Сталкер наяву: как устроены туры в Чернобыль и насколько они безопасны
Уже более 30 лет Чернобыльская зона отчуждения притягивает внимание писателей-фантастов, разработчиков игр и режиссеров. Вот и в 2020-м она не сходит с радаров: в конце июля компания GSC представила трейлер шутера-долгостроя S.T.A.L.K.E.R. 2, Данила Козловский готовится к осенней премьере своего фильма «Чернобыль», а кинотеатры «Москино» отметили выход из карантина показом «Сталкера» Андрея Тарковского (его, кстати, будут крутить в сети до конца августа). Тем временем сериал «Чернобыль» 2019 года разместился на пятой строчке рейтинга лучших телешоу по версии IMDb, а его огромная популярность в разы увеличила поток туристов в Зону отчуждения. Ждут их и сейчас — вопрос лишь в открытости границ.
«РБК Стиль» поговорил с организаторами туров по Чернобылю о том, зачем туда едут туристы, как проходят экскурсии и насколько это рискованное предприятие.
Андрей Хомей, руководитель тур-оператора «ChernobylTRAVEL»
Зачем люди едут в Чернобыль
К нам едут по разным причинам: для кого-то это исторический памятник с весьма интересной советской архитектурой, кто-то хочет оказаться в местах, которые видел в фильмах и представлял, читая книги о Чернобыле. Бывает, кто-то вспоминает, что видел эти локации в нулевые, играя в любимую игру с душевными посиделками у костра и полчищами мутантов (речь об игре S.T.A.L.K.E.R. — «РБК Стиль»). Сопровождающие экскурсий часто замечают, что с первой остановкой в Чернобыльской зоне отчуждения (ЧЗО) «внутренний переключатель» наших даже самых солидных туристов переходит в детский режим. Им любопытно. Они удивляются и проявляют спектр эмоций, которые на большой земле обычно не проступают через наши маски.
Да, это место самой серьезной техногенной катастрофы, место трагической истории. Но к нам едут не для того, чтобы 12 часов плакать или веселиться, как в парке аттракционов. Это неповторимый опыт, состоящий из разных чувств. И как ожидания от поездки разные, так и выводы для каждого свои. Внутренние откровения от услышанного, увиденного или даже от тишины. Вполне вероятно, что путешествие в Зону обеспечит вас не только интересными историями для друзей, но и тем, о чем можно подумать перед сном.
Как проходят экскурсии
На сегодняшний день у нас 21 маршрут: 13 наземных, пять водных и три воздушных. Они проходят по чистым местам, где в среднем сила излучения около 0,20 мкЗв/час. Тестирования и замеры должны дать хорошие показатели, чтобы маршрут утвердили все ответственные структуры: директор Чернобыльского радиационно-экологического биосферного заповедника, глава (или заместитель) Государственного агентства управления зоной отчуждения, начальник отдела радиационной безопасности ГАЗО Украины, генеральный директор Государственного специализированного предприятия «Экоцентр».
Обычно экскурсия начинается со сбора группы утром в Киеве. Проверяются документы, туристы знакомятся со своим сопровождающим, который проводит обязательный инструктаж по нормам безопасности и поведения в Зоне отчуждения. Сопровождающий это не просто экскурсовод: он ответственен за безопасность всей группы.
Примерно в 10 утра мы прибываем на КПП «Дитятки», где посетители расписываются в том, что прошли инструктаж своего сопровождающего, проходят очередную проверку документов и также в обязательном порядке получают аппарат индивидуального дозиметрического контроля. Это такой маленький аппарат размером с флешку, который показывает, какую дозу радиации абсорбировал организм человека за время экскурсии. И да, разбирать их, чтобы узнать, что внутри, — плохая идея, так как они весьма дорогостоящие.
После пересечения первого КПП начинается основная часть экскурсии. Поскольку сама Зона довольно большая, мы ходим пешком только по маршрутным локациям, в которых заинтересованы туристы. Самый стандартный маршрут — это посещение города Чернобыль, в котором сегодня обитает около 3 тыс. сотрудников-вахтовиков. Заезжаем на бывшую секретную военную базу «Чернобыль-2», где расположен тот самый радар «Дуга», подъезжаем к ЧАЭС и гуляем по городу-призраку Припяти. Можно посетить села, такие как Черевач, Залесье, Красное, Полеское, Опачычи, Купуватое. В последних двух обитают самоселы, которые вернулись в свои дома, так что есть возможность даже зайти в гости к местным жителям.
Сегодня мы тестируем маршруты для велоэкскурсий. Один на 38 км, а второй на 60 км. Первый — по селам, где обитали или до сих пор обитают самоселы. Второй — более длинный: он будет слегка выходить за границы Зоны, на территории, где обитают такие животные, как куланы и муфлоны. Такой вот у нас план экотуризма.
Как вы понимаете, за один день нереально все обойти. Кому-то и дня не хватит для одних прогулок по Припяти. Поскольку движение транспорта после восьми вечера запрещено, нам необходимо соблюдать временные рамки. Однако то, какие локации посещать и где провести больше времени, решают туристы. Но в основном люди хотят увидеть все-все-все и за один день, что невозможно. А нам ведь еще нужно проходить обязательные дозиметрические контроли, чтобы быть в стопроцентной уверенности, что никто не «запачкался».
Безопасно ли гулять по Чернобылю
Чернобыльская зона отчуждения разделена на три сектора: 30 км, 10 км и территория самой ЧАЭС. Первый довольно-таки безопасен, поскольку на него возложена буферная задача. Здесь находится город Чернобыль, где радиационный фон порой даже немного ниже, чем в Киеве. Десятикилометровый сектор на 90% загрязнен, но маршруты пролегают в местах со слегка повышенным уровнем радиации.
Касательно самой станции и ее территории, то после ввода в эксплуатацию в 2019-м нового безопасного конфаймента было зафиксировано как минимум пятикратное падение радиационного фона. Наши туристы сами могут убедиться в этом, так как фотографии на фоне станции с дозиметром — must have для большинства приезжающих. Еще недавно там было около 4–3 мкЗв/час, а сейчас примерно 0,86–0,88 мкЗв/час. Но даже если вы решите посетить внутреннюю часть станции, вас оденут в специальный костюм, контроль будет максимально тщательным, а нахождение в зоне повышенной радиации достаточно коротким, чтобы ваше тело не абсорбировало излучения больше допустимой нормы.
За один день человеческий организм абсорбирует в Зоне такое количество радиации, как за двое суток в Киеве или за несколько часов перелета между океанами. Да, это одна из причин, почему пилоты рано уходят на пенсию. Естественная радиация есть везде: в еде, в наших телах, а объятия с любимым человеком также увеличивают количество получаемой дозы.
Я смеюсь, когда люди говорят: «Вы денег заработать хотите, а люди радиацию хапанут». В нашей ситуации все наоборот. Нам совершенно невыгодно позволять людям облучаться, а потом получать обвинительные иски на суммы, порядком превышающие цену за посещение. Мы живем в правовом обществе. Также нам важна наша репутация. Если бы мы позволили кому-то «хватануть» радиации, то такие экскурсии сразу бы запретили. Ни нашим сотрудникам, ни любому гражданину не хотелось бы, чтобы новостные сводки разных стран пестрели заголовками о том, что Украина намеренно подвергает туристов неоправданной радиационной опасности. У нас все передвижения, вся накопленная радиация фиксируются и контролируются. Легко узнать, когда, где и по чьей вине произошло облучение.
Если кто-то проголодается
Можно питаться в столовой для работников ЧАЭС с видом на станцию. Есть у нас в Чернобыле и ресторанчики, и магазины. В многодневном туре мы обычно завтракаем и ужинаем в ресторанах, а обедаем в столовой. Лично мне нравится та еда, которою готовят в столовых. Ассортимент там больше, чем в ресторанах, а повара более ответственны. Меню составляют с учетом нагрузок наших работников, потому еда там хоть и не мишленовская, но максимально полезная в этих условиях. Но никакого красного вина не дают: то, что алкоголь спасает от радиации, — заблуждение. Говоря простым языком, если перепить, то вам будет плохо, и если получить облучение, организм будет схожим образом реагировать. От совмещения этих вещей лучше не станет.
Олег Шалашов, руководитель тур-оператора «Chernobyl Adventure»
Что в ЧЗО ищут нелегальные туристы — сталкеры
Кто-то ходит посмотреть заброшенные дома, а кто-то испытывает свои возможности выживания в походных условиях. Но если десять лет тому назад это была группа из 20 человек, то сейчас сталкеров, которые ходят вполне регулярно, больше 200.
Мне лично нравилось наблюдать за течением времени в Зоне отчуждения. Это сильное чувство, когда ты видишь, как рукотворные объекты медленно разрушаются и уходят в небытие, как природа отвоевывает свое обратно. Гибель цивилизации.
Как часто возникают новые форматы туров
Новых видов экскурсий и туров пока не становится больше: мы ограничены правилами посещения и нормами радиационной безопасности. Также формат посещения регламентирован государственным агентством, где все маршруты для посетителей утверждаются несколькими службами. Хочу сделать ударение на том, что на законном уровне такого понятия, как «туризм в Чернобыльскую зону», не существует — есть только ознакомительные посещения для представителей общественности. Туризмом его делают туроператоры и контрагенты, добавляя в посещение элементы туристического сервиса.
Поэтому с новыми видами туров пока очень сложно — стараемся обыгрывать те доступные форматы, что есть. Например, квест-туры, где группа посетителей не просто ходит и слушает гида, а еще принимает активное участие в разгадывании ребусов.
А громкие заявления об открытии новых маршрутов, как правило, означают возможность увидеть Чернобыльскую зону не только с земли, но, например, с воды или с воздуха.
Как сериал «Чернобыль» повлиял на популярность направления
Даже до выхода сериала мы отмечали линейный рост количества туристов: в последние годы он был в районе 150%. А сериал будто стал некой инъекцией адреналина. Но по всем законам экономики после бурного роста начинается спад, только он произошел не из-за отсутствия интереса у людей, а из-за пандемии коронавируса в мире.
Сейчас Зона отчуждения доступна для посещения после двухмесячного карантина — по новой наращиваем оборот, начиная с внутренних туристов.
Велика ли конкуренция в регионе
Конкуренция на этом рынке довольно сильная, ведь сам сегмент очень узкий. За последние три года количество агентов, которые организовывают туры, выросло в несколько раз. Обычно от конкуренции выигрывает потребитель, ведь он может выбрать более качественный продукт, но не в случае Чернобыля. Тур-операторы ЧЗО начали подключать админресурсы для борьбы друг с другом. Доходило до того, что блокировали въезд посетителям других фирм на КПП. Позорная ситуация, когда приезжает группа иностранцев, а их не пускают по вымышленному поводу. Поэтому говорить о честной конкуренции не стоит.
Какие объекты пользуются наибольшей популярностью
Тревел-блогеры — наши частые гости. Фотоспотов в Зоне отчуждения несколько: у радара станции «Дуга-1», на смотровой площадке ЧАЭС у нового безопасного конфайнмента и у колеса обозрения в заброшенном парке аттракционов Припяти.
Честно, иногда меня пугает то, что люди приезжают в Зону только ради фотографий на фоне основных «достопримечательностей». Как минимум это неинтересно, так как эти объекты раскрываются только через рассказ о их истории и истории того места, где они находятся.
Также бывают тематические фотосессии, например по мотивам нашумевшей игры S.T.A.L.K.E.R. Но это довольно редко. Чаще приезжают снимать тревел-блоги и клипы. Например, группа Pink Floyd сняла в Зоне часть своего клипа на песню «Marooned».
Кто такие самоселы
Самоселами называют людей, вернувшихся в течение первых месяцев или лет после аварии в свои дома, которые попали в режимную Чернобыльскую зону. Средний возраст этих людей на момент аварии составлял 50+, то есть возвращались не молодые, а те люди, которые не смогли адаптироваться в эвакуации. Ведь это очень сложно морально — покинуть место, где ты прожил всю жизнь. И этим людям было комфортнее дожить свои годы дома, в окружении радиоактивного излучения, нежели переезжать с места на место в эвакуации. Так как советское государство не признавало такого явления, то точного количества вернувшихся в те годы людей нет. Приблизительно можем говорить о цифре порядка 1,7 тыс. человек.
Самоселы продолжали жить в Зоне отчуждения незаконно до начала 2000-х годов. После президент Украины издал указ о признании этих людей и закрепил их за своими местами. А администрацию Зоны обязал наладить работу с этими бабушками и дедушками. На данный момент в Зоне отчуждения проживают порядка 120 самоселов. Средний возраст этих людей 70+.
Новых поселений в Зоне не появляется, хотя в 90-е говорили о людях, которые прятались здесь от розыска. Например, были случаи с дезертиром, убийцей и бывшими заключенными, но это уже другая история.
Правила въезда для российских туристов
Российских туристов пускают в Украину при подтверждении цели поездки и наличии необходимых документов (обратный билет, финансовое обеспечение и так далее). Детально с правилами въезда можно ознакомиться на сайте Погранслужбы Украины. (На данный момент из-за угрозы распространения коронавируса действуют особые условия пересечения границ. — «РБК Стиль».)
Были проблемы с въездом российских граждан на территорию Зоны отчуждения в 2018 году: не подтверждала въезд Служба безопасности Украины. Но с 2019-го ситуация нормализовалась, и российские граждане могут в законном порядке посетить Чернобыльскую зону. Туристам из России, которые забронировали тур у нас, мы выдаем ваучер. Его можно предъявить офицеру при пересечении границы для подтверждения цели въезда.
Константин Власов, директор тур-оператора «Чернобыль Эксклюзив Турс»
Что ждет нелегальных туристов
К сожалению, нелегальными походами в Чернобыльскую зону отчуждения сложно кого-то удивить. Но туроператоры стараются помогать в поимке нелегалов структурам, которые охраняют ЧЗО. А это Национальная полиция Украины, военизированная охрана, Служба безопасности Украины, Служба безопасности ЧАЭС, а также лесники и пограничники. Со своей стороны туроператоры стремятся предоставить максимально привлекательные условия, чтобы поощрять именно легальные выезды в ЧЗО.
Нелегальных туристов ждет наказание согласно статьи 46-1 Кодекса Украины об административных нарушениях.
Как пожары 2020-го повлияли на ЧЗО
Пожары практически не затронули популярные среди туристов локации, которые посещают во время однодневных туров. Но, к несчастью, пострадал лес неподалеку от радара «Дуга», хотя военный городок «Чернобыль-2» почти не пострадал. Сгорел детский лагерь «Изумрудный», но эту локацию в основном включали в многодневные программы.
Увы, пожары в Чернобыльской зоне отчуждения — это частое явление из-за торфяников, которые там горят каждый год.
Чем привлекает работа сопровождающего
Чернобыльская зона отчуждения, безусловно, место с трагической историей и, как может показаться, угнетающей атмосферой. Но на самом деле оно восхищает своей загадочностью и масштабностью. Большинство сопровождающих выбрали такую нелегкую профессию после того, как сами побывали в Зоне в качестве туристов.