Безотходное производство: как бренды используют остатки тканей
Согласно исследованию организации Common Objective, 35% всех материалов, используемых в производстве одежды, превращаются в отходы. Это цельные куски ткани, созданные в избыточном количестве, поврежденные во время транспортировки или не соответствующие ожиданиям заказчиков, а также обрезы, которые остаются в процессе кройки и шитья. По данным Агентства по охране окружающей среды, в 2018 году на свалках оказалось около 17 млн т текстильного мусора, что составило 5,8% от общего образования твердых бытовых отходов. При этом только около 15% из них отправляется на переработку. Остальная часть заполняет мусорные полигоны, разлагаясь в среднем в течение 200 лет.
Обнаружив, что мировая текстильная промышленность ежегодно потребляет около 27,3 млрд кг хлопка, 15% которого либо не используется, либо остается в виде обрезков, финская компания Pure Waste Textiles мобилизовала силы для спасения планеты. Она собирает текстильные отходы, сортируя их по качеству и цвету, после чего перемалывает, получая волокнистую массу, напоминающую вату. Иногда ее объединяют с фиброй, образованной в результате переработки пластиковых бутылок, а затем вытягивают волокна, из которых прядут новую ткань. Она идет на производство базовых мужских и женских худи, свитшотов, сорочек и футболок, которые не выдают свое экологичное происхождение без соответствующей пометки.
То же самое можно сказать об однотонных трикотажных платьях, костюмах и плащах с острыми лацканами из весенне-летних коллекций бренда Proenza Schouler, который в отличие от Pure Waste Textiles и других нишевых проектов не заказывает отрезы у текстильных фабрик, а находит применение собственным, оставшимся в результате производства основного ассортимента.
Некоторые дизайнеры не перемалывают обрезы тканей, а работают с ними в технике пэчворк, сшивая лоскутки разного размера и цвета. Среди них, к примеру, Габриэла Херст, получившая премию The Fashion Awards в номинации «Экология», в частности, за мастерское обращение с дедстоком. Придя в Chloé, Херст обнаружила материалы, оставшиеся от бывшего креативного директора бренда Наташи Рамсей-Леви, и с их помощью кастомизировала 50 архивных сумок Edith, выкупленных с eBay, а также красочные дутые куртки. На них угадываются принт с лошадками, использованный в дизайне костюмов Chloé эпохи Рамсей-Леви, и работы художницы Риты Аккерманн, появившиеся в коллекции сезона осень-зима 2020/21. Некоторые текстильные остатки Габриэла Херст передала организации Sheltersuit Foundation, которая снабжает бездомных непромокаемыми и ветрозащитными куртками, трансформируемыми в спальные мешки. Чтобы привлечь внимание к проекту, дизайнер также сшила рюкзаки, средства от продажи которых пойдут на создание «шелтерсьютов».
Экологичное производство немыслимо без социальной повестки и для Burberry, который еще недавно сжигал не только отрезы тканей, но и цельные вещи (так бренд пытался избежать воровства товаров и их продажи по цене ниже рыночной). Теперь в рамках инициативы ReBurberry Fabriс, запущенной вместе с Британским модным советом, он отправляет текстильные остатки студентам дизайнерских вузов из Великобритании, которые не могут купить материалы для обучения и работы самостоятельно. С весны 2020 года к переработанному дедстоку обращается и сама марка: из него получаются классические плащи, двусторонние ветровки и вместительные сумки-шоперы.
Отдельные проекты по приданию жизни неликвиду также есть у Acne Studios, Loewe и украинского бренда Ksenia Sсhnaider. Первый на протяжении двух сезонов экспериментирует с красной кожей, темно-синим денимом и хлопком с разными принтами, собирая их как конструктор в авангардные рубашки, юбки и джинсы. Второй плетет из небольших кусков телячьей кожи новые версии сумки Woven, впервые представленной в коллекции Loewe сезона весна-лето 2015. И наконец, третий, показав, как делает из текстильных остатков одежду в технике пэчворк, готов собирать их у дизайнеров со всего мира.
Если бы бренд Ksenia Sсhnaider специализировался преимущественно на изделиях не из денима, а из тюля, то одним из крупных поставщиков дедстока для бренда мог бы стать, к примеру, американский дизайнер Кристиан Сириано. Из-за отмены красных дорожек, вызванной пандемией коронавируса, его вечерние наряды для голливудских звезд, в том числе костюм певицы Жанель Монэ для несостоявшегося Met Gala, оказались не у дел. Впрочем, пока Сириано справляется с проблемой самостоятельно: переработанные нереализованные платья стали частью коллекции pre-fall 2021 и уже появились, например, на Холли Берри.
Создание новой одежды не единственный способ применения обрезов тканей. Так, основатель одноименного бренда Симон Порт Жакмюс обернул в них букеты от цветочной фермы Les Fleurs de Paul, расположенной на юге Франции. Цветы в брендированной экологичной упаковке, которую затем можно использовать как сувенир или платок, продавались на сайте Jacquemus и в магазине в 18-м округе Парижа с 27 марта по 3 апреля. Увидев, что фотография цветов набрала больше 220 тыс. лайков и почти 1,5 тыс. комментариев, и опасаясь скопления людей, команда Жакмюса решила сообщать точный адрес магазина только после оформления заявки на сайте.
Новому магазину United Colors of Benetton, открывшемуся во Флоренции, избежать большого числа посетителей, впрочем, не удалось. Пространство, целиком выполненное из экологичных материалов, стало в прямом смысле слова местом силы. Пол сделан из стволов деревьев, упавших во время шторма в 2018 году, стены покрыты антибактериальной краской, которая снижает вредные выбросы в атмосферу, а в производстве витрин, примерочных кабин и даже манекенов использованы остатки коллекций United Colors of Benetton, в том числе, пуговицы, которые сложно поддаются переработке.
Не хватило здесь только дивана с набивкой из бракованных и нераспроданных вещей, который был представлен на выставке Design Miami 2019 основателем архитектурного бюро Crosby Studios Гарри Нуриевым. Судя по инстаграму автора, сейчас арт-объект, удобство которого среди прочих проверила Белла Хадид, дополняет минималистичный интерьер бутика Balenciaga в Нью-Йорке. Ведь именно этот бренд и поделился с Нуриевым неликвидом из своих архивов.
С текстильными остатками работает и петербургский дизайнер Нелли Недре. Все началось с многоразовых мешков, созданных в коллаборации с проектом Noplasticitsfantastic, а также вещей для детей до шести лет. Возрастное ограничение продиктовано тем, что NNedre использует в производстве собственные отрезы тканей, которых попросту не хватает на пошив подростковых и взрослых вещей. Тем же обусловлен немасштабный и нерегулярный выпуск детской линии: команда приступает к работе только после того, как накопит достаточное количество остатков. Оптимизировать производство Нелли Недре помогает сбор дедстока у других локальных марок: так, например, появились кепки из коллаборации с Heroes In Your Head.
Если в разработке экологичных коллекций NNedre старается использовать только выпады тканей, не прибегая к новому полотну, то у еще одной петербургской марки Urbantiger трикотажные костюмы состоят из ненужного текстиля лишь наполовину. Остатки перерабатываются по технологии Texloop Recycling (она требует минимального количества энергии и воды), а затем смешиваются с органическим хлопком. Похожую систему взял на вооружение, к примеру, Calvin Klein Jeans в новой линии денима Forward.
По качеству и дизайну эти изделия сложно отличить от обычных, поэтому сегодня, как подчеркнула в недавнем разговоре с Vogue резидент Недели Высокой моды Айрис ван Херпен, экологичная мода — это лишь вопрос расстановки приоритетов. Тем более что в условиях подорожания материалов одежда из остатков, которые редко нужно закупать, может стать решением в защиту не только окружающей среды, но и приемлемой стоимости.