Впечатления, 09 ноя 2021, 12:15

Скука бессмертная: почему «Вечные» Хлои Чжао плохо стартовали в прокате

Первый день проката в России принес «Вечным» чуть больше 40 млн руб. Для сравнения «Дюна» собрала 100 млн руб. Рассказываем, почему эта история не оправдала надежды на упоительное зрелище
Читать в полной версии
(Фото: Kinopoisk)

Семь тысячелетий группа высокоразвитых инопланетян с суперспособностями живет на Земле, оберегая человечество от монстров из космоса. Группа называет себя Вечными. По какой-то причине предводительница этой гуманитарной миссии Аяк (Сальма Хайек) строго-настрого запрещает своим тимуровцам останавливать людские войны, но не препятствует внедрению примитивных технологий в сельском хозяйстве. Так Вечные живут среди людей и рулят эволюционным процессом, а Аяк отчитывается о ходе миссии вышестоящему начальству — целестиалу Аришему, который себе на уме.

Но это предыстория. Основные события фильма развернутся в современности.

Когда Мстители вернули миллиарды людей, не переживших геноцид Таноса (поклонники Marvel знают сюжет фильмов «Мстители. Война бесконечности» и «Мстители. Финал», где герои сражались с безумным титаном), сработала вселенская сигнализация, и Аяк отправилась собирать беспризорно блуждающих по Земле Вечных. Ситуация критическая, нужно объединяться. Однако цепь событий влечет за собой вскрытие шокирующих тайн, и в группе зреют конфликты, которые придется преодолеть, чтобы спасти горячо любимое человечество от новой угрозы вымирания.

Пересказывать сюжет «Вечных» Хлои Чжао можно вечно. Введение в историю (с фантазиями о вавилонском и древнемексиканском быте), придуманную соавтором Стэна Ли Джеком Кирби, занимает четверть фильма, который длится два с половиной часа. По сути весь фильм — это затянутая презентация героев и их конфликтов, выписанных неубедительной игрой на крупных планах. Вот величественная Аяк возится с неуравновешенной Финой (не Афиной, это важно) в исполнении Анджелины Джоли; вот милосердная Серси (Джемма Чан) превращает почву в воду и изучает культуру землян; солдат Икарис (Ричард Мэдден) — летает и стреляет лазерами из глаз, как Супермен (в сценарии даже есть шутки в адрес конкурента из DC).

Недостаточно? Ладно. Вот Фастос — гений-инженер, а также первый открытый гей в киновселенной Marvel (теперь все гадают, не гей ли сам актер Брайан Тайри Генри); супербыстрая и полностью глухая Маккари (актриса Лорен Ридлофф, исполняющая ее, тоже глухая). Особое место среди Вечных занимает Друиг (Барри Кеоган) — аналог профессора Икс, повелевающий человеческим сознанием. Кстати, именно он восстает против диктатуры Аяк, становится отшельником, вносит смуту в группу и единственный обладает потенциалом на собственный сольный фильм.

Кадр из фильма «Вечные» (Фото: Kinopoisk)

Это далеко не все персонажи. Их одиннадцать — очень много для одного фильма. Даже в провалившейся «Лиге справедливости» 2017 года представили только семерых героев, да так неловко, что в 2021-м понадобились все творческие силы визионера Зака Снайдера и дополнительные $70 млн на досъем, чтобы складно показать персонажей в четырехчасовой «снайдеровской» версии. Ее крутили на стриминге HBO Max, к счастью для зрителей.

Весь фильм — это затянутая презентация героев и их конфликтов, выписанных неубедительной игрой на крупных планах.

Перед Хлоей Чжао, поклонницей MCU, которая вознамерилась объединить Восток, Запад и свое видение вселенной в этом фильме, поставили задачу уложиться в блокбастерский хронометраж и упаковать весь лор «Вечных» в картинку для IMAX. Сценаристы Райан и Кас Фирпо — не Джеймс Ганн и Николь Перлман (написали «Стражей Галактики») и химию между героями не вытянули, а Хлоя Чжао взвалила на свои хрупкие плечи по меньшей мере целую планету.

Кадр со съемок фильма «Вечные» (Фото: Kinopoisk)

Фильм источает отрешенную красоту, как на снимках Земли из космоса. Роскошные пролеты камеры сменяют атмосферные пейзажные кадры, но герои вклеены в них, словно бумажные модельки. Съемочной локацией стали Канарские острова, множество сцен снято на натуре при естественном освещении — глубина и широта пространства должны внушать этой истории величие. Только оно ложное.

На деле режиссер, вдохновленная мангой и Терренсом Маликом, отвергла ориентир киновселенной Marvel на самоиронию. Недавно отгремевшая в кинотеатрах «Черная вдова» (которую могла снять Хлоя Чжао, но не срослось) подкупала насмешками над собой; приключения нового героя из «Шан-Чи и легенда десяти колец» развернулись в двух временных частях, но умудрились сохранить чувство юмора. Сериалы Marvel («Локи», «Что, если? ...», «Ванда/Вижн» и другие) встали на фундамент из постиронии и мультивариантности.

На их фоне «Вечные» смотрятся как копия Эйфелевой башни на окраине Ханчжоу.

Кадр из фильма «Вечные» (Фото: Kinopoisk)

Одних персонажей максимально упростили до аналогов Ртути или Флэша, Супермена, Чудо-женщины, а других попытались углубить, но не дожали. Чжао успела немного рассмотреть личность Фины (Джоли привычно изображает горечь непроработанной травмы), намекнуть на сложные отношения Друига с самим собой и на причастность Спрайт (Лия Макхью) к появлению на свет «Питера Пэна». Персонаж Кинго (Кумэйл Нанджиани) внес в скучных «Вечных» комедию — но она не синхронизировалась с величественным пафосом этой мозаики.

Глава Marvel Studios Кевин Файги неоднократно объяснял миссию Чжао и новых супергероев — открыть четвертую фазу киновселенной, переопределив ее направление и изменив представление о ней. Например, участие Вечных должно было прояснить место Земли в космической иерархии этого запутанного мультиверса. Прояснило, только декорации оставило прежние.

Кадр из фильма «Вечные» (Фото: Kinopoisk)

Акцент на разнообразии актерского состава и заступничество Кевина Файги помогали «Вечным» избежать совсем разгромной критики, хотя пресса оценила фильм Чжао сильно ниже других творений Marvel Studios (рейтинг на Rotten Tomatoes полз вниз от 63% до 57%). Рейтинги — не беда, а критика — не проблема для марвеловской экспансии. Кевин Файги решительно настроен продолжать свой труд, и готов, подобно богу, с которым борются Вечные, разрушить старый мир для рождения новых. Во славу бизнес-модели.