Дневники «Кинотавра», день второй: путешествие по городам и временам
Фестивальная жизнь вполне напоминает жизнь курортную. Счастливые представители и той, и другой не наблюдают ни часов, ни дней, следуя внутреннему расписанию. У последних это, предположим, море, обед, прогулка, сон, у первых — кино, кино, кино.
С перерывами на обсуждения, конечно. Во второй конкурсный день они переместились на сцену Зимнего театра в виде паблик-тока представителей онлайн-платформ. Модерировал его Александр Роднянский, а участвовали Илья Бурец (IVI Originals), Жора Крыжовников («НМГ Студия», то есть платформа more TV), Юлия Миндубаева (START), Софья Митрофанова (PREMIER), Игорь Мишин (KION), Джаник Файзиев (Okko) и Ольга Филипук («Яндекс.Студия», «КиноПоиск HD»).
Дискуссия получилась оживленной и явно могла бы продолжаться еще не один час. Недостатка в количестве платформ у отечественной индустрии нет, о чем ясно говорили логотипы за спиной выступавших, а вот проблемные точки у нее очевидно имеются. К примеру, Жора Крыжовников, оказавшись с микрофоном в руках, не раз за это время настаивал, что особенно остро фильмы и сериалы (а вслед за ними и платформы) нуждаются в голосах и оригинальных историях, поскольку количество менеджеров, по его словам, несопоставимо с количеством авторов.
Игорь Мишин, в свою очередь, решил обратить внимание на другую сложность, и тоже количественную, заговорив об объемах контента, продолжающих расти каждый день. Вопрос этот — действительно из числа первых в повестке, ведь, насколько бы ни были хороши маркетинговые кампании платформ и их проектов, время, которое зритель собирается потратить на просмотр сериалов и фильмов, бесконечно растягиваться не может.
Героя конкурсного фильма «Владивосток» режиссера Антона Борматова, начавшегося сразу после паблик-тока, контентные вопросы волнуют едва ли. Его мир — совсем иного толка. Сбежав из армии (о причинах вам расскажут подробно), он добрался до портового города, чтобы потом скрыться где-нибудь в Китае или Корее. Но старательный сюжет готовит ему сразу два обстоятельства, способные поставить план под сомнение. Первое, конечно, — любовь в лице кудрявой девушки Ники. Как и полагается криминальным драмам, появляется она в самый неподходящий момент, а еще бесконечно цитирует сцены из кино и вспоминает актеров. То Жан-Поля Бельмондо, то Райана Гослинга, то Роберта Паттинсона (Странно? Да-да). Вторым обстоятельством оказывается пандемия. Отмахнуться не получится: границы закрываются, порты не принимают корабли. И пока герой будет со всем этим разбираться, на фоне раскинется Владивосток — город большого размаха и соленого воздуха, в очередной раз становящийся свидетелем очередной истории и тихонько выдающий свое к тому отношение порывами ветра.
В «Нуучче» Владимира Мункуева и вовсе ни телевизоров, ни любых других примет современности не найти. Подходит к концу XIX век, а в Якутской тайге живут (и если точнее — выживают) Хабджий и его жена Керемес. Рыболовная сеть пуста, муки давно уже нет, как и мяса, последняя оставшаяся корова мычит протяжно и настолько устало, что становится понятно: перезимовать в таких условиях получится вряд ли. Зато ни в мясе, ни в муке не нуждается местный князь. Его стол полон, дом отоплен, а движения неспешны. Такие может позволить себе только тот, кому не нужно просыпаться затемно в попытках прокормить семью и думать, как умудриться косить сено, охотиться и готовиться к жестокостям зимы одновременно. Вальяжно и с полным ртом размышляя о судьбах страны и края, князь решает отправить к Хабджию ссыльного русского. Зовут того Костя, но в этих краях его имя — протяжное Нуучча, что и значит «русский». Нуучча (большая роль актера Сергея Гилева) не заботится о том, какое впечатление произведет на местных духов, да и вообще до определенного времени предпочтет оставаться отрешенным. В прошлом году якутский фильм «Пугало» уехал с «Кинотавра» с триумфом, в этом — увидеть конкурсную программу еще предстоит, но есть все основания полагать, что незамеченной работа Владимира Мункуева не останется. Как не раз скажет в «Нуучче» местный шаман, духи обиделись и ушли, но якутское кино явно по-прежнему под их защитой.
Закончился день внеконкурсным показом фильма Владимира Битокова «Мама, я дома». Несколько лет назад выпускник той самой Мастерской Александра Сокурова увез из Сочи приз за лучший дебют. Его «Глубокие реки» поделили тогда награду с «Кислотой» Александра Горчилина. Теперь же Горчилин оказался в кадре коллеги, надев костюм усердного уездного чиновника, насколько старательного, настолько же и жестокого. Вместе с другими обитателями поселка он деятельно наблюдает за историей водителя автобуса Тони. Та отказывается верить в смерть сына где-то в далекой Сирии и берется поставить на уши всех вокруг, лишь бы найти и вернуть. Однако что делать, если какая-то часть плана окажется действительно успешной (тут к месту придутся кавычки), Тоне выяснить еще предстоит. Так или иначе, но быть против всех она совсем не боится и сжечь все напалмом готова дотла.