Даже при взгляде на фотографии интерьеров апартаменты очень часто можно отличить от убранства обычных квартир просто на глаз, не зная места съемки. Они чаще всего опознаются по аутентичным краснокирпичным стенам и старым чугунным лестницам, по неожиданной высоте потолков и, вместе с ними, окон; особый шик — оригинальная лепнина, дверная и оконная фурнитура, «столярка» — хоть сталинская, хоть дореволюционная (первой по понятным причинам больше). Как объясняет архитектор мастерской ze|workroom Алексей Шибаев, «при работе в историческом здании архитектору всегда хочется пропитаться его духом, вдохновиться ностальгией и проявить особый характер такого пространства».
Необычность интерьеров определяет сама уникальность пространственного материала. Спроектированные еще до эпохи массового типового строительства, перестроенные, обновленные или восстановленные здания отличаются друг от друга. «Для меня синонимами таких объектов в России становятся «индивидуальность» и «неординарность», по крайней мере, в своих работах мы пытаемся это сделать. С точки зрения архитектуры это и необычные по сравнению с привычным жильем пространства, часто многоуровневые, с использованием порой сложной геометрии кровли. В помещениях первых этажей можно сделать свой вход с палисадником и террасой», — делится опытом партнер «Архитектурной группы ДНК» Наталья Сидорова.
Ведь даже в современных домах по «индивидуальному» проекту с так называемой свободной планировкой архитекторы и инвесторы ориентируются на наиболее эффективные с точки зрения экономики планировки, а их не так уж много: схемы повторяются с легкими вариациями, высота потолков стандартна (в зависимости от класса объекта) и обычно невелика за одним исключением в пентхаусах все действительно индивидуально, но это чрезвычайно узкий и чрезвычайно дорогой сегмент. Другое дело — объекты, меняющие функцию. Объекты, которым нужно дать новую жизнь, уложившись в рамки строительных принципов прошлых лет. Этот процесс сам собой провоцирует на эксперимент: супермаленькие и супербольшие площади, неожиданные внутренние дворики, улучшающие освещение, разноуровневые и многосветные пространства, которые проще приспособить к современному образу жизни, совместить или разделить представительские, рабочие и спальные функции — свобода выбора и свобода вкуса.
Отдельные интерьерные решения настолько смелы, что приходится слышать: «Это все красиво, но не для жизни». Яркие цвета, стилистическая выраженность, минималистичность обстановки, большое количество блестящих поверхностей и даже необходимость ходить по лестнице между уровнями — все это кажется отступлением от привычного построения жилого пространства. Однако апартаменты в реконструированных зданиях покупают как раз те, кто хочет отступить от стандартов, либо те, для кого это второе-третье жилье: такие люди могут быть не слишком склонны к экспериментам, но если семья на постоянной основе проживает в загородной резиденции, то интерьер апартаментов можно проектировать для иного стиля жизни — динамичного и урбанизированного.
В еще большей степени это касается покупки апартаментов для подросших детей или в качестве корпоративного жилья. Сами эти цели допускают экспериментальность или, лучше сказать, большую раскованность в отношении визуального образа апартаментных интерьеров: в таком месте проще соригинальничать, допустить некоторую театральность решения. А вот в том что касается обустройства общественных зон, то здесь театральность и эксперименты менее уместны. Сохранение интерьеров холлов, лестниц, внутренних двориков, «парадных» в согласии с историческим обликом — такой же хороший тон, как восстановление фасадов здания с максимальным уважением к его оригинальному виду. «В нашем проекте «Дом на Красина» архитектурный облик был воссоздан итальянским архитектором. Западные архитектурные бюро имеют много больше опыта по восстановлению и реконструкции старых объектов недвижимости, — говорит директор департамента реализации проектов Rossmils Андрей Дмитриев. — Если говорить об интерьерах, то единая концепция мест общего пользования сегодня неотъемлемая часть любого качественного проекта. Эта концепция обязана быть в гармонии с архитектурным обликом проекта».
Для владельца апартаменты — витрина вкуса, успеха, составляющая не только частной, но и деловой жизни. Сюда приглашают и друзей, и деловых партнеров, и даже фотографов из профильных изданий. Известность позже может оказаться полезной при продаже — все же апартаменты нередко воспринимаются в качестве инвестиционного вложения. Недаром соучредитель Центра капитализации наследия, координатор общественного движения «Архнадзор» Марина Хрусталева говорит о моде на апартаменты как о прямом возврате к традиции доходных домов, которую когда-то прервала революция.
С точки зрения инвестиционной привлекательности апартаменты, возникающие при редевелопменте, парадоксальны в плане взаимосвязи вложений в интерьер и их отдачи. Ведь в данном случае затраты на консервацию исторических деталей — ответственность застройщика, из-за чего даже версия shell and core (которую обычно сопоставляют с нашим привычным «под чистовую отделку») уже почти не требует доработки. Участники рынка говорят, что при редевелопменте часто оставляют исторические стены из красного кирпича или бетона — они становятся своеобразной «фишкой» объекта. Одним из преимуществ таких стен является то, что собственникам в будущем не нужно будет их обрабатывать и, соответственно, сократятся расходы на ремонт.
В то же время грамотное сохранение аутентичных деталей повышает ликвидность объекта в долгосрочной перспективе, когда он превратится в антиквариат. «Это как вид на море: можно пытаться нарисовать на стене, но ценным будет только настоящий, — рассуждает партнер архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко & Партнеры» Александр Цимайло. — Кроме того, эстетический эффект интеграции сохраненных элементов с современными акцентами за счет контраста проявляет ценность обоих». Собственно в этом — удачном сочетании нового и старого — состоит концепция реновации и апартаментов. Как сами здания объединяют исторический облик с современными технологическими решениями и коммуникациями, так и интерьеры апартаментов в лучшем своем проявлении сочетают уважение к истории с яркими и смелыми решениями, в этом их уникальность и красота.