Скука бессмертная: почему «Вечные» Хлои Чжао плохо стартовали в прокате
Семь тысячелетий группа высокоразвитых инопланетян с суперспособностями живет на Земле, оберегая человечество от монстров из космоса. Группа называет себя Вечными. По какой-то причине предводительница этой гуманитарной миссии Аяк (Сальма Хайек) строго-настрого запрещает своим тимуровцам останавливать людские войны, но не препятствует внедрению примитивных технологий в сельском хозяйстве. Так Вечные живут среди людей и рулят эволюционным процессом, а Аяк отчитывается о ходе миссии вышестоящему начальству — целестиалу Аришему, который себе на уме.
Но это предыстория. Основные события фильма развернутся в современности.
Когда Мстители вернули миллиарды людей, не переживших геноцид Таноса (поклонники Marvel знают сюжет фильмов «Мстители. Война бесконечности» и «Мстители. Финал», где герои сражались с безумным титаном), сработала вселенская сигнализация, и Аяк отправилась собирать беспризорно блуждающих по Земле Вечных. Ситуация критическая, нужно объединяться. Однако цепь событий влечет за собой вскрытие шокирующих тайн, и в группе зреют конфликты, которые придется преодолеть, чтобы спасти горячо любимое человечество от новой угрозы вымирания.
Пересказывать сюжет «Вечных» Хлои Чжао можно вечно. Введение в историю (с фантазиями о вавилонском и древнемексиканском быте), придуманную соавтором Стэна Ли Джеком Кирби, занимает четверть фильма, который длится два с половиной часа. По сути весь фильм — это затянутая презентация героев и их конфликтов, выписанных неубедительной игрой на крупных планах. Вот величественная Аяк возится с неуравновешенной Финой (не Афиной, это важно) в исполнении Анджелины Джоли; вот милосердная Серси (Джемма Чан) превращает почву в воду и изучает культуру землян; солдат Икарис (Ричард Мэдден) — летает и стреляет лазерами из глаз, как Супермен (в сценарии даже есть шутки в адрес конкурента из DC).
Недостаточно? Ладно. Вот Фастос — гений-инженер, а также первый открытый гей в киновселенной Marvel (теперь все гадают, не гей ли сам актер Брайан Тайри Генри); супербыстрая и полностью глухая Маккари (актриса Лорен Ридлофф, исполняющая ее, тоже глухая). Особое место среди Вечных занимает Друиг (Барри Кеоган) — аналог профессора Икс, повелевающий человеческим сознанием. Кстати, именно он восстает против диктатуры Аяк, становится отшельником, вносит смуту в группу и единственный обладает потенциалом на собственный сольный фильм.
Это далеко не все персонажи. Их одиннадцать — очень много для одного фильма. Даже в провалившейся «Лиге справедливости» 2017 года представили только семерых героев, да так неловко, что в 2021-м понадобились все творческие силы визионера Зака Снайдера и дополнительные $70 млн на досъем, чтобы складно показать персонажей в четырехчасовой «снайдеровской» версии. Ее крутили на стриминге HBO Max, к счастью для зрителей.
Весь фильм — это затянутая презентация героев и их конфликтов, выписанных неубедительной игрой на крупных планах.
Перед Хлоей Чжао, поклонницей MCU, которая вознамерилась объединить Восток, Запад и свое видение вселенной в этом фильме, поставили задачу уложиться в блокбастерский хронометраж и упаковать весь лор «Вечных» в картинку для IMAX. Сценаристы Райан и Кас Фирпо — не Джеймс Ганн и Николь Перлман (написали «Стражей Галактики») и химию между героями не вытянули, а Хлоя Чжао взвалила на свои хрупкие плечи по меньшей мере целую планету.
Фильм источает отрешенную красоту, как на снимках Земли из космоса. Роскошные пролеты камеры сменяют атмосферные пейзажные кадры, но герои вклеены в них, словно бумажные модельки. Съемочной локацией стали Канарские острова, множество сцен снято на натуре при естественном освещении — глубина и широта пространства должны внушать этой истории величие. Только оно ложное.
На деле режиссер, вдохновленная мангой и Терренсом Маликом, отвергла ориентир киновселенной Marvel на самоиронию. Недавно отгремевшая в кинотеатрах «Черная вдова» (которую могла снять Хлоя Чжао, но не срослось) подкупала насмешками над собой; приключения нового героя из «Шан-Чи и легенда десяти колец» развернулись в двух временных частях, но умудрились сохранить чувство юмора. Сериалы Marvel («Локи», «Что, если? ...», «Ванда/Вижн» и другие) встали на фундамент из постиронии и мультивариантности.
На их фоне «Вечные» смотрятся как копия Эйфелевой башни на окраине Ханчжоу.
Одних персонажей максимально упростили до аналогов Ртути или Флэша, Супермена, Чудо-женщины, а других попытались углубить, но не дожали. Чжао успела немного рассмотреть личность Фины (Джоли привычно изображает горечь непроработанной травмы), намекнуть на сложные отношения Друига с самим собой и на причастность Спрайт (Лия Макхью) к появлению на свет «Питера Пэна». Персонаж Кинго (Кумэйл Нанджиани) внес в скучных «Вечных» комедию — но она не синхронизировалась с величественным пафосом этой мозаики.
Глава Marvel Studios Кевин Файги неоднократно объяснял миссию Чжао и новых супергероев — открыть четвертую фазу киновселенной, переопределив ее направление и изменив представление о ней. Например, участие Вечных должно было прояснить место Земли в космической иерархии этого запутанного мультиверса. Прояснило, только декорации оставило прежние.
Акцент на разнообразии актерского состава и заступничество Кевина Файги помогали «Вечным» избежать совсем разгромной критики, хотя пресса оценила фильм Чжао сильно ниже других творений Marvel Studios (рейтинг на Rotten Tomatoes полз вниз от 63% до 57%). Рейтинги — не беда, а критика — не проблема для марвеловской экспансии. Кевин Файги решительно настроен продолжать свой труд, и готов, подобно богу, с которым борются Вечные, разрушить старый мир для рождения новых. Во славу бизнес-модели.