Модель, ведьма, королева: кто такая Аня Тейлор-Джой
«Мне абсолютно наплевать, где камера, как она меня снимает, выгляжу ли я толстой, повернута ли я рабочей или нерабочей стороной», — Аня Тейлор-Джой сходу припечатывает журналиста в одном из недавних интервью. Более того, девушка, чьи марсианские глаза и образцовые скулы созданы для крупных планов, не любит смотреться в зеркало: «Мне это неинтересно», — объясняет актриса. Зато очень интересно индустрии: не только кино, но и фэшн.
В 16 лет младшая дочь гонщика моторной лодки и хиппи, эмигрировавших из Аргентины в Лондон, прогуливалась с собакой мимо Harrods, когда заметила, что вдоль тротуара за ней медленно едет черный автомобиль. Юная Тейлор-Джой, естественно, испугалась, схватила собаку и побежала. «О черт, все, мне конец!» — вспоминала актриса. Но это было начало: в машине ехала Сара Дукас — основательница модельного агентства Storm Models Management. Она успела крикнуть вслед перепуганному подростку: «Если остановишься, никогда об этом не пожалеешь!»
Так и случилось: волоокая Аня — точное попадание в востребованный модельный типаж 2010-х — хоть и чувствовала себя неловко на первой примерке, имела все шансы захватить мировые подиумы и глянцевые обложки. Но в 2014-м, на съемке для журнала Love, познакомилась с актером Алленом Личем (Томом Бренсоном из «Аббатства Даунтон»), а тот представил девушку своему агенту. Недолго думая, Аня попрощалась с большой модой (конечно, неокончательно: Harper’s Bazaar, L'Officiel, Dazed и так с удовольствием снимают Тейлор-Джой в новом статусе, а на красные дорожки актрису собирают Микаэла Эрлангер, стилист Мерил Стрип, и Иллария Урбинати, главный мужской стилист всея Голливуда) и впорхнула на съемочную площадку.
Точнее, вбежала, споткнувшись о пробы на роль юной Малефисенты: «Я все глаза выплакала, когда узнала, что роль досталась не мне», — признается актриса (роль получила Индиа Айсли). Следом были не менее сложные (накануне Аня пережила первое в жизни расставание с парнем, и на площадке ее настигла паническая атака), но судьбоносные пробы в режиссерский дебют Роберта Эггерса «Ведьма». В итоге Тейлор-Джой в роли осатанелой девочки Томазин из пуританской семьи покорила «Санденс» и на три года застолбила за собой звание «королевы крика», сыграв затем единственную выжившую жертву маньяка в «Сплите» и «Стекле» М. Найта Шьямалана и хладнокровного подростка в триллере «Чистокровные». К слову, это был последний фильм, в котором снялся Антон Ельчин — Аня говорит о партнере по площадке и друге с большой теплотой.
С теплотой же Аня всегда говорит о своих героинях: «Женщины, которых мне выпадает честь играть, как и те, о которых я читаю, — всегда сложные, загадочные, не от мира сего. Я защищаю их, срастаюсь с ними, перенимая некоторые черты характера. Взять хотя бы мою социопатичную Лили из "Чистокровных": съемочная группа в один голос называла ее стервой, а я отвечала, мол, не смейте так говорить о моей героине! Только после окончания съемок в интервью я назвала Лили мерзкой и токсичной, о чем сожалею — ощущение, будто предала подругу».
А еще Аня всегда забирает с площадки вещи своих героинь (например, ленточку Томазин и украшения Кейси из «Сплита»): «Мои персонажи — беспокойные духи, доверившие мне рассказать их истории. Поэтому я никогда не должна их забывать».
Череду токсичных, опасных героинь и попросту ведьм прервали фильм «Эмма» по Джейн Остин, где Аня сыграла хитрую аристократку-сводницу, и блокбастер «Новые мутанты», для роли в котором бывшая ученица балетной школы освоила боевые искусства и отточила русский акцент (спасибо завсегдатаям ресторана русской кухни в Бруклине).
К слову, для актрисы это вполне рабочий метод изучения языка: английский Аня вообще выучила по поттериане (самая любимая книга — «Гарри Поттер и Орден феникса»). Забавно, что поттероманка соприкоснулась с миром чародейства и волшебства на съемочной площадке «Хода королевы»: ее соперника по шахматной доске сыграл Гарри Меллинг (Дадли Дурсль, двоюродный брат Гарри Поттера).
К самой яркой на сегодняшний день роли — Бетт Хармон — Аня пришла с увесистым багажом и во всеоружии. Как минимум, были хорошие учителя по шахматам, конкретно — национальный мастер USCF и самый мощный сенсей Соединенных Штатов Брюс Пандольфини. Он обучил никогда не державшую пешку в руках актрису гроссмейстерским ходам и позволил импровизировать (Аня придумала для своей героини авторские пассы руками). «Письма, которые Брюс прислал мне после выхода сериала, я захотела распечатать и повесить на стену. Это особенная похвала. Он гордится тем, что у нас получилось, и это заставляет меня гордиться тоже», — радуется Тейлор-Джой.
И без того мастерски дающая интервью актриса говорит о своей Бетт с особым упоением. Отчасти потому, что та ей далась нелегко, пришлось лавировать между тремя проектами и образами: «Я снималась в "Эмме", спала, прибегала на площадку "Прошлой ночью в Сохо" (хоррор Эдгара Райта, запланированный на 2021 год. — "РБК Стиль"), спала и ехала играть Бет».
Внутри образа тоже пришлось «побегать»: «Обычно я не особо готовлюсь к роли, работаю интуитивно. Но Бетт заставила меня попотеть, потому что, когда ты играешь героиню в развитии с 15 лет до 21 года, ты должна четко представлять, что с ней происходит. Была ли у нее первая любовь? Как это повлияло на ее взаимодействие с мужчинами? Какие у нее отношения с матерью?» — объясняет Аня. Так, за первый съемочный день, в который снимали части третьего, пятого и второго эпизодов, Тейлор-Джой перевоплотилась в Хармон пятнадцати, девятнадцати лет и двадцати одного года. «Это потребовало чуть большей концентрации на персонаже, чем обычно».
Актриса благодарна своей Бетт за то, что та как бы намекнула: хорошо бы успокоиться и позаботиться о себе — Хармон зависима от алкоголя и транквилизаторов. Аня как заядлый чтец проштудировала много литературы на эту тему: «Я прочла книгу о связи гендера с формированием алкогольной зависимости. И что меня поражает: возьмем, например, французских писателей 1920-х — все сплошь алкоголики. Гениальные, но алкоголики. Все закрывают на это глаза, потому что писатели — мужчины. А о женщинах-алкоголиках вообще не принято говорить: мол, это уже совсем не привлекательно. Они что, не могут быть такими же гениальными? Я рада, что зависимость Бетт показывает, что это проблема всех гендеров, всех людей. Если ты парень и ты зависим, это не делает тебя сексуальным. Ты просто зависим, у тебя проблемы».
Вообще, Бетт, по мнению актрисы, разбивает многие стигмы и предрассудки. «Женщины в обществе все еще не наравне с мужчинами, что немыслимо. А в 60-х, когда происходит действие сериала, они не были равны и подавно. Классно, что Бетт этого не понимает. Она настолько уверена в собственном даре, что не понимает, почему кто-то может его умалять только потому, что она девочка. Вообще, главная мысль сериала для меня — принадлежность к тому или иному полу не может ограничивать человека в действиях и достижениях. Там еще есть запоминающийся момент, — продолжает упоительно вспоминать Тейлор-Джой. — Один мальчик из шахматного клуба говорит Бетт: "Я стану чемпионом мира в шестнадцать лет!" И она, впервые обращаясь к нему, спрашивает: "А дальше что будешь делать? После того, как ты достигнешь цели, будет еще целая жизнь". Это так точно. Мы часто стремимся к какой-то вымышленной вершине с уверенностью, что, когда мы ее достигнем, все наконец-то станет хорошо. Но жизнь просто продолжится».
Аня подтверждает эту мысль на собственном примере: не успев выдохнуть после «Хода королевы», она воссоединилась с Робертом Эггерсом на съемках фильма «Северянин» и от счастья пребывает на седьмом небе. «Я дружу с Робертом дольше, чем работаю, — сказала Тейлор-Джой. — Мы оба сильно выросли по отдельности и встретились снова, чтобы развиваться вместе. Думаю, мы представим миру то, чего он еще не видел». Ну что, Голливуд, твой ход.