Вещи, 13 июл 2020, 13:22

Представители российских модных универмагов — о снятии локдауна

«РБК Стиль» расспросил представителей ЦУМа, «Стокманна», «Цветного» и других крупнейших универмагов и концепт-сторов страны о том, как они пережили карантин, сколько времени займет восстановление бизнеса и каковы их дальнейшие планы.
Читать в полной версии

Пресс-служба ЦУМа и ДЛТ

В период закрытия ЦУМа и ДЛТ мы были оперативно переориентированы на онлайн, в первую очередь на поддержание бесперебойной работы интернет-магазина tsum.ru. Это принесло свои плоды: онлайн-продажи выросли более, чем на 100% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Безусловно, в столь краткие сроки полностью компенсировать продажи интернет-магазином невозможно, но мы довольны усилиями и результатом: каждый день карантина около 300-350 клиентов, которые раньше покупали только офлайн, переходили в онлайн и могли оценить, насколько это удобно. Например, часть моделей каталога можно рассмотреть в 3D-формате. Также предлагаются различные вариации, чем можно дополнить выбранную вещь, а в корзине калькулируется финальная сумма с учетом текущих акций. Главный акцент антикризисной политики был сделан на новых коллекциях брендов в интернет-магазине и на безопасности онлайн-шопинга. При этом заказы по-прежнему доставляются день в день и по ценам на 10-20% ниже, чем в Европе.

В настоящее время, после открытия ЦУМа и ДЛТ, мы продолжаем уделять большое внимание безопасности наших клиентов и сотрудников. Проводится ежечасная дезинфекция помещения и поверхностей в торговых залах, где, ко всему прочему, нанесена разметка для соблюдения социальной дистанции. На входах в универмаги предоставляются средства защиты — экраны и перчатки, всегда в наличии есть санитайзеры для рук.

Сотрудница ЦУМа в защитных экране, маске и перчатках  (Фото: пресс-служба)

Надо отметить, что новые коллекции поступают в продажу без перебоев. Во время карантина мы активно общались с нашими партнерами в Европе по поводу поставок и благодарны им за соблюдение всех договоренностей и четкое выполнение обязательств. В планах на вторую половину 2020 года — поддержание широкого разнообразия товаров с акцентом на самые актуальные вещи сезона. Кроме того, благодаря большой закупке в ЦУМе часто доступны те модели-бестселлеры, которые на других площадках и в зарубежных бутиках уже получили статус sold out.

Приоритетным направлением развития ЦУМа во втором полугодии станет работа над сервисом, наилучшим client experience. К нам присоединились два новых руководителя, которые отвечают за коммуникацию с покупателями как в офлайне, так и в онлайне. Наши клиенты могут оценить все преимущества персонального шопинга, быть в курсе новинок, акций, клиентских сессий и эксклюзивных поступлений.

Поп-ап-корнер Loewe Paula’s Ibiza в ЦУМе (Фото: пресс-служба)

Кроме того, мы активно продолжаем развивать интернет-магазин. В 2018 году ЦУМ открыл региональные пункты выдачи онлайн-заказов в Сочи и Краснодаре, в которых можно не только забрать товары, но и примерить вещи и получить консультации персональных шоперов. Специалисты помогают подобрать обувь и аксессуары к покупке, а также оформить будущие заказы. Оплатить доставку в пунктах выдачи можно после примерки. Все это существенно повысило удобство наших клиентов в регионах. Мы планируем и дальше развиваться в этом направлении.

Михаил Куснирович, председатель совета директоров группы компаний Bosco di Ciliegi, ГУМ, ТЦ «Весна», ТК «Петровский Пассаж», ТЦ «Смоленский Пассаж»

Наши дальнейшие планы оптимистично-реалистичны. Определенное количество инвестиционных проектов по открытию новых магазинов, строительство которых было запланировано с мая по август, мы перенесли на следующий год. Другую часть — от новой концепции бутика Paul Smith в ГУМе по случаю 50-летия бренда до нового большого аутлета на Новой Риге — решили воплотить в жизнь.

Новое поп-ап-пространство магазина «Секция» в Петровском пассаже (Фото: пресс-служба)

Все, что было запланировано на сезон осень-зима 2020/21 по товару и активностям, мы также намереваемся реализовать. Будем делать серьезный упор на онлайн-продажи, которые за время карантина очень заметно выросли. Кроме того, готовим большую перезагрузку ТЦ «Весна» в 2021 году — по примеру фестиваля «Черешневый лес», юбилей которого мы отметили шикарным выступлением полифонического оркестра. Будем искать смарт-решения для наших инициатив.

Геннадий Левкин, генеральный директор сети универмагов «Стокманн»

«Стокманн» — это прежде всего сеть традиционных модных универмагов, и до режима самоизоляции доля онлайн-продаж у нас была относительно невелика. Кроме того, наша ежегодная акция «Сумасшедшие дни» (проходит два раза в год и предлагает выгодные цены на актуальные коллекции мировых брендов. — «РБК Стиль») пришлась как раз на период приостановления работы магазинов. Так как товар уже был закуплен, все усилия были перенаправлены в онлайн: пришлось очень быстро решать вопросы с усилением и оптимизацией практически всей цепочки интернет-продаж — от доставки до настройки интернет-рекламы. В результате за время карантина мы показали 12-кратный рост онлайн-продаж.

И все же основная часть бизнеса — это традиционная розница, поэтому потери за время пандемии коронавируса для нас огромны. Мы все еще готовимся к полноценному выходу из карантина: открылись универмаги в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, но пока остаются закрытыми пространства в Казани и Екатеринбурге. В Краснодаре, согласно постановлению губернатора, мы работаем лишь на площади 800 кв. м.

Корнер Paola Ray в универмаге «Стокманн» (Фото: пресс-служба)

Нас ждет долгий процесс восстановления до уровня 2019 года, и зависеть он будет от множества факторов: течения пандемии коронавируса и соответствующих действий властей, общей экономической ситуации и восстановления покупательского спроса. Так или иначе, мы обязательно представим в сентябре новые коллекции сезона осень-зима 2020/21, проведем акцию «Сумасшедшие дни» и порадуем покупателей новогодним маркетом.

Мы, безусловно, будем наращивать наше присутствие в онлайне и развивать концепцию омниканального универмага «Стокманн». В том числе планируем расширять его ассортимент за счет не только новых брендов, но и целых категорий товаров. Для этого мы собираемся открыть собственный маркетплейс, концепцию которого в данный момент разрабатываем. Продолжится развитие и традиционной розницы. Помимо открытий больших универмагов площадью 6-8 тыс. кв. м, мы обдумываем расширение за счет принципиально новых для нас форматов с несколько иной ассортиментной политикой и площадью, сокращенной до 2-3 тыс. кв. м.

Ирина Рябко, управляющий директор универмага «Цветной»

Для «Цветного» потери, которые повлекла за собой остановка продаж, вызванная пандемией коронавируса, выражаются не только в денежном эквиваленте, но в невозможности реализовать давно намеченные планы. В декабре универмагу исполнится десять лет: событие должно было сопровождаться масштабной программой празднования со множеством интересных коллабораций и мероприятий. Сейчас в силу финансовых потерь и ограничений, которые введены в целях профилактики COVID-19 в отношении торговых объектов и посетителей (например, сохраняется запрет на проведение массовых мероприятий), планы приходится пересматривать и менять на ходу. Но мы, конечно, постараемся удивить даже в таких условиях.

Надо сказать, что «Цветной» — не классический универмаг по формату. Мы, скорее, представляем нишу концепт-сторов. Не закупаем товар, не имеем собственных марок. С 2016 года 100% площадей сдаем в аренду, но глубоко вмешиваемся в операционные процессы партнеров, анализируя множество показателей. Это позволяет предоставить нашим покупателям уникальную подборку коллекций и высокий уровень сервиса. Такая модель управления дает нам возможность избежать значительных потерь, которые несут классические универмаги, вкладывающие основные средства в закупку товара и производство коллекций собственных марок. Почти со всеми партнерами удалось договориться о взаимных уступках: мы освободили их от уплаты арендных платежей на время простоя, а они, в свою очередь, возместили нам расходы на эксплуатацию здания и оплату коммунальных платежей. Показатели июня говорят о том, что наши действия были верными. При открытии мы сохранили всех партнеров, а это более 130 арендаторов и более 1 тыс. брендов.

Что касается дальнейшей стратегии, которая поможет нам восстановиться быстрее, то у команды есть некоторые наработки, касающиеся локальных изменений в концепции и усиления пула брендов. Работать в условиях постоянно меняющейся реальности сложно, но здесь же можно найти новые возможности для развития.

За десять лет работы «Цветной» стал не просто торговой площадкой. Это бренд, объединяющий покупателей и партнеров в настоящее комьюнити: у нас есть свое лицо, понятный покупатель. Все партнеры, по предварительным опросам, готовы следовать за нами в другие возможные проекты как в Москве, так и в регионах. Мы просчитали несколько моделей масштабирования формата «Цветного», площадью от 3,5 до 6 тыс. кв. м., и смотрим варианты для реализации.

Еще одна возможность роста — это сервисы. Мы постоянно добавляем новые услуги для клиентов, укрепляя нашу с ними связь. Покупка в универмаге — это прежде всего эмоции, которые во многом зависят от работы операционного персонала: это отношение, улыбка, помощь в выборе, пакет с ленточкой, пожелание хорошего дня. Мы стараемся делать покупку особенной, но, как известно, нет предела совершенству.

Пять компонентов успеха: как безопасно вернуться к работе после локдауна

Корнер российской марки 12storeez в универмаге «Цветной» (Фото: 12storeez.com)

Кроме того, у «Цветного» в связи с непростой финансовой историей развития, в нужное время так и не случился запуск интернет-магазина. В нашем сегменте это не спасение: по информации партнеров, имеющих собственные интернет-магазины, процент продаж подрос в сравнении с показателями прошлого года, но в целом не превысил 10-12% от показателей офлайн-торговли. Тем не менее мы понимаем, что онлайн как канал продаж имеет существенное значение, поэтому активно работаем над его запуском весь последний год. Первый этап — это обновление сайта (старый вариант не допускал возможности открыть интернет-продажи), второй — запуск маркетплейса под брендом «Цветной». Сейчас мы встречаемся с различными консультантами, которые имеют опыт в этой отрасли, и вместе готовим бизнес-план. После этого нам предстоит одобрить формат дальнейшего развития у акционеров.

Екатерина Павлова, операционный директор «БТК девеломпент», универмаг «У Красного Моста»

Последние пять лет индустрия моды очень спешила. Коронакризис всех отрезвил и заставил вдумчивее подойти к вопросам производства, реализации и потребления коллекций. Также он ускорил процесс адаптации к онлайн-покупкам: за время карантина мы заметили рост интернет-продаж, но, к сожалению, он не смог покрыть все наши потери.

Сотрудники и постоянные клиенты универмага «У Красного Моста» следят за законодательством, регулирующим ограничение розничной торговли в Санкт-Петербурге. Мы откроемся как только оно будет снято. К вопросу реализации коллекций подойдем с учетом тенденций рынка и уровня спроса наших клиентов. Конечно, в текущей ситуации аудитория особенно положительно реагирует на специальные предложения, но нам пока рано говорить о сроках проведения грандиозных распродаж и о величине скидок. Возможны кратковременные акции.

Пространство на одном из этажей универмага «У Красного Моста» (Фото: пресс-служба)

Те, кто настаивает, что индустрия моды уже не будет прежней, правы: перемены происходят, паттерны поведения покупателей меняются. Нам остается предугадывать их и молниеносно подстраиваться. Гибкость и быстрота в принятии решений — один из главных законов выживания на рынке. Так, мы готовим ряд нововведений совместно с партнерами универмага, чьи коллекции до введения ограничения розничной торговли были представлены только офлайн. Нам важно привносить новое на рынок Санкт-Петербурга: мы постоянно открываем актуальных российских дизайнеров и работаем над тем, чтобы уровень коммуникации между ними, нами и покупателем был максимально прозрачным.

15 россиян, которые сотрудничают с мировыми брендами одежды

Пресс-служба концепт-стора КМ20

Ситуацию во время карантина спасала наша команда героев e-commerce: онлайн-магазин КМ20 не прекращал работу. Каждую неделю у нас стартовала акция — будь то скидка 40% на избранные позиции, 30% на все или бесплатная доставка по всей России. С момента открытия самого концепт-стора прошел месяц, мы успели вернуться в обычный ритм жизни. Сначала переживали на тему того, что клиенты будут бояться за собственную безопасность и обходить магазины стороной, но были приятно удивлены: многие соскучились по офлайн-шопингу. Кстати, заметили склонность клиентов к импульсивным покупкам: к нам поступают запросы на джинсовые шорты на лето, практичные кроссовки на каждый день или же легкий костюм для первого выхода в офис после карантина.

Корнер Raf Simons в КМ20 (Фото: instagram.com/km20conceptstore)

Сейчас у нас началась распродажа весенне-летних коллекций, а совсем скоро стартует второй этап сейла со скидками до 60%. На место вещей, которые обретают своих владельцев, постепенно начинают прибывать вещи из коллекций сезона осень-зима 2020/21 — например, Marine Serre, Nina Ricci и Vetements. Так что полки и рейлы пустовать не будут: бренды могут отменить лишь несколько позиций из общего заказа, но большая часть обязательно придет в магазин.

Также мы уже провели первое мероприятие (конечно, с соблюдением всех мер безопасности) вместе с участниками творческого объединения «Богема Ленинград», которые выпускают одежду и украшения дропами. Они провели воркшоп по созданию колец из воска. Такие же кольца, только из серебра и с якутскими бриллиантами, можно купить в КМ20.

Основательница КМ20 Ольга Карпуть с участниками ТО «Богема Ленинград» перед началом совместного мероприятия (Фото: instagram.com/okarput)

В дальнейшем мы готовимся к смещению фокуса с офлайна на онлайн: покажем обновленный сайт, введем электронные карты лояльности, специальные скидки и предложения для онлайн-покупок. Без лишней скромности можем сказать, что КМ20 — инноватор в области фэшн-ретейла: мы не только адаптируемся к изменениям, но и задаем их.

Представители индустрии красоты и здоровья — об уроках карантина.