Впечатления, 25 июл 2020, 12:40

«Великая пустота», «Пигмалион» и Матисс: куда пойти в Москве

Культурная жизнь возвращается к своим привычным (насколько это возможно) форматам, а вместе с ней — и наша традиционная афиша, которая продолжит пополняться весь месяц.
Читать в полной версии

Символы Олимпиады. К 40-летию Олимпийских игр в Москве

Музей Москвы До 30 августа

40 лет назад, в июле 1980 года, Москва жила Олимпиадой. Представить, как это было и что чувствовали жители города, мы можем, вспомнив недавний Чемпионат мира по футболу, превративший Москву в пусть временный, но полномасштабный фестиваль чудес. По случаю юбилея Олимпийских игр Музей Москвы предлагает рассмотреть ее атрибуты, давно ставшие символами времени. Тот самый мишка (а также его биография), факел, флаг, а еще — десятки ярких плакатов. Кстати, музей не только открыл выставку, но попросил московских музыкантов записать собственные версии «олимпийских» композиций, так что теперь услышать «До свидания, Москва», «Олимпиаду» и другие песни можно в исполнении солистки СБПЧ Жени Борзых, Poko Cox, Евгения Горбунова, Виктора Глазунова и Димы Мидборна.

Фото: instagram.com/mosmuseum/

«В.Е.Р.А.»

Центр Вознесенского 26 и 27 июля

В названии поэтического вербатима Мастерской Брусникина зашифрованы фамилии главных героев эпохи, о которой в нем идет речь. В — Андрей Вознесенский, Е — Евгений Евтушенко, Р — Роберт Рождественский, А — Белла Ахмадулина. Вот она, «В.Е.Р.А.». Какими были их оттепельные годы, какие приметы времени окружали поэтов и их сочинения — это и выясняют «брусникинцы». Июльские показы — последние перед закрытием камерного и проникновенного спектакля, после которого больше всего хочется усесться на лавочку с томиком сочинений одного из героев.

Фото: пресс-служба

Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов

Третьяковская галерея До 15 ноября

Третьяковская галерея, предлагая погрузиться в миры художников через их графику, продолжает открывать свои запасники. На этот раз рассмотреть все детали можно в работах Репина, Васнецова, Ге, Серова, Врубеля и Борисова-Мусатова, выразительных ничуть не меньше их живописи.

Илья Репин, «Голова девушки. Портрет Софьи Васильевны Сазоновой, рожд. Репиной (1979—1950)», 1900 (Фото: tretyakovgallery.ru)

Мечты коллекционера. Wish list Максима Боксера

Фонд In Artibus До 4 октября

Экспозиция собрания Максима Боксера — больше, чем демонстрация частной коллекции, потому что в залах фонда мечты, пусть и на время, становятся реальностью и обретают формы произведений, о которых коллекционер мечтал, но так и не заполучил. Это работы Альбера Марке, Дмитрия Гутова, Михаила Врубеля, которые вступают в диалог с полотнами французских фовистов, Серебряковой, Ларионова, Гончаровой, Бакста и многих, многих других.

Морис де Вламинк, «Порт Онфлера», 1920-е (Фото: inartibus.org)

Алимпиев — Пахом

Галерея Ovcharenko До 2 августа

Еще один разговор образов формулирует галерея Ovcharenko, где графика Виктора Алимпиева находит ответ в работах Пахома. Живущие «здесь и сейчас» художники друг на друга совсем не похожи, тем интереснее прослеживать логику интерпретаций, для которых Пахом выбирает яркий и хорошо знакомый (спасибо венскому акционизму) материал — свиную кровь.

Фото: ovcharenko.art

«Ненавсегда. 1968–1985»

Новая Третьяковка До 11 октября

Третьяковская галерея продолжает исследовать послевоенное советское искусство, на этот раз обращаясь к эпохе застоя и характерным для нее темам. Среди них, например, попытка побега от действительности. Она в работах художников принимала самые разные формы, которые и можно изучить на экспозиции, чье название напоминает: что бы ни было, это временно, это — «ненавсегда».

Татьяна Яблонская, «Вечер. Старая Флоренция», 1973 (Фото: tretyakovgallery.ru)

«Пигмалион»

Мобильный художественный театр

Мобильный художественный театр возвращается на улицы города не без туза — то есть очередной премьеры — в рукаве. «Пигмалион» отзывается узнаванием не только классического сюжета, но и реалий сегодняшнего дня. Держа путь от Пушкинской площади к Большому театру, вам предстоит разобраться в будничных перипетиях отставного чиновника, его приятеля банкира и Элизы Дулиттл нашего времени — популярной инстаграм-дивы, чья речь понятностью для мужчин в костюмах не отличается. Метко подмеченные детали и легкий сарказм давно стали частью фирменного стиля Михаила Зыгаря, написавшего пьесу в соавторстве со стендап-комиком Александром Незлобиным.

Фото: instagram.com/mobile.theater/

Поездка в Переделкино

Поскольку оживать начинают не только городские культурные институции, но и загородные дома-музеи, самое время вспомнить, что на улице лето и поездку в один из таких легко совместить с пикником на берегу реки или прогулкой. Отправиться можно в Переделкино, где, к примеру, дом-музей Пастернака соседствует с домом-музеем Чуковского, музеем Окуджавы и музеем-галереей Евтушенко. И хоть на этих уютных переделкинских дачах рады всем гостям, перед поездкой нужно не забыть позвонить или написать в музей и записаться, таковы уж вынужденные меры в наши эпидемиологически смутные дни.

Дом-музей Пастернака (Фото: instagram.com/amazing_way/)

«Русская сказка. От Васнецова до сих пор»

Новая Третьяковка До 13 сентября

Забыть хотя бы на время о наших странных буднях и вспомнить о сказках можно в Новой Третьяковке, где ждут раскидистые дубы, золотые рыбки и притомившиеся медведи. Сказочный дух вырывается с полотен прямо в залы, а каждый оказавшийся здесь может выстроить свой собственный маршрут по любимым фольклорным сюжетам.

Фото: instagram.com/tretyakov_gallery/

Музей современного искусства «Гараж»

Уже открыт

Летом местом притяжения неизменно становится не только сам музей, но и летняя веранда его кафе, где есть и тень, и солнце, а в этом году еще и возможность соблюдать ту самую социальную дистанцию в 1,5 метра, о которой всем хочется поскорее забыть. Что касается экспозиций — а на них точно захочется заглянуть перед тем, как усесться за столик, — то музей продлил работу выставок, ждавших своих зрителей во время карантина. Произведения подпольных советских художников ждут на выставке «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985», возможность разобраться в устройстве модных универмагов — часть плана, которому следует экспозиция Atelier E.B «Прохожий», а «Мы храним наши белые сны». Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» и вовсе погрузит в мир мистических практик.

Выставка «Мы храним наши белые сны» (Фото: instagram.com/garagemca/)

MMOMA 99/19

Московский музей современного искусства (Петровка, 25) До 13 сентября

Московский музей современного искусства планировал отмечать свое 20-летие до мая, но решил продлить праздник до сентября, и приглашен на него каждый из нас. Другими словами, это значит, что юбилейная выставка, занявшая собой весь особняк на Петровке, снова открыта. Ее кураторами выступили, к примеру, Алена Долецкая, Диана Вишнёва, Федор Конюхов, Алиса Хазанова, Кирилл Серебренников, Илья Лагутенко и Владимир Мухин, собравшие свои проекты на заданные темы (у Серебренникова, например, это театр, у Лагутенко — музыка, у Вишнёвой — танец) из произведений, находящихся в коллекции ММОМА.

«От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина»

ГМИИ имени А. С. Пушкина 10 июля — 1 ноября

Желание прогуляться по залам Пушкинского не раз за последние месяцы звучало в мыслях и фейсбуках самоизолировавшихся. И вот 10 июля музей наконец-то открывает свои двери не виртуально, а вполне себе по-настоящему. И хоть повод, чтобы отправиться на Волхонку, не нужен вовсе, обратить внимание стоит на премьеру — выставку «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина», собравшую все многообразие графических школ и направлений. Произведения Рембрандта и Рубенса, Дега и Ренуара, Кандинского и Пикассо, Шагала и Малевича вступают в диалоги прямо на наших глазах, открывая новые стороны в искусстве рисунка.

Альбрехт Дюрер. Танцующие и музицирующие путти с античным «трофеем». 1495. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Фото: pushkinmuseum.art)

Великая пустота

Музей Москвы 17 июля — 23 августа

Гордость российской фотожурналистики и лауреат Пулитцеровской премии Сергей Пономарев — чуткий и внимательный наблюдатель. На этот раз в центре его внимания оказалась пустая Москва, с улиц которой пропали люди, машины, шум и суета. Эти черно-белые кадры — еще одно свидетельство странной весны 2020 года. Вот над безлюдной Красной площадью гудят военные вертолеты, а вот памятник Пушкину наблюдает за вверенной ему площадью и той самой великой пустотой, вынесенной в название экспозиции.

Фото: instagram.com/mosmuseum/