радиацией в ночь аварии люди получили не на мосту, куда в фильме вышла большая часть жителей Припяти, а на балконах собственных квартир, и необратимые процессы в организме даже у тех, кто тушил пожар сразу после взрыва, в реальности протекали дольше.

Жуткие кадры смертей в сериале вызвали дискуссию вокруг безопасности атомной энергетики, но сценарист проекта Крэйг Мэйзин пояснил в Twitter, что «Чернобыль» снимали не о вреде ядерной энергии, а о лжи, которая может быть намного опаснее. Художественные обобщения и нестыковки, по мнению зрителей, не нарушили целостности и качества сериала, поэтому на сайте imdb.com кинорейтинг «Чернобыля» — 9,5 — побил рекорд «Игры престолов».

Фильм «Чайка»

Режиссер Майкл Майер, 2018

Фото: kinopoisk.ru

Фильм по пьесе Антона Чехова снял режиссер, известный по картине «Дом на краю света» (2004). В последние годы Майкл Майер больше занимался телепроектами и театром, получив премию «Тони» в 2007 году за постановку мюзикла «Пробуждение весны» на Бродвее. Режиссер не стал осовременивать действие комедии, как поступил Кристиан Олваген, автор еще одной экранизации «Чайки» (2018), где события происходят в ЮАР. Майер четко следует авторскому тексту: его герои произносят узнаваемые диалоги, сохраняют адекватные началу XX века манеры поведения и носят костюмы, точно передающие эпоху. Единственный нюанс — актеры намного старше своих персонажей, а основной фокус в этой экранизации не на Нине Заречной (Сирша Ронан), а на Ирине Аркадиной (Аннетт Бенинг). Актриса воплощает на экране образ театральных примадонн уже не в первый раз: в 2017 году Бенинг сыграла угасающую Глорию Грэм в фильме Пола Макгигана «Кинозвезды не умирают в Ливерпуле», а в 2004 году исполнила роль Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр».

Фильм «Курск»

Режиссер Томас Винтерберг, 2018

Фото: kinopoisk.ru

Фильм-катастрофу о трагедии в Баренцевом море Томас Винтерберг снял по книге журналиста Роберта Мура «Время умирать», где описана официальная причина гибели подлодки — взрыв торпеды на борту. «Курск» вышел на экраны практически одновременно с «Чернобылем», но, в отличие от сериала, не нашел большой поддержки ни у критиков, ни у зрителей. Создатели фильма не стремились досконально воспроизвести Россию начала 2000-х, но общую атмосферу передали. Тем не менее создать правдоподобный фильм о гибели моряков на подводной лодке не получилось. Многие факты по этому делу до сих пор засекречены. Министерство обороны РФ изначально заинтересовалось проектом, но впоследствии не стало в нем участвовать и отказало авторам картины в консультации. Возможно, поэтому создателям пришлось переработать сценарий, убрав из него упоминания Владимира Путина.

Фильм «Нуреев. Белый ворон»

Режиссер Рэйф Файнс, 2019

Фото: kinopoisk.ru

Байопик о Рудольфе Нурееве — один из немногих зарубежных фильмов, где герои говорят на русском языке. Режиссер и исполнитель одной из главных ролей Рэйф Файнс — большой поклонник русской культуры и для съемок картины выучил русский, хотя и говорил в кадре с сильным акцентом. Фильм рассказывает о карьере Рудольфа Нуреева в период обучения в Ленинградском хореографическом училище (1955–1958), первых годах работы в СССР и гастролях в Париже, после которых танцовщик решил остаться в Европе. Файнс признался, что до этого не интересовался балетом. «Я задумался о фильме, когда начал читать первые главы биографии Нуреева, которая вышла около 20 лет назад. Я был довольно несведущ в балете, но меня тронула история мальчика из бедной семьи, рожденного в Уфе (на самом деле в Иркутской области. — «РБК Стиль») перед Второй мировой войной, живущего в тяжелых условиях, по сути, в нищете», — рассказал он на пресс-конференции перед российской премьерой. В работе над кинобиографией танцовщика команде помогал Михаил Барышников, который учился у того же педагога, что и Нуреев, — Александра Ивановича Пушкина. Главную роль в фильме сыграл премьер Казанского театра Олег Ивенко, которого Файнс предпочел Сергею Полунину, исполнившему в байопике эпизодическую роль.

Сериал «Романовы»

Режиссер Мэттью Уайнер, 2018

Фото: kinopoisk.ru

Автором телепроекта о жизни вымышленных потомков Романовых стал сценарист и продюсер «Безумцев» и «Клана Сопрано». Восемь эпизодов, не связанных между собой, рассказывают о людях в семи странах мира, от Франции до Мексики. Все они говорят и поступают весьма странно и объясняют свои причуды мнимой связью с царской семьей. Сюжет этого сериала — чистая выдумка, попытка осмыслить образ русского человека через два стереотипа. Первый связан с культурой русского дворянства, второй — с национализмом.

Сериал «Война и мир»

Режиссер Том Харпер, 2016

Фото: kinopoisk.ru

Вторая экранизация романа Льва Толстого в истории BBC. Сериал с бюджетом £10 млн с большим размахом снимали в Санкт-Петербурге, Пушкине и Новгороде. Однако добиться глубины оригинала создателям не удалось, о чем говорили как британские, так и русские СМИ. Например, журналист The Daily Mail обратил внимание на то, что картина совсем не про судьбы людей в ходе мировых войн, а «на 100% эпическая история любви, рассказанная галопом». Актриса Лили Джеймс в роли Наташи Ростовой, по мнению критиков, неубедительна, а декорации отсылают, скорее, к романам Джейн Остин. Не всем показалось уместным, что в сериале много постельных сцен, в том числе намек на инцест Элен и Анатоля Курагиных. Но были и положительные реакции: писатель Владимир Толстой, праправнук классика, советник президента РФ по вопросам культуры одобрил экранизацию, которая, по его словам, была снята с большим уважением к первоисточнику.