Впечатления, 17 окт, 18:35

Что смотреть на кинофестивале The Art Film Festival

О фильмах из программы 8-го фестиваля The Art Film Festival, который пройдет с 20 октября по 2 ноября, рассказывает его программный директор Марина Торопыгина
Читать в полной версии
(Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА THE ART FILM FESTIVAL)

«Дело было в Нигерии»

2025, режиссер Эма Эндосио Дилен

История о том, как молодые и страстные ребята, фанаты современного танца, пытаются сделать карьеру в нигерийском шоу-бизнесе. Место действия — город Лагос со своим своеобразным ритмом и размахом, который определяет общую интонацию фильма и резонирует с витальностью главных героев. У себя на родине фильмы нигерийских режиссеров необычайно популярны, так что кинопроизводство в Нигерии даже называют иногда Нолливудом по аналогии с Голливудом и Болливудом. В этой истории традиционный для нигерийского кино рисунок актерской игры, а также постановки мизансцен и танцев соединяются с традициями фестивального кино, обращенного к современным социальным проблемам.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Кадр из фильма «Дело было в Нигерии» (Фото: CityGates Production / пресс-служба The Art Film Festival)

«Анатолий Белкин. Высокая вода»

2025, режиссер Юлия Бобкова

Анатолий Белкин — одна из важнейших фигур в мире современного российского искусства. Свою карьеру он начал еще в 1970-е годы как один из ярких представителей неофициального ленинградского искусства и с тех пор не останавливался. Основатель журналов «Собака.ru» и «Вещь.doc» Белкин — неотъемлемая часть Петербурга и его процессов, художник, который тонко и точно чувствует связь между прошлым и настоящим. «Высокая вода» застает художника в процессе подготовки выставки в Эрмитаже и прямо отсылает к названию его инсталляции.

Кадр из фильма «Анатолий Белкин. Высокая вода» (Фото: CoolConnections / пресс-служба The Art Film Festival)

«Тени за кадром»

2025, режиссер Иван Батурин

Людмила Кусакова была одной из ведущих художниц Мосфильма. Среди ее работ, к примеру, «Гранатовый браслет» Абрама Роома, «Айболит-66» Ролана Быкова и «Сто дней после детства» Сергея Соловьева. Фантазия позволяла ей находить источники вдохновения в самых неожиданных или даже неподходящих местах, словно подтверждая тезис о том, что цветы — и какие! — могут расти из сора. Однажды художница обнаружила на свалке обломки корабля и большой стеклянный шар — из этого получилась люстра, украшающая дом волшебника в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Фильм о жизни и творчестве Людмилы Кусаковой сделан в жанре анимации, что кажется одновременно логичным и поэтичным.

Кадр из фильма «Тени за кадром» (Фото: пресс-служба The Art Film Festival)

«Птицы радости и печали»

2024, режиссер Василиса Кузьмина

Фильм рассказывает об уникальном направлении в искусстве — русской майолике — и о том, как она повлияла на архитектурный декор российских городов в эпоху модерна. Возрождение старинной технологии, корни которой уходят в византийскую традицию, связано с именем Петра Ваулина — энтузиаста и исследователя. Он работал в Абрамцево в мастерских Саввы Мамонтова бок о бок с такими мастерами, как Врубель, Коровин, Васнецов и Серов.

Дизайнеры — о том, могут ли народные промыслы стать модными

Кадр из фильма «Птицы радости и печали» (Фото: пресс-служба The Art Film Festival)

«Анна Мариани. Путешествие с фотоаппаратом»

2024, режиссер Альберто Рено

Фотохудожница из Бразилии Анна Мариани впервые познакомилась с фотографией, когда направлялась в туристическую поездку в Европу — один из знакомых дал ей фотоаппарат и посоветовал сделать снимки на память. Так ее первыми объектами стали памятники античной Греции. Фильм воссоздает маршрут путешествий фотохудожницы по бразильским провинциям в 1970-е и 1990-е годы. Сама Мариани называла снимки, сделанные в те годы, фотографическими записями или заметками. Герои ее кадра — местные жители, непритязательные пейзажи и скромные постройки — могут показаться на первый взгляд не столь эффектными, как монументальные памятники. Но в простоте традиционной народной архитектуры тоже открывается связь времен. Сделанные ею в те годы фотографии впоследствии были признаны классикой бразильского фотоискусства.

Кадр из фильма «Анна Мариани. Путешествие с фотоаппаратом» (Фото: пресс-служба The Art Film Festival)

«Выставка прощения»

2024, режиссер Тайтус Кафар

Тайтус Кафар — афроамериканский художник, работы которого находятся в коллекциях Музея Уитни, МоМА и Метрополитен-музея. Дебютный фильм Кафара об истории отношений успешного нью-йоркского художника с отцом, который когда-то бросил жену и малолетнего сына, основан на реальных событиях из его собственной биографии, а в кадре фигурируют его же произведения. Стилистика работ Тайтуса Кафара напоминает Лондонскую школу, а в цикле History in the Making он предлагает критический взгляд на исторические и современные события сквозь сюжеты европейской и американской живописи XVIII–XIX вв.

Кадр из фильма «Выставка прощения» (Фото: DIGM Entertainment / пресс-служба The Art Film Festival)

«Тиранский заговор»

2024, режиссер Манфреди Лючибелло

В этом фильме речь идет о подделке или, вернее, мистификации, затрагивающей выставку современного искусства, которая готовилась в столице Албании. История началась в декабре 2000 года, когда известному фотографу и постановщику Оливьеро Тоскани предложили сформировать секцию фотографий для Тиранской биеннале. Сам Тоскани в свое время получил широкую известность как автор шокирующей рекламы Benetton. Неудивительно, что и для предложенной ему секции куратор выбрал художников нарочито провокационных, рассчитывая в том числе на то, что интерес к событию возрастет. Скандал действительно случился, но совсем не тот.

Кадр из фильма «Тиранский заговор» (Фото: пресс-служба The Art Film Festival)

«Пионеры японского авангарда»

2025, режиссер Амели Равалек

Вторая половина XX века стала для Японии эпохой глубоких социальных и политических перемен: страна переживала травматические последствия Второй мировой войны и искала пути к самостоятельности и самоопределению. Сложно сказать, что именно послужило решающим импульсом: то ли изменения в жизни общества повлияли на художественную свободу и провокации авангардистов, то ли их творчество, вдохновленное европейскими и американскими новаторами начала XX века, само стало катализатором осмысления и стимулирования этих перемен. Японский авангард явил миру образы и формы, в которых угадываются как следы европейского модернизма, так и пути, уходящие вглубь национальной мифологии и традиционной культуры Японии. Фильм Амели Равалек как раз об этом.

Гид по Японии: когда поехать, где жить, где поесть, что посмотреть

Кадр из фильма «Пионеры японского авангарда» (Фото: пресс-служба The Art Film Festival)

«Это лучшее, что у нас есть»

2025, режиссер Алексей Мартынов

Название выставки, которую газета The Art Newspaper Russia организовала в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре, могло показаться ее посетителям провокационным. Своеобразную игру продолжает и одноименный фильм, посвященный той экспозиции. Правда, посетитель на ней всего один — Антон Лапенко. В беседах и спорах с куратором (ее играет Алиса Кретова) он проходит по экспозиции, а в финале сбрасывает маску.

Гид по фестивалю «Каро/Арт»: Бутусов, Триер и недружелюбный Би Гань

Кадр из фильма «Это лучшее, что у нас есть» (Фото: пресс-служба The Art Film Festival)

«Ча-Ча-Чайнатаун»

2024, режиссер Лука Юаньюань Ян

В начале XX века ночные клубы Сан-Франциско, в которых выступали китайские танцовщицы, были центром притяжения. Героиня фильма, 92-летняя танцовщица Коби И, застала в молодости расцвет этого жанра и в 1930-е годы была владелицей знаменитого клуба Forbidden City. Уже в 1950-е, с приходом более ярких и откровенных зрелищ, китайские кабаре пришли в упадок. Однако Коби И осталась верна традициям. Историю об этой удивительной маленькой женщине, путешествующей со своей труппой с концертами по США, Кубе и Китаю, сняла молодая китайская режиссер Лука Юаньюань Ян. Она предлагает зрителю не только экскурс в историю развлечений XX века, но и во всех смыслах женский взгляд на такие темы, как национальная идентичность, культурная память и отношение людей старшего возраста к себе и окружающим.

Кадр из фильма «Ча-Ча-Чайнатаун» (Фото: Round Space / пресс-служба The Art Film Festival)

«Интегральное исчисление»

2024, режиссер Борис Юхананов

В «Интегральном исчислении» недавно ушедшего режиссера, художника и поэта Бориса Юхананова события происходят в сознании Интеграла — живого космического корабля-разума, футуристического субъекта, летящего по своей «патавселенной» и играющего в игры с самим собой. Зрителю, решившемуся наблюдать за этими играми, придется запастись терпением, ведь в общей сложности (фильм состоит из двух частей) действо длится 5 часов. Фильмы продолжают проект Бориса Юхананова «МИР РИМ» по «римскому циклу» трагедий Шекспира. Проект, задуманный еще в 2020 году как новый шаг в области исследования процессуального искусства, был представлен зрителю в несколько этапов на площадке «Электротеатра Станиславский».

«Свобода — это статус самораскрытия человека»: карьера Бориса Юхананова

Кадр из фильма «Интегральное исчисление» (Фото: пресс-служба The Art Film Festival)

«Украденный Караваджо»

2025, режиссер Джошуа Кассар Гаспар

Похищение знаменитой картины великого мастера в этом сюжете, к счастью, вымышленное. Однажды утром Орфеус, служитель собора Св. Иоанна, обнаруживает, что из оратория украдено полотно Караваджо, изображающее святого Иеронима. Расследование начинает мальтийская полиция, к которой вскоре присоединяется детектив из Вашингтона. По мере развития событий поиски кажутся все более безнадежными, и таинственный незнакомец, с которым сталкивается Орфеус, только усиливает это впечатление. Расследование ведет участников в мир иллюзий, заблуждений и семейных тайн. И хотя все события фильма — художественный вымысел, съемки в интерьере знаменитого собора на Мальте придают действию убедительности.

Кадр из фильма «Украденный Караваджо» (Фото: Valletta Pictures / пресс-служба The Art Film Festival)

«Новая волна»

2025, режиссер Ричард Линклейтер

Париж 1959 года. Жан-Люк Годар только готовится снять свой будущий шедевр «На последнем дыхании», в то время как его коллеги по журналу Cahiers du cinéma уже представили свои работы: у Клода Шаброля вышли «Красавчик Серж» и «Кузены», у Франсуа Трюффо — «Четыреста ударов». Годар уговаривает продюсера Жоржа де Борегара снять фильм по мотивам газетной заметки из раздела криминальной хроники. А на главные роли приглашает начинающего актера, своего друга Жан-Поля Бельмондо и юную американку Джин Сиберг, недавно переехавшую во Францию. Ричард Линклейтер с нежностью и вниманием наблюдает за героями «Новой волны», которые сразу после выхода фильма стали частью истории мирового кинематографа.

Кадр из фильма «Новая волна» (Фото: Canal+ / пресс-служба The Art Film Festival)