Культурная афиша ноября
«Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924»
3 ноября — 27 февраля Еврейский музей и центр толерантности
Большая экспозиция, посвященная жизни и творчеству Любови Поповой, станет первой монографической выставкой художницы за последние 35 лет. Еврейский музей и центр толерантности, выделяя этот факт среди прочих, в каком-то смысле восстанавливает справедливость: фигура яркая и самобытная, авангардистка Попова не останавливалась ни на миг, пускаясь во все новые размышления и действа. Результаты внутренних поисков и трудов экспозиция распределит по семи разделам, а помимо произведений Любови Поповой контекст проекта включит работы ее подруг и друзей, приятелей и современников (от Варвары Степановой и Казимира Малевича до Пабло Пикассо и Андре Дерена).
«Передвижники»
30 октября — 6 апреля Третьяковская галерея, корпус на Кадашевской набережной
Главный выставочный проект Третьяковской галереи в этом году становится и своеобразной премьерой для нового музейного здания, корпуса на Кадашевской набережной. Размах экспозиции позволяет изучить товарищество «Передвижников» самым подробным образом и осознать масштабы, а вместе с тем истоки и наследие одного из ключевых для истории российского искусства явлений. Произведения Крамского, Репина, Сурикова, Куинджи, Саврасова, Поленова, Шишкина и других видных живописцев не существовали в отрыве от культуры своего времени, как и сами их авторы — от идей товарищества, вновь соединенных музейными залами масштабной экспозиции.
«Неизвестный Щукин»
26 ноября — 16 марта ГМИИ имени А.С. Пушкина
Меценат Сергей Щукин знаменит на весь мир своей коллекцией нового искусства и страстностью, с которой она складывалась. Впрочем, дом Щукина, так хорошо знакомый современникам (он был открыт для всех желающих увидеть приобретения), всегда был порталом в самые разные культуры и века. Особняк в Знаменском переулке соединял под своей крышей и коллекцию русской керамики, и произведения старых мастеров, и примеры древнеегипетского искусства, так же, как и искусства Востока. Подготовка экспозиции превратилась в настоящее большое исследование, которое представит Сергея Щукина (а также и его братьев) в неожиданном контексте, высветив лучами внимания конкретные примеры обширных интересов семьи.
«Двадцать один длинный, один короткий». Современное российское искусство из коллекции Антона Козлова
15 ноября — 23 февраля Ельцин-центр, Екатеринбург
Пока собрания великих коллекционеров прошлого становятся темой все новых экспозиций и размышлений о них, коллекционеры настоящего времени не отстают. Антон Козлов, чья искренняя и радостная увлеченность современным искусством позволяет задумываться о параллелях с подходом Сергея Щукина, готовится на время расстаться с частью своего собрания. Его уже ждут в екатеринбургском Ельцин-центре, где выставка позволит проследить за тенденциями и течениями в российском искусстве последних 24 лет: от начала 2000-х и по сегодняшний день. Учитывая состав художников этой групповой экспозиции, погружение получится глубоководным и достоверным, со всеми приметами широкой русской художественной души.
XV международный фестиваль искусств «Дягилев P.S.»
6 ноября — 12 декабря Санкт-Петербург
Как и принято в случаях, когда речь заходит о фестивалях искусств, «Дягилев P.S.» смотрит на свою программу объемно и междисциплинарно, ежегодно предлагая петербургской публике совершить все новые открытия. На этот раз фестиваль начнется с размышлений о том, как часто временные пространства готовы стать для нас домом. Спектакль китайской труппы «Студия Ли Син» называется «Отель» и прочерчивает внутренний смысловой мостик от сегодняшнего дня к эпохе Сергея Дягилева и самому импресарио, для которого гостиницы нередко оказывались синонимичны понятию дома. На сцене же соединятся во времени и пространстве истории семи персонажей, ставших постояльцами этого фантазийного отеля. Также в программе фестиваля, к примеру, «Сказки Перро» в постановке «Урал Балета» и концертные — и не только — посвящения Всеволоду Мейерхольду, чья фигура оказывается знаковой для фестиваля в свете 150-летнего юбилея.
«Вечная зима»
В прокате с 31 октября
Полнометражный режиссерский дебют Николая Ларионова уверенно шагает из программы фестиваля актуального российского кино «Маяк» в прокат. Эта запорошенная снегом история уже своим названием намекает на то, что никакой оттепели ждать не стоит. Пристальный взгляд на одну семью, живущую в Магнитогорске в начале 2000-х, выбирает точную и тонкую интонацию, которая рушит дистанции и готова топить сердца.
«Мария»
В прокате с 28 ноября
Премьера «Марии» Пабло Ларраина прошла на Венецианском фестивале, где наблюдать за жизнью Марии Каллас кажется занятием особенно логичным, ведь кому соответствовать масштабу личности, если не торжественной и неизменно нарядной Венеции. Этот фильм закономерно продолжает другие работы («Джеки», «Спенсер») режиссера и являет в роли оперной дивы Анджелину Джоли. Масштаб картины вполне соразмерен масштабу родного для Марии Каллас жанра, так что глаз попутешествует за экранное время сполна.
«Белая комната»
5, 6 ноября Концертный зал «Зарядье»
Фестиваль современной хореографии Context пополняет свою историю новым спектаклем, музыку для которого написал композитор Владимир Мартынов. Сочинение для органа и ударных стало основой для размышлений хореографа Павла Глухова, превратившего сцену в средоточие символов и возможных трактовок. Для Context желание пускаться в эксперименты и наблюдать за их воплощениями — не внезапность, но скорее логичное следование по собственному пути и намеченному маршруту, который, как водится, полнится поворотами, в том числе и вполне неожиданными.
«Место во вселенной»
8, 9, 10 ноября Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Вечер балетов в МАМТе — или, иначе, уменьшительно-нежном «Стасике» — окажется посвящен размышлениям о космосе. Две премьеры — «Перигелий» Славы Самодурова и «Знаем благую весть» Максима Севагина — объединяет сценография Марии Трегубовой и интерес к масштабам и секретам вселенной, который будет передан на привычном постановщикам языке, так что без открытий космическо-хореографического свойства зрители не останутся.