Герои «РБК Стиль» — о том, как пандемия изменила их гардероб
Владимир Перельман, ресторатор, основатель сети Perelman People
За последний год у меня появилось желание совершенствовать собственный стиль. Это вызвано прежде всего тем, что я начал сам заниматься дизайном и пошивом одежды. Во время режима самоизоляции я посвятил много времени онлайн-шопингу и понял, что огромного количества вещей, которые мне хотелось бы носить, попросту не существует. Решил это исправить и готовлю к запуску собственный бренд.
Я очень педантичный человек, максималист во многом. При выборе одежды мне всегда были важны идеальный комфорт и посадка. Со временем, взрослением и появлением новых возможностей я начал лучше в этом разбираться: еще до примерки вещи понимаю, насколько мне будет в ней удобно, приятно, холодно или тепло. Стараюсь покупать одежду из натуральных тканей, а посадку выбирать такую, чтобы выглядеть мужественным, настоящим джентльменом. Завышенные требования связаны еще и с тем, что сегодня одежда должна восполнять нехватку положительных эмоций. Если она неидеальна, то и радости от нее нет.
Эмоции дарит и офлайн-шопинг. Я по-прежнему считаю, что он очень важен. Однако хочется, чтобы современные магазины перестали носить исключительно утилитарный характер, чтобы они становились мультипространствами, где можно и купить одежду, и выпить кофе, и пообщаться с друзьями, и просто отдохнуть. Этого очень не хватает.
Также мне не хватает зарубежного шопинга. До пандемии я не только покупал, но и шил себе вещи за границей. Как правило, это были экзотические страны со своими традициями костюма, мастерами, которые передают опыт из поколение в поколение, необычными техниками и тканями. Например, Индонезия, Таиланд, Индия, Вьетнам. Я никогда не ездил на шопинг целенаправленно, но он всегда был неотъемлемой частью путешествий. В последний раз я что-то покупал год назад в Израиле, осенью удалось слетать в Стамбул, а в Будапеште я открыл для себя молодой бренд Nanushka. Хотя мое лучшее приобретение за последнее время — это длинный плащ из старой коллекции Yohji Yamamoto сероватого цвета в черно-белый горох. Я увлекся архивами известных дизайнеров. Благо, в России появились проекты, которые выискивают, привозят и продают подобные вещи.
Ксения Чилингарова, cоосновательница марки Arctic Explorer и журнала Badlon
Пандемия повлияла не столько на мой стиль, сколько на отношение к гардеробу. Оказавшись взаперти, я первым делом его разобрала и обнаружила огромное количество классных вещей, про которые либо забыла, либо не находила времени, чтобы в них куда-то выйти. Красивые, эффектные, яркие, они помогли удовлетворить потребность наряжаться и создать ощущение праздника, которого очень не хватало. Без покупок тоже не обошлось: в моих золотых сапогах Marni можно и в пир, и в мир, и в добрые люди.
При выборе одежды я, конечно, смотрю на качество. Но также понимаю, что у молодых дизайнеров не всегда есть возможность закупать дорогие ткани, поэтому идея для меня первична. Одежда без замысла и истории мне не очень интересна. Если я чувствую потенциал и вижу серьезную работу (прежде всего внутреннюю), то забираю вещь к себе в гардероб.
Сейчас я совершаю покупки преимущественно онлайн. Освоила интернет-шопинг как раз на карантине. Он не только экономит время, но и становится своего рода медитацией: я листаю страницу, заполняю корзину, но это не значит, что обязательно выкупаю все отложенные вещи. Впрочем, онлайн для меня не отменяет офлайна: когда появляется время и желание, я брожу по магазинам, трогаю вещи, наряжаюсь, кручусь перед зеркалом. Это тоже терапия, времяпрепровождение для удовольствия.
Григорий Туманов, журналист, основатель и ведущий подкаста «Мужчина, вы куда?»
Пандемия, как ни странно, не привнесла в мою жизнь больше треников. Напротив, на карантине я старался хоть как-то разделять рабочее и личное, каждое утро переодеваясь из пижамы в повседневную одежду, а вечером — обратно. Это было хорошее время, чтобы изучать Farfetch и постепенно докупать к гардеробу интересные вещи. Их приятно взять в руки, они не сделаны из картона и жевательной резинки, а также необычно устроены: здесь — какие-то замысловатые рукава, там — жабо. Можно сказать, что мой стиль больше дополнился, нежели изменился. К тому же я перестал переживать по поводу того, кто и что подумает о моем внешнем виде. Но на это, скорее, повлияли внутренняя свобода и возраст.
У меня нет принципиальной позиции по поводу онлайна и офлайна. Я изучил свои размеры и крой тех брендов, которые люблю, чтобы не бояться ошибиться. Поэтому мне одинаково хорошо и в интернет-магазине, и в физическом, но первый, скорее, для осмысленных покупок, а второй — для спонтанных.
Если говорить о том, повлияло ли на мой гардероб закрытие границ, то мне долгое время не хватало марки The Kooples, у которой мы с женой стараемся что-то прикупить во время путешествий по Европе. Но в декабре 2020 года магазин The Kooples открылся в Москве, так что проблем нет. Ограничения повлияли на поиски чего-то нового в онлайне. Так, я присмотрелся к ресейл-платформам и брендам вроде Wooyungmi и Ami (розовые брюки и рубашка с жабо — моя любовь). Ну а нежно любимый мной Saint Laurent (господин Ваккарелло, почему вы мне не звоните?), к счастью, представлен и за рубежом, и у нас.
Варвара Шмыкова, актриса театра и кино
Я бы не сказала, что пандемия и различные социокультурные явления изменили мои вкусовые пристрастия. Я предпочитала комфортную одежду и раньше, и сейчас. Безусловно, весь карантин ты ходишь в том, в чем хочешь, поскольку нет никаких камер, никто на тебя не смотрит. Эта вальяжность сохранилась, но стала чуть более элегантной.
Сегодня в моем гардеробе превалирует одежда русских дизайнеров: тельняшки «Берегите птиц», милые платья с отложным воротником Masterpeace, объемные футболки и костюмы Monochrome. Мне хочется поддерживать отечественного производителя. Но я также люблю итальянский бренд Gucci. Мне близки его яркий стиль и посыл «мода как вызов».
Оксана Лаврентьева, основательница компании «Русмода» и марки Ololol
На карантине я настолько привыкла к треникам, что уже не могла представить себя даже в удобных джинсах, платьях и на каблуках. Собственно, к нарядным вещам я так и не вернулась. Ношу все свободное, просторное, на плоской подошве. Так, одна из самых удачных покупок за последний год — три халата Etro в этническом стиле, к которому меня особенно потянуло на отдыхе. Если говорить о требованиях к качеству, то либо это вещь, которая хорошо сидит и служит годами, как Loro Piana, либо я могу не париться и купить что-то в Zara. Все покупки, кстати, совершаю в интернете. Вообще не помню, когда в последний раз была в обычном магазине. И честно говоря, даже не хочется туда идти. Но в нашем бизнесе клиенты все равно больше покупают вживую.
Андрей Покатаев, консультант и лектор по классическому стилю
За этот год я стал реже носить деловой костюм, но пиджаки, сорочки, галстуки и туфли по-прежнему в ходу. Правда, теперь я предпочитаю сорочки из «рыхлых» тканей вроде фланели или денима с неформальными мягкими воротниками на пуговицах (они называются button-down). Это отражается только на новых покупках и на том, что я чаще ношу, ведь прежние модели из гладкого хлопка с широкими отложными воротниками из моего гардероба никуда не исчезли. Примерно такой же перекос в сторону неформальных материалов у меня произошел с галстуками: льняные и шерстяные модели вытеснили гладкий шелк. В конце концов, галстуки я ношу не для соответствия офисному дресс-коду, а ради эстетики.
Я всегда предпочитал непарные неструктурированные пиджаки без бортовки и с мягким плечом, а также джинсы и чиносы вместо брюк со стрелками. Эти исключения из моего довольно консервативного подхода к выбору одежды сегодня стали общим трендом. Что касается еще одних тенденциозных вещей — тренировочных штанов, футболок, худи и кроссовок, то их я использую по прямому назначению, для занятия спортом на свежем воздухе.
В последнее время желание что-то приобрести у меня возникает в онлайне, поэтому и сам процесс выбора и покупки осуществляется там. Это значительно проще и быстрее. Но если у меня есть возможность отправиться на традиционный шопинг, то я ей воспользуюсь, поскольку мне важно как понять посадку вещи, так и получить тактильные ощущения от нее. К пошиву одежды на заказ я прибегаю редко, но рад, что эта индустрия смогла пережить год без серьезных потерь. Ведь выбор ателье — это довольно сложный и затратный процесс.
Катя Федорова, журналист, автор телеграм-канала Good morning, Karl!
Я долго держалась в стороне от худи и треников. Даже дома старалась носить уличную одежду. Мне от этого было морально легче. Но к середине карантина я все же сдалась и купила несколько трикотажных костюмов. Сейчас планирую их сжечь, чтобы навсегда забыть об этом жутком периоде жизни.
За карантин я несколько раз разбирала шкафы и поняла, что мне не нужно так много одежды. В целом стала более осознанно относиться к шопингу. Если и покупать, то куда более яркое и нарядное, чем раньше. Мое самое удачное приобретение за этот год — вечерний комбинезон Solace и космические серебристые сапоги в стиле Барбареллы.
Я не люблю ходить по магазинам в Москве. Сказываются годы работы стилистом. Зато обожаю шопинг в разных странах: раньше в любой поездке тратила кучу времени на изучение и посещение независимых бутиков и винтажных магазинов. Никакой онлайн-шопинг мне этого не заменит. Поэтому закрытие границ на моем гардеробе сказалось сильно. Немного выручило то, что мама разобрала свой гардероб из 90-х, и я забрала оттуда много классных вещей, которые сейчас ношу. Но сплю и вижу, когда ограничения снимут и я вырвусь в любимые Лондон, Копенгаген и Антверпен.