Тема месяца — будущее, 21 авг 2023, 10:48

30 лет спустя: какими будут рестораны и что мы будем есть в 2053 году

«РБК Стиль» решил опросить экспертов ресторанного рынка с тем, чтобы узнать, какой может стать их индустрия на горизонте ближайших трех десятилетий
Читать в полной версии
Фото: Freepik, Rawpixel

В 2023 году РБК исполняется 30 лет, и компания решила посмотреть вперед еще на столько же, чтобы представить, о чем мы будем говорить в будущем.

«РБК Стиль» также подхватывает инициативу — на сайте проекта будут появляться материалы о том, в какую сторону будет меняться наш стиль жизни и лайфстайл-индустрии. Это ни в коем случае не предсказания и не гадания на кофейное гуще, а, скорее, визионерский взгляд экспертов на обозримый промежуток времени, определяемый опытом и знаниями трендов настоящего.

Ирина Тиусонина, генеральный продюсер всероссийской гастрономической премии WhereToEat

«30 лет не слишком большой срок, поэтому мне кажется, что каких-то глобальных изменений не произойдет. Продукты на протяжении веков востребованы в основном одни и те же: мясо, рыба, овощи, злаковые. Я считаю, что какие бы ни были модные тенденции и тренды, это лишь малая толика в глобальном масштабе. У каждой нации, каждой страны есть свои любимые блюда и продукты, национальный колорит так сказать. Вот это не изменится точно. А остальное это просто модные штучки, которые по большому счету ни на что не влияют. Например, я не вижу перспективы в космических тюбиках с едой и искусственном интеллекте. Это все больше про маркетинг. Верю в качественный и хороший продукт, а не в геномодификацию, бобовые сосиски и стейки из сои. Что касается ресторанов, то сервисы доставки продолжат совершенствоваться и станут более качественными. Но ведь ресторан – это в первую очередь атмосфера, способ общения, возможность красиво посидеть и вкусно поесть. Я лично не очень представляю еду из авторских ресторанов в пластиковых боксах, которые привезет курьер. Зачем такое? Рестораторы и шефы создают красивые и интересные места точно не для того, чтобы паковать еду в пластиковые боксы».

Игорь Губернский, ресторанный эксперт, основатель Московского гастрономического фестиваля

«Во-первых, в течение ближайших 30 лет продолжится тренд на все фермерское, локальное, на природу на столе, так сказать. Все больше людей будет думать о том, что попадает в тарелку, где и как это выросло. Во-вторых, еда станет более индивидуальной, ее можно будет настраивать, как гаджет. Big Date и искусственный интеллект помогут понять, что необходимо нашему организму. Все данные человека, включая медицинские рекомендации, будут обрабатываться, и в результате достаточно будет посмотреть на этикетку продукта с помощью каких-нибудь VisionPro, и сразу понять, понравится ли тебе вкус и насколько будет полезен этот продукт. В-третьих, коренным образом изменятся технологии, и стейк, выращенный не на ферме, а на фабрике, станет банальной реальностью. И это случится уже даже не через 30 лет, а в ближайшее десятилетие. Безусловно, продолжит распространяться более дешевая еда на растительной основе как альтернатива мясу и молоку. То, что сегодня остается выбором самых прогрессивных (соевые стейки, грибные бургеры, молоко из овса или миндаля), через 30 лет будет единственным выбором, доступным большинству. Это неизбежно — слишком большой вред наносит нашей планете животноводство. Растениеводство станет высокотехнологичной и всеобъемлющей индустрией».

Иван Березуцкий, шеф-повар (ex-Twins Garden, две звезды Michelin)

«Я считаю, что в ближайшие 30 лет культура еды продолжит совершенствоваться, и с каждым годом будет все больше людей, развивающих свой вкус. В тренде всегда будут свежесть, качество и сезонность. Людям становится все более важно знать, что именно они едят. Плюс усиливается акцент на осознанное потребление. Фастфуд никуда не денется. Но главный тренд — персонализация пищи. Авторские рестораны будут предлагать персонализированный подход каждому гостю, создавать сет-меню специально для него. Это и станет ключевым отличием в будущем.

И еще пара слов о нашей любимой теме — пищевых 3D-принтерах. Они будут трех категорий: 1) домашние (каждая хозяйка сможет напечатать на ужин себе то, что захочет); 2) ресторанные (как те, что мы использовали в Twins Garden); 3) промышленные (которые будут печатать блюда для ритейла). Так что вариантов приготовления пищи и питания станет больше».

Владимир Мухин, бренд-шеф ресторанного холдинга White Rabbit Family

«С развитием технологий возникло мнение, что роботизация захватит кухню целиком, и, конечно, это повлияет на саму культуру еды и блюда, которые будут предлагаться гостям. Но я по-другому отношусь к приготовлению пищи. Я учу всех — от официантов до поваров — разговаривать с гостями при помощи еды. Когда гости приходят в ресторан, открывают меню и заказывают что-то, чаще всего они даже не догадываются, что стоит за этим конкретным блюдом. Здесь тянется шлейф из СССР, когда все привыкли думать, что на кухне работают неопрятные повара, а где-то по углам бегают крысы. В реальности кухни в большинстве ресторанов уже давно выглядят, как лаборатории. Один из основных гастрономических трендов последних лет — это well-being, идея подтолкнуть гостей к более осознанному образу жизни. Каждая деталь направлена на достижение гармонии со всем, что нас окружает. Люди стали больше думать о том, что они едят, а также о том, как сделать так, чтобы получать удовольствие от еды, не нанося вред окружающей среде. Все больше гостей пробуют безалкогольные вина и по возможности заменяют мясные продукты на растительные аналоги. Это здорово, потому что гастрономия выходит на новый, осознанный уровень. И я думаю, что ресторанный бизнес будет все больше и больше приходить к концепции единения с миром и вовлечения новых технологий».

«РБК Стиль» учится готовить вместе с Владимиром Мухиным. Видео

Александр Ибрагимов, шеф-повар («Рыба Мечты», Москва)

«Усиливающиеся проблемы с экологией и забота о здоровье подталкивают людей к поиску альтернатив животным продуктам. В нашем рыбном ресторане постоянные поставки свежих морепродуктов из Мурманска и с Дальнего Востока, а также дикой рыбы. Но я боюсь, что в горизонте 30 лет дикая рыба превратится в невероятную редкость, и ей на смену на наших столах придет рыба фермерского разведения или даже «рыба» из растительного сырья. Ну, а мраморную говядину Black Angus заменит растительное «мясо». Мировые компании тратят сотни миллионы долларов на разработки новых смесей, улучшение рецептур, делая текстуру и вкус продуктов все ближе к «настоящим» мясу и рыбе. Кстати, американская компания Wildtype уже научилась выращивать мясо рыбы в лабораторных условиях. И хотя гости российских ресторанов пока скептически относятся к идее растительного мяса и рыбы, это больше психологическая проблема — им кажется, что эти продукты искусственные. Думаю, что за несколько ближайших лет текстуры и вкус аналогов, полученных из растительного сырья, станет практически невозможно отличить от настоящих продуктов».

Алексей Горенский, директор Института гастрономии Сибирского федерального университета, соучредитель Bellini gastronomic ecosystem

«За последние 30 лет создалось впечатление, что гастрономия в нашей стране сильно развивается, уровень ресторанов растет, качество еды улучшается. Но если посмотреть ситуацию в целом по стране, то, конечно, она еще очень далека от идеала. Поэтому мы сейчас как раз и работаем над формированием стратегии развития гастрономии, цель которой — повышение культуры осознанного потребления и изменение качества жизни. Если говорить о трендах, то это развитие фудтехиндустрии и обеспечение людей качественной и доступной едой. Мы работаем не только над изменением культуры потребления еды, над развитием культуры еды вне дома (рестораны и т.д.), но и над производством еды — "сити-фармингом". Ресторанные группы скоро смогут самостоятельно выращивать в городских условиях различные растения и овощи, что позволит как уменьшить стоимость продуктов, так и повысить их качество.

Если говорить о ресторанных форматах, то, думаю, в будущем они изменятся. Молодые люди не понимают, почему они должны сидеть в ресторане и долго ждать, пока подадут еду. И получается, что мы сейчас начинаем конкурировать не с другим ресторанами, а со службами доставки и с онлайн-сервисами. Я думаю, что скоро появятся рестораны, в которых будут использоваться 3D-очки и системы дополненной реальности, чтобы повысить вовлеченность гостей в гастрономию. Или, например, откроются рестораны с «цифровыми двойниками». То есть, играя в онлайн-игру, ты сможешь в этой игре забежать в пиццерию, сделать заказ и побежать дальше. А заказанную пиццу привезут к тебе домой. Уверен, что за этим будущее, и интеграция ресторанов с цифровым миром поможет индустрии увеличить обороты и сделать молодых гостей более счастливыми».

Борис Зарьков, ресторатор, основатель альянса White Rabbit Family

«Считаю, что прежде всего возникнет тренд на еду как лекарство. Я думаю, что в ресторанах ее будут пичкать витаминами и минералами на основе персонализированного подхода к гостям. А если заглядывать вперед на 30 лет, то мне кажется, что будущее будет выглядеть примерно так (надеюсь, что я застану это время): всем нам в голову вживят чип. Те, кто откажутся, останутся видом Homo Sapiens, а те, кому поставят чип, будут новым видом людей — более прогрессивным, имеющим больший доступ к информации.

Представим, что я и моя жена Ирина идем в виртуальный ресторан. Мы заходим туда, и все, что нужно сделать прежде, чем зайти, — дать доступ чипу, чтобы он легально обманывал наш мозг и визуализировал ресторан таким, каким бы конкретно я хотел его видеть. А Ирина в то же время будет видеть его по-другому — у нее свое представление о прекрасном. Причем по факту все стены, столы и т.д. на самом-то деле серого цвета, но нам кажется, что это просто какая-то красота необыкновенная. И вот мы заходим туда, садимся, и я представляю, что хочу стейк, а Ирина — рыбу. Официант уходит, чтобы передать заказ, но никакой кухни в ресторане нет, а есть гигантские машины, которые печатают еду. Чип может дать им доступ к нашим анализам — биохимии крови, например. И будет видно, каких микро- и макронутриентов организму не хватает. И машина напечатает нам еду, какую-то серую биомассу, но обогащенную всеми этими полезными штуками, которых не хватает именно тебе. Официанты выносят еду, но на самом деле на тарелках никакая не рыба или мясо, а серая масса. Мозг опять обманывается. Все примерно так же, как в фильме "Пятый элемент", когда Мила Йовович печатала курицу, но на самом деле это была какая-то непонятная биомасса, которая приобретала свойства жареной курицы. И вот я ем свой стейк, мне кажется, что это самый бомбический стейк в мире. А Ира то же самое думает про рыбу в своей тарелке.

Так что, по идее, конкуренция в ресторанном предпринимательстве будет происходить на уровне создания кода, который лучше всех обманывает и персонализирует вот эти вот галлюцинации».

Геннадий Йозефавичус, ресторанный эксперт

«Развитие нашей гастрономии произошло, в первую очередь, из-за того, что страна открылась — в прямом и переносном смыслах. Оказалось, что кроме наследия кулинарных техникумов и великой майонезной традиции в мире есть что-то иное. Шефы стали читать, смотреть, ездить. И кому-то это помогло (а кому-то — не очень). Мировая гастрономия сейчас по-хорошему опрощается. На передний план выходят не фокусы, а качество продукта и безупречная техника. Идея поедания муравьев и сезонных корешков перестает быть актуальной, а идеально приготовленная рыба или классное мясо, пожаренное на открытом огне, — вот он тренд будущего. Мой рацион мало изменился за последние 30 лет, надеюсь, он не особо изменится и в последующие 30. Рацион — овощи (прежде всего сезонные), сыр (козий и овечий я предпочитаю сыру из коровьего молока), айран, яйца, оливковое и отменное сливочное масло, злаки, хороший хлеб и паста, немного мяса, красное вино, водка, слабогазированная вода, специи. Мне кажется, прекрасный рацион! Уверен, что в будущем в рестораны будут приходить за офлайн-общением и редкими продуктами типа дикой рыбы, сырами из непастеризованного молока, выращенными под солнцем овощами и т.д.»

Дмитрий Романов, ресторатор (FOLK, Amber, Москва)

«Я считаю, что в будущем ресторанный рынок будет представлять собой микс из быстрых технологических сетевых проектов (которые закрывают потребности в перекусе и в питании) и максимально ремесленных, доведенных до идеала концептуальных ресторанов, где будут цениться ручной труд, душевность, человечность. Думаю, что возможен и третий путь: люди будут с утра и в течение дня потреблять минимальное количество пищи, максимально удовлетворяющее все потребности организма. Что-то вроде космической еды. Съел таблетку и наелся, получил дозу необходимых на день витаминов и еще, возможно, как-то подлечился. То есть, это может быть история развития совместно с нутрициологами индивидуальных курсов питания и рационов».

Марина Родионова, главный редактор shape.ru, дипломированный health coach, создатель курса Sex.Health.Rocknroll

«Курс на ЗОЖ очевиден: все чаще в меню ресторанов можно встретить блюда с пометкой «без сахара, без лактозы, без глютена». Пусть пока не так часто, как хотелось бы, не всю тройку одновременно у одно блюда, а в разнобой, но не будем отрицать свершившееся: повара не могут и дальше замешивать килограмм сливочного масла в соус к пасте и подавать на завтрак авокадо-гриль, в котором более 1000 Ккал, выдавая его за здоровое блюдо. В последнем случае, скандала не избежать... Суши с колобком из спаржи вместо риса, пицца на основе из цветной капусты вместо теста, безлектиновый хлеб, безалкогольное вино и десерты без сахара — пока этого мало, чтобы говорить о будущем здорового питания в ресторанах. Но однозначно больше, чем было в допандемийную эпоху. Возможно, и ковид тут сыграл свою роль, мы стали внимательно относится к своему здоровью и понимать, что трехразовый спорт и еженедельный секс это не антидоты для порции пасты, съеденной на ночь, и бутылке игристого, выпитой залпом за ужином.

Пока единственным слабым звеном любого хорошего ресторана остаются гастрономические ужины и сеты! Почему-то показывать себя и раскрывать свои таланты шефы предпочитают исключительно на белково-жировой основе, совершенно игнорируя в порыве творческого экстаза овощи. Да и о сочетании продуктов в такие моменты никто не думает. Устрица в качестве амисбуш, гребешок или морской еж на закуску, а далее — три вида горячего — утка, олень и, конечно, омуль или муксун… На третьем блюде перестаешь пытаться понять замысел автора, а думаешь о завтрашнем несварении. Не устаю повторять: лучшим сетом все безоговорочно признают тот, в котором разум будет преобладать над творчеством, а сезонные овощи — над всеми другими ингредиентами».

Алексей Алексеев, шеф-повар (Futurist, Санкт-Петербург)

«Если посмотреть, что ели люди 30 лет назад, то это все та же самая еда. Просто сейчас шеф-повара стали чуть более изобретательными и начали придумывать новые гастрономические сочетания, но в целом нельзя сказать, что есть какие-то революционные прорывы. Сегодняшний тренд: люди начинают понимать, что неотъемлемая часть их здоровья и долголетия — это правильное и качественное питание. Питаться качественно, на самом деле, не так уж и дешево. Вы можете купить очень дорогие помидоры, но нужно понимать, что они могут быть обработаны пестицидами или другими вредными веществами. Поэтому должна развиваться индустрия фермерских хозяйств. Думаю, что в перспективе ближайших 30 лет меню в ресторанах останется примерно таким же, как и сейчас. Конечно, в нем появятся новые продукты, но принципиально ничего не изменится. У нас в стране не любят экспериментов с едой. Думаю, что больше внимания будут уделять «органическим» продуктам. Мне кажется, это тренд на 100 лет вперед. Вспоминаю свое детство, когда я приезжал к бабушке в деревню и ел все с огорода грязными руками, полоскал морковку в колодце, и мне было хорошо. А сейчас попробуйте пойти на рынок, взять морковку, помыть ее и сразу съесть? Лучше не представлять последствия. Мне кажется, что «органика» — это наше будущее».

Александр Митраков, ресторатор (группа компаний 075 Group, Красноярск)

«Некоторые считают, что через 25-30 лет мы все будем есть еду из тюбиков, так как мир становится все динамичнее и динамичнее, а времени на еду становится все меньше и меньше. Я считаю, что это не так. Хороший продукт будет цениться все сильнее. Это касается также овощей и фруктов, именно продуктов, на которых мы как ресторан работаем. Сейчас стараются производить замену продуктам, в том числе и мясу. Но при любой замене оригинальный продукт не теряет ценность, а только приобретает. Если говорить о культуре потребления, то явно появится тренд на супербыструю еду, связанный с развитием фудтеха. Хотя и классические рестораны никуда не денутся. Очень скептически отношусь к тому, что настоящее мясо с рынка все-таки уйдет и его заменит растительное «мясо». Если посмотреть меню ресторанов, которое будет через 30 лет, то в них все будет максимально честно и по-настоящему, без модифицированных и искусственно выращенных продуктов. И это будет достаточно дорогая история».

Михаил Шенштейн, руководитель проекта «Афиша Рестораны», автор Telegram-канала «Простые Удовольствия»

«Прогнозы — дело неблагодарное, но рискну предположить, что возникнет сильное расслоение. Будут рестораны для удовольствия, куда люди будут ходить за эмоциями и вкусной едой, и будут заведения утилитарные, на стыке фастфуда. Надеюсь, что тренд на локальные продукты только будет набирать ход. Произойдет взаимопроникновение различных кухонь. Пример — это никкей: смесь перуанской и японской кухонь. Что касается растительного мяса, то я по-прежнему считаю, что это нишевый продукт, который в ближайшие лет 20-30 так и не станет массовым. А рацион наш не сильно изменится, ведь еда — это базовая потребность. Набор белков, углеводов и жиров может измениться, но не очень сильно. Скорее всего, тренд на увеличение потребления углеводов и овощей будет актуальным в силу простоты и доступности».

Александр Корытников, управляющий партнер (MODUS, Москва)

«Надеюсь, что культура еды изменится, и люди будут проще относиться к походу в ресторан. Не будут готовиться и собираться туда, как на праздник. Для меня ресторан — это история на каждый день. Предыдущие 10-15 лет шеф-повара много играли в гастрономию, молекулярную кухню и т.д., забывая о самом продукте. Безлактозная молочка, Pina Colada на альтернативном молоке, безглютеновые десерты. Мы вводили такие позиции в ресторане — и хлеб, и десерты. Но все это не пользуется спросом. Если говорить о будущем ресторанов, то я надеюсь, что это будет не про тюбики с космической едой или таблетки с полезными веществами. Ведь поход в ресторан — это не только прием пищи, это все-таки общение с друзьями, интерьер, атмосфера и т.д. Надеюсь, что сбалансированное правильное питание из натуральных продуктов останется в меню ресторанов и через 20, и через 30, и даже через 50 лет. Другое дело, что, возможно, начнут использоваться какие-нибудь 3D-принтеры, чтобы не тратить слишком много времени на приготовление блюд».

Глеб Гайгер, шеф-повар (AINA, Москва)

«Время течет неумолимо, с развитием технологий и соцсетей у нас остается все меньше времени на такие основополагающие фундаментальные понятия, как «дом», «семья». В связи с этим я для себя могу выделить два основных пути развития ресторанного бизнеса. Первый — «потребление» (когда пища будет только средством для возмещения затраченной энергии и ничем более), глобальная роботизация и внедрение ИИ во все сферы нашей жизни. На выходе мы получаем дешевую, качественную пищу, с малой себестоимостью. ИИ способен добиться приготовления пищи в соответствии с запросом организма человека. Но, скорее всего, это произойдет лет через 50, не раньше. Второй путь — «продуктовый». Мы сейчас находимся на пороге исчезновения некоторых видов продуктов. Вспомните вкус курицы в детстве. Что мы имеем сейчас? Население Земли растет, и вслед за этим происходит увеличение производства «пластиковых» продуктов. Думаю, что достаточно скоро появится класс ресторанов, в которые продукты, сохраняющие натуральный вкус, будут привозиться со всех уголков планеты. Да, это будет очень дорого, но к этому времени, возможно, не останется других продуктов, выращенных без использования биоинженерии».

Артем Хижняков, шеф-повар Novikov School

«В ближайшие годы, как мне кажется, в первую очередь изменится сама еда, ее производство и ее органолептика. Еду пытаются сделать все более полезной, сбалансированной, питательной. Вполне вероятно, что все это через 30 лет приведет нас к питанию из тюбиков, в которых будет содержаться дневная норма необходимых питательных веществ, аминокислот, витаминов и белков, учитывая тенденции разумного потребления и минимизацию отходов от производства. И все же останутся, так сказать, старые самураи, которые будут жарить мясо на углях и варить бульоны. Это будет чем-то крафтовым и все равно останется востребованным. Учитывая быстрое развитие технологий и скорость нашей жизни, нам будет необходимо сохранять свои традиции и память о них для нового поколения. Будет развиваться локальная, аутентичная гастрономия, специалитеты. Сейчас все больше ресторанов и шефов обращаются к истории края, региона и страны в целом. Кто-то возвращается в детство или спускается к родовым корням. Что касается продуктов, то на первый план выйдут именно узко востребованные продукты тех или иных регионов или субкультурных поселений, которые чтят и поддерживают традиции гастрономии».

Никита Кузьменко, шеф-повар (Touch Chef's Place & Bar, Москва)

«Есть несколько тенденций, которые могут повлиять на будущее гастрономии и наше отношение к еде.

  1. Увеличение интереса к здоровому питанию (с ростом осведомленности о здоровье и благополучии, ожидается, что больше людей будут обращать внимание на качество и состав продуктов и предпочитать более здоровые варианты).
  2. Расширение многообразия кухонь (люди будут открыты новым кулинарным традициям и экспериментам с мировыми вкусами).
  3. Рост популярности растительных продуктов. Вегетарианство, веганство и другие растительные диеты уже набирают популярность (растительные продукты и альтернативы мясу могут стать более распространенными и доступными).
  4. Инновации в технологиях пищевой промышленности (ИИ, генная инженерия и 3D-печать пищи могут привести к появлению новых методов производства и приготовления пищи).
  5. Расширение устойчивости и экосознательности (могут возникнуть новые подходы к утилизации отходов, использованию местных и сезонных продуктов, а также к внедрению экологически чистых практик в ресторанном бизнесе).

Что касается меню ресторанов, то уверен, что рацион питания русского человека через 30 лет практически никак не изменится. В одних ресторанах по-прежнему будут процветать простые и понятные блюда, в других же — блюда, которые будут создавать настроение и атмосферу праздника. Почему рацион не изменится? Как любил наш народ есть салат «Оливье» летом и зимой, так и будет любить. А значит, есть котлеты из насекомых его никто не заставит. Разве что голод, не дай бог».

Шеф-повар ресторана Touch Никита Кузьменко — о ферментации и соли из пчел

Мария Тюменева, сооснователь и управляющий партнер коммуникационного агентства «Аппетитный маркетинг»

«В ближайшем будущем мы в агентстве видим развитие гастрономического туризма и гастрономии в целом в регионах. Сегодня уровень сервиса и культуры потребления еды все еще нестабилен: например, рестораны в Московской области сильно отличаются от проектов в Москве, что уж говорить про удаленные от столицы регионы. Если мы рассмотрим Россию в целом, то один из ключевых трендов, который я вижу, — это развитие потребления локальных продуктов и развитие гастротуризма. Регионы России богаты и разнообразны сами по себе: черноморская кухня в Новороссийске, северные специалитеты в Карелии, морепродукты на Дальнем Востоке. Если говорить о меню ресторанов в будущем, то не стоит ожидать чего-то экстраординарного. С развитием скоростей и технологий люди начинают ценить качественные экопродукты и домашнюю еду. Условно говоря, чтобы помидор имел вкус и запах помидора. Эксперименты продолжатся с подачей и необычным сочетанием ингредиентов. Думаю, что лет через 30 настоящие качественные продукты будут доступны только обеспеченной прослойке общества, а всем остальным придется и с насекомыми познакомиться. Хотя, надеюсь, что этого не произойдет».