Впечатления, 01 окт 2023, 08:00

Культурная афиша октября: Родченко, «Химера», Кафка и Жюстин Трие

Параллели между литературой и живописью, неизвестные авторы, взгляд на других и на самих себя
Читать в полной версии
(Фото: Дом культуры «ГЭС-2»)

«Родченко. Личное»

22 сентября — 28 января Центр «Зотов»

Как известно, Александр Родченко не просто стремился видеть обыкновенные вещи необыкновенно, но еще мечтал научить этому других. Экспозиция в центре «Зотов» получилась действительно личной, и не только благодаря присутствующим в ее составе вещам, письмам и воспоминаниям, но благодаря самому взгляду автора, тому самому необыкновенному, что приняло форму известных на весь мир кадров. Пять разделов выставки («Город», «Репортаж», «ВХУТЕМАС», «Мастерская» и «Семья») оказываются пятью возможностями взглянуть на все глазами Родченко и нам.

«Зеркало сцены»

28 сентября — 17 декабря Дом культуры «ГЭС-2»

Программа под названием «ГЭС-2: Города» продолжает исследование художественных сцен разных регионов, после чего демонстрирует результаты работы в виде больших экспозиций в Доме культуры. На этот раз в центре внимания оказался Челябинск, а выставка, состоящая из пяти сцен, предлагает задуматься о взаимоотношениях между человеком и средой: город, его пространства, своеобразие и черты играют здесь одну из главных ролей, а взгляд получается одновременно направленным изнутри и со стороны.

«На женском собрании». Александр Дейнека, 1937 (Фото: Челябинский государственный музей изобразительных искусств)

«Химера»

10 октября «Каро 11 Октябрь», в рамках фестиваля «Каро.Арт»

«Химера» Аличе Рорвахер из программы Каннского фестиваля открывает второй фестиваль «Каро.Арт» (он пройдет 10–15 октября в Москве и 19–22 октября в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Новосибирске), предпочитающий не зацикливаться на прошлом и не устремляться в одно лишь будущее, а планомерно силами авторского кино исследовать былое, настоящее и грядущее, не упуская из виду ни одно из них. Что же до «Химеры», то эта история продолжает авторскую линию, заданную «Чудесами» и «Счастливым Лазарем», и погружает в самобытный колоритный мир, в котором не обошлось без магического реализма, исконно итальянских черт и Изабеллы Росселлини.

Кадр из фильма «Химера» (Фото: Кино.Арт.Про)

«Автор неизвестен. Коснуться главного»

12 октября — 21 января Музей русского импрессионизма

Авторство — неизменно важная часть искусства и его истории, но такую же значительную роль играет и отсутствие такового. Если размышлять об этом в формулировках, присущих сегодняшнему дню, можно вспомнить заполнившее собой эфир понятие «личный бренд». Имя и его известность имели, впрочем, значение в любой век. Об этом и задумывается экспозиция в Музее русского импрессионизма, предлагая своему зрителю обратить внимание на то, что произведения, ничуть не уступавшие по силе воздействия или таланта, но оставшиеся с точки зрения авторства «безымянными», скрывались в тени работ именитых мастеров. Исследование это оказывается увлекательным и не без детективных поворотов.

«Процесс. Франц Кафка и искусство XX века»

11 октября — 14 января Еврейский музей и центр толерантности

Франц Кафка, человек, чувствовавший точно и тонко, в своих текстах сумел увидеть многое, чем потом отметился XX век с его бурями исторических смятений. Именно на этом факте и концентрируется экспозиция, проводя линии между миром литературным и миром художественным. За последний отвечают главные имена в искусстве того самого века — от Эгона Шиле, Оскара Кокошки, Георга Гросса до Ильи Кабакова и Дмитрия Пригова. От немецкого экспрессионизма до советского концептуализма и нонконформизма путь будет пролегать через рассказы и романы Кафки, имея в качестве попутчиков немалое количество художественных течений, идей и мнений. Всего произведений в залах Еврейского музея соберется более ста.

«Клетка ищет птицу»

В прокате с 12 октября

После своего фестивального шествия, начавшегося на Берлинале, «Клетка ищет птицу» выпускницы мастерской Александра Сокурова Малики Мусаевой выходит в прокат. Истории чеченских женщин, таких незаметных для окружившего их мира и таких оглушительно громких в своих ощущениях, чувствах и предчувствиях, оказываются попыткой не просто посмотреть на других, но постараться увидеть их во всей сложности и полноте. Попыткой удивительно поэтичной и миру кино необходимой.

Кадр из фильма «Клетка ищет птицу» (Фото: Alexander Sokurov's Fund)

Книжная ярмарка Rassvet Book Fair

14–15 октября ДК «Рассвет»

Каждый раз книжная ярмарка ДК «Рассвет» становится поводом встретиться с новыми релизами независимых издательств, давними знакомцами — нон-фикшен и художественными хитами, а также редкими изданиями, за которыми обычно приходится поохотиться. Все и сразу — верная примета этого книжного шабаша. Кроме прочего, само место, где концертная программа полнится не менее редкими программами, наводит на мысли о синтезе искусств, жанров и изучении афиши. Среди примечательных событий октября, к примеру, — старинная музыка для вокального ансамбля и критской лиры, концерты Моцарта и Бетховена, струнные квартеты Шостаковича.

Книжная ярмарка Rassvet Book Fair в ДК «Рассвет» (Фото: пресс-служба)

Фестиваль искусств Востока Daira Fest

19 октября — 12 декабря Санкт-Петербург

Мягкое по звучанию слово «Daira» в переводе с арабского означает «круг» — и фестиваль Daira Fest осмысляет это определение с разных ракурсов и точек зрения. Кругом оказывается и спектр интересов, и сложившееся вокруг него сообщество друзей. Тот же круг можно усмотреть в традиционных инструментах, звучание которых за фестивальные месяцы можно будет услышать не раз. Выставка «Исчезнет или превратится», в свою очередь, расскажет о семьях и их традициях, так что Петербург в каком-то смысле вместит в себя дома из Дагестана и Татарстана, Узбекистана, Азербайджана и Турции. Путешествия по ним и знакомство с их обитателями соединят частную семейную жизнь и память с памятью традиционной и исторической.

«Анатомия падения»

В прокате с 19 октября

Фильм Жюстин Трие, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля этого года, — история про писательницу по имени Сандра, вынужденную оправдываться не где-нибудь, а в зале суда. Ее муж, тоже человек творческий, погиб при странных обстоятельствах, а сама Сандра перекочевывает из свидетелей в обвиняемые. Жанр судебной драмы режиссер осваивает исключительно авторски и совсем нетипично, а общий язык (или его отсутствие) оказывается важным контекстом всего происходящего и впрямую, и весьма метафорично.

Кадр из фильма «Анатомия падения» (Фото: Про:взгляд)

Подписывайтесь на Telegram-канал «РБК Стиль»