Нечисть, дуэли и будни кино: о чем снимают новые российские сериалы
Что ждет нас на экранах кинотеатров, компьютеров и планшетов в ближайшее время? О российских фильмах, которые уже вышли или скоро появятся (в том числе «Голиаф», «Экспресс» и «Далекие близкие»), можно почитать тут. Что касается сериалов, кинематографисты успели показать новинки в «Розе Хутор» на фестивале «Новый сезон», а нам еще только предстоит их увидеть в этом самом новом сезоне.
«13 клиническая»
Клим Козинский, «Иви»
Кирилл Акиньшин в исполнении Данилы Козловского — хирург, а значит цинизма ему не занимать. Узнав о том, что в его голове поселилась неоперабельная опухоль, он реагирует без лишних эмоциональных всплесков. Да и вообще, все бы ничего, но постоянно ему кажется, будто вокруг кто-то чавкает, а по стенам ползают пауки. Галлюцинации — уверенно заявляет он коллеге-врачу, к которому пришел на прием. Как бы не так, думает коллега, и везет его в неведомую «13 клиническую», запертую за семью замками и печатями. Все здесь подчинено собственным законам, для вновь прибывшего весьма странным: первичное обследование пациента, например, зовется исповедью, а чертыхаться и вовсе нельзя. Иными словами, коридорное обсуждение медсестрами очередей в «Дикси» соседствует с размышлениями о заклятиях и ведьмах. Зритель об этом знает чуть больше главного героя, ведь перед началом основного действия, в качестве затакта, ему показали «запись» лекции из 60-х, где вполне научным языком обосновывается существование нечисти самого разного толка и прямая ее связь с медициной.
Уже с точки зрения одного лишь только сюжета «13 клиническая» выглядит проектом интригующим и многообещающим, но к этому стоит добавить пару слов о появляющихся в кадре артистах. Помимо хирурга Козловского это строгая и несносная завотделением Ирина с идеальной осанкой и улыбкой Виктории Исаковой, а также вечно сонная Аня (Паулина Андреева) — она-то и проводит в некотором смысле инициацию, прилепив к груди Кирилла пакетик костей. Что тут творится и зачем, еще предстоит выяснить герою, а нам вместе с ним, но уже после первых серий очевидно, что обстоятельства окажутся как минимум любопытными.
«Алиса не может ждать»
Наталия Мещанинова, START
Чего обычно ждут подростки? Влюбленности, яркости чувств и впечатлений, прогулок под луной, ну, может, неизбежных драм в придачу. Чего ждет Алиса? Узнав, что ее редкое заболевание зрения ведет к полной слепоте, не ждет она уже ничего, поэтому начинает действовать. Сериал Наталии Мещаниновой, сценарий которого был написан режиссером вместе с собственным мужем Степаном Девониным (он здесь появится и в кадре), рассказывает историю 15-летней девочки (Елизавета Ищенко). Она ведет себя совсем не по-детски, а решения, кажется, умеет принимать вполне взрослые. Ее заданные обстоятельства — красивая квартира в городе Тверь, деловая мама-экскурсовод (Анна Михалкова), которая при каждом удобном и неудобном случае транслирует свою демократичность, разъезжающий по командировкам отец (Михаил Трухин), а также старшая сестра (Таисия Вилкова) и ее муж-ревнивец (его-то и играет Степан Девонин). При более подробном рассмотрении обнаружится также учитель по укулеле из музыкальной школы (Дмитрий Лысенков), который видит в Алисе явно уже не ребенка. Сама же она, реагируя на окружающую действительность сдержанно и отстраненно, собирается играть во взрослые игры, лишь только дождется 16-летия.
Главная примечательность сериала, помимо развития сюжета, — характер главной героини и органичность Елизаветы Ищенко в кадре. Как будет развиваться и то, и другое, — покажут оставшиеся серии, но то, что российский кинематограф обзавелся еще одним новым лицом, понятно уже сейчас.
«Конец света»
Александр Незлобин, «Кинопоиск»
Во вполне себе привычной Москве происходит невиданное: из вод джакузи вдруг является не кто-нибудь, а Сатана, который хочет устроить конец света. Сатана умен и харизматичен, наделен внешностью и голосом Юрия Колокольникова, а также талантом шутить метко и ко времени. В одном из спальных районов города у него как раз вырос и остепенился по мере своих возможностей сын (Семен Трескунов), который по незнанию отцовской природы решил креститься. Отчий гнев и милость в результате дарованы ему одновременно, как и сообщение о том, что он — антихрист. Такие новости честному и работящему студенту приходятся не очень по нраву, так что сатане-Колокольникову еще придется проявить дар убеждения. В арсенале сериала имеются также непутевые архангелы, увешанные золотом бандиты и другие герои не без греха. Снятая Александром Незлобиным история — не только очень смешная комедия, но также и вполне уверенная драма о цене любви и готовности к жертвам. Похохотать и задуматься — что может быть лучше в эти смутные дни, когда конец света, кажется, не так уж далек.
«Черная весна»
Сергей Тарамаев, Любовь Львова, START
Жизнь подростков живописного приморского городка может показаться поэтичной, а может — разрушительной, с какой стороны посмотреть. На уроке в школе как раз проходят поэзию Пушкина, которая невозможна без отсылок к дуэльным пистолетам, разрешившим судьбу «нашего всего». Мэл (Глеб Калюжный) и его компания, случайно раздобыв собственные, устраивают дуэльный клуб, чтобы негодяи ответили за чью-то попранную честь. Повод есть и у самого Мэла, подругу которого заманил в свои сети московский режиссер (Артем Ткаченко). Теперь у того есть все шансы достичь дна, в смысле не только переносном, но и прямом. История, которую рассказывают режиссеры Сергей Тарамаев и Любовь Львова, не выглядит сюжетом на длинной дистанции между зрелостью и юностью.
Диалоги здесь не только не кажутся надуманными, но вызывают искренний восторг своей самобытностью — к примеру, когда подростки пытаются своими словами объяснить что-то про сатисфакцию. Взрослые же в этом мире встречаются разные: владелец кондитерского бизнеса (Сергей Гилев), который вот-вот подастся в мэры не без помощи местного авторитета (Николай Фоменко), или «бизнесмен» другого толка — чуткий, но неудачливый (Александр Яценко). У всех них есть дети, так что линии закрутятся, переплетутся и будут ждать пистолетного выстрела.
«Аврора»
Роман Волобуев, more.tv, wink
Новый сериал Романа Волобуева полнится кивками в сторону киноиндустрии и даже едкими ее щипками, оттого так громко хохотали в фестивальном зале те, кто к ней причастен. Актриса Саша Зорина (Лена Тронина) в детстве прославилась ролью в неком условном, но невероятно культовом фильме «Аврора», но с тех пор не приобрела ни в творческих заслугах, ни в умении давать интервью. Теперь она просыпается в сегодняшней Москве: взрослая и, кажется, не очень устроенная. Вместо актерских работ — работа на горячей линии психологической помощи, вместо достижений — краденые сапоги. С первой же серии становится ясно, что ситуация еще хуже, чем кажется. Помимо бывшего друга (Алексей Золотовицкий), у которого имеются серьезные причины злиться на Сашу, у нее обнаруживается преследователь, звонящий на горячую линию и откуда-то знающий, что вложено в конкретную страницу конкретной книги, что Зорина таскает с собой в сумке уже давно. Да, и к слову: событий последнего месяца она не помнит совсем. Что же до Москвы, то город в кадре выглядит живым и настоящим (чего не скажешь порой о самой Саше). Невыдуманные места, существующие в реальности бары — все это добавляет истории контекстов и ощущения того, что некая непутевая (хотя посмотрим, как развернется сюжет) Зорина ходит по тем же улицам, что и мы.
«За полчаса до весны»
Степан Коршунов, Оксана Барковская, Кирилл Папакуль, START
Через тернии в лице советских правителей к сердцам советских же зрителей: так можно описать начало сериала о вокально-инструментальном ансамбле «Песняры». Оказавшись в контексте, зритель быстро поймет, что лидер ВИА Владимир Мулявин готов бороться за справедливость, однако — когда на кону будет стоять будущее не столько собственное, сколько всей группы — подсунутое в кабинетах «наверху» публичное письмо он все-таки подпишет. В нем он будет виниться в поступке годичной давности, когда на очередном концерте воспротивился несогласованной телезаписи. Несмотря на ощущение правоты, возможность выступать ему дороже. Сериал, прыгая по десятилетиям и даже странам, расскажет историю «Песняров» от (свердловское детство братьев Мулявиных) и до (выступления, гастроли, неизбежные вызовы судьбы). Без музыкального сопровождения, конечно, не обойдется, что вписывает этот проект в череду байопиков о музыкантах, спортсменах и других культурных (но не только) деятелях, чей пример может рассказать о тернистом пути, а также вызвать слезу гордости или умиления. В случае с «Песнярами» выверенное ретро в кадре выглядит уверенно и уместно, а конформизм в одном случае оборачивается нонконформизмом в других.
«Я "любила" мужа»
Юлия Трофимова, Premier
Домохозяйка Ксения (Светлана Ходченкова) привыкла не перечить мужу, оставлять его насмешки без ответа и при необходимости готова даже выбежать из душа, чтобы поискать ключи от его машины, или попросить немного денег — не для себя, исключительно на быт и детей. Однажды Ксения случайно обнаружит, что тот, с кем она делит постель, увлечен БДСМ-практиками, и тут же решит: «чтобы дома было хорошо», она должна соответствовать. В порыве не страсти, но ученичества мужа она случайно удушит, и комедийные винтики сериала начнут крутиться быстрее. Что делать в ситуации, когда на пороге уже стоит полицейский (симпатичный, сыгранный Александром Яценко), прибывший как раз по делу о БДСМ, и сдаваться он не намерен, куда бежать и как вообще жить дальше — все это Ксении еще предстоит узнать.