Ученье — свет: 10 знаменитых темнокожих деятелей науки
Научное сообщество съело не одну собаку на дискриминации: антисемитизм в советской науке лишил нас плеяды выдающихся ученых и открывателей, женщины не допускались в университеты и лаборатории, а чернокожие ученые, если и попадали в высшие круги научного сообщества, то огромными усилиями. Вместо того чтобы тратить драгоценное время на исследования и эксперименты, ученые сражались с расизмом и дискриминацией. «РБК Lifestyle» сделал подборку из десяти чернокожих изобретателей, математиков и химиков, которые изменили мир.
Бенджамин Бэннекер |
Астроном, фермер, политический деятель и геодезист Бенджамин Бэннекер жил в штате Мэриленд в XVIII веке. Он родился в семье освобожденной африканской женщины Мэри и бывшего раба из новой Гвинеи Роберта. Проявив небывалый интерес к науке, Бэннекер занимался самостоятельно, изучая основы физики и географии то здесь, то там. В 22 года молодой ученый уже вовсю конструировал часы и другие занятные механизмы и помогал соседям межевать территории. Позже он прославился благодаря своей серии астрономических альманахов, которые оказались коммерчески успешными. Кроме этого, Бэннекер вел переписку с отцом американской демократии Томасом Джефферсоном, обсуждая вопросы рабства и расизма. Сейчас, впрочем, говорят, что заслуги ученого преувеличены на фоне борьбы за равноправие, но то, что его жизнь и деятельность была удивительна (в первую очередь из-за времени, в котором происходила), сомнений нет.
Чарльз Ричард Дрю |
Основатель первых в мире банков крови посвятил всю свою жизнь медицине. Ему повезло не только родиться талантливым ученым, но и закончить два университета: Макгилла в Монреале и Колумбийский. В те времена чернокожих студентов в университетах США почти не было. Чарльз разработал систему переливания и хранения крови, чем спас тысячи солдатских жизней в период Второй мировой войны. Кроме США, его программу также успешно внедрили в военную медицину Великобритании.
Много сил Дрю отдал на убеждение властей Соединенных Штатов в том, что кровь чернокожих пригодна для переливания, в том числе белым пациентам. Несмотря на это, очень долго в банках крови США белая и черная кровь хранилась отдельно.
Дэниел Хейл Уильямс |
Кардиолог Дэниел Уильямс — второй человек в истории медицины, который в 1893 году провел успешную операцию на перикарде — внешней оболочке сердца (первым был Генри Дэлтон). Решение об операции было принято в экстренном порядке: пациент, которого доставили в больницу поздно вечером, умирал. Уильямс решил оперировать рано утром.
Он окончил Чикагский университет с отличием, но тогдашние законы штата Иллинойс не позволяли чернокожим медикам трудиться в государственных больницах. Недолго думая, доктор основал свой госпиталь Providence, а позже на его основе учредил школу для медсестер, которая обучала в основном чернокожее население Чикаго. Больница стала первым несегрегированным медицинским учреждением в стране. Он основал Ассоциацию афро-американских докторов, и под конец жизни его таки признали на государственном уровне и сделали почетным председателем Национальной ассоциации хирургов.
Эммет Чаппель |
Доктор Чаппель начал карьеру ассистентом профессора в Университете Нэшвилла. Проявив недюжинные способности в области естественных наук, он успешно устроился биохимиком в лабораторию Хахельтона в 1963 году, где сделал ряд важных открытий, которые позволили ускорить темп освоения космоса. Во-первых, он заметил, что даже элементарные зеленые организмы, такие как одноклеточные водоросли, вырабатывают кислород. Это знание используется и сейчас в обеспечении жизни астронавтов, выходящих на орбиту. Кроме этого, Чаппель занимался изучением реакции живых организмов на свет и их взаимодействия с окружающей средой. Его исследования позволили разработать ту технологию, которую сейчас NASA пытается применить при поиске жизни на Марсе.
Филипп Эмегвали |
Лауреат премии Голдона Бэлла (ежегодно вручаемая премия за выдающиеся достижения в области высокопроизводительных вычислений) и премии Института инженеров электротехники и электроники в Нью-Йорке толкал математические и технологические науки вперед всю свою жизнь. Урожденный нигериец создал Connection Machine — семейство суперкомпьютеров, которые способны вычислять те величины, до которых человеческому мозгу не дойти. На базе Массачусетского политеха Эмегвали работал в команде, которая была призвана создать искусственный интеллект, но их разработки ни к чему в этой сфере не привели, поэтому ученые переключились на высокоточные вычисления.
Патрисия Бат |
Бат родилась в Гарлеме в семье африканских эмигрантов. Ее отец вел колонку в местной газете, а кроме этого был первым чернокожим сотрудником нью-йоркского метро. Семья Бат высоко ценила знания, что и воодушевило девушку подать документы на грант Иешива-университета и выиграть его, еще учась в школе. Так она решила стать медиком и посвятить свою карьеру работе над проблемами зрения.
Вскоре Бат уже стала доктором медицинских наук и начала работать в Американском институте по предупреждению слепоты. Там же женщина заметила, что из-за социального разрыва черные люди страдают слепотой намного чаще белых: у них просто не было времени на лечение и предупреждение проблем. Бат стала заниматься и этим, открыв благотворительную клинику.
Гаррет Морган |
Ученым в прямом смысле слова Гаррета Моргана не назовешь, зато прозвище «черный Эдисон» он получил неспроста: этот человек изобрел светофор, противогаз и химический состав для выпрямления кудрявых волос. Светофор Морган придумал, попав в аварию: видимо, безалаберность водителей сделала свое дело. В 1923 году он запатентовал «автоматический регулировщик движения», а позже его купила американская корпорация General Electric за $40 млн. Так, начав с ремонтирования швейных машинок в Цинциннати, Огайо, Морган закончил свою жизнь почти слепым миллионером, который работал над новыми изобретениями вплоть до своей смерти.
Дэвид Гарольд Блекуэлл |
Профессор статистики в Университете Калифорнии в Беркли изобрел математические методы статистического анализа финансовых рынков (теорема Рао — Блекуэлла), обогатившие не один десяток современных брокеров и бизнесменов. Свою карьеру Блекуэлл начал с обучения экономике в Университете Иллинойса. После молодой специалист решил не останавливаться и получить докторскую степень по экономике. Тогда же его работой заинтересовался Джон фон Нейман — математик, который сделал свой вклад чуть ли не во все точные науки XX века. Блекуэлл не воспринял этот жест, так как в то время черные ученые не воспринимались научным сообществом всерьез. Оказалось, что Нейман действительно был восхищен.
Ученый подал заявки в 105 колледжей и университетов по всей стране, которые исторически принимали на работу чернокожих. Рассчитывать на ставку профессора в «белом» университете не приходилось. Однако вскоре Блекуэлл получил приглашение занять должность профессора в Университете Беркли, где и проработал до конца жизни.
Перси Джулиан |
Без Перси Джулиана человечество, вероятно, еще долгое время терпело бы мучительные боли по самым пустяковым поводам. Именно этот химик, занимавшийся синтезом гормонов и прочих веществ из растений, получил новокаин, заменивший алкалоид кокаина. Конечно, как это часто случалось в истории науки, раньше этого американца новокаин получил русский химик еврейского происхождения Анатолий Эйнгорн, но именно запатентованная американская версия числится за Джулианом и его командой. Он же синтезировал тестостерон, прогестерон и ряд стероидов и уделил часть своей жизни работе над гормональными таблетками.
В американской истории этот ученый стал одной из самых значимых фигур в борьбе за права чернокожего населения. В 1973 году он получил звание почетного члена Американской академии наук, став вторым чернокожим ученым в организации после уже упомянутого Блекуэлла.
Софья Качинская