Впечатления, 26 июн 2020, 12:31

«Левиафан» и еще 6 фильмов, которые изменили наш взгляд на мир

Кинематограф часто воспринимается как развлечение, средство для проведения досуга. Но есть фильмы, которые оказали влияние на реальную жизнь, на настроения масс людей, на политику, философию и судебные решения.
Читать в полной версии
(Фото: kinopoisk.ru)

«Рождение нации», 1915

До выхода злополучных «Унесенных ветром» в 1939 году именно «Рождение нации» был самым кассовым фильмом в американском прокате и одним из первых, показанных в Белом доме перед государственными деятелями США. Однако об этой картине многие предпочли бы забыть, особенно сегодня, когда в США обострился расовый вопрос. В «Рождении нации» (первоначальное название — «Член клана») рассказывается история времен Гражданской войны. В финале картины происходит объединение белых людей Юга и Севера, а одними из героев фильма стали члены организации «Ку-клукс-Клан», печально знаменитой насилием в отношении чернокожих. «Рождение нации» послужил зарождению второй волны «Ку-клукс-клана».

Кадр из фильма «Рождение нации» (Фото: kinopoisk.ru)

«Триумф воли», 1935

После Первой мировой войны французский главнокомандующий маршал Фош сказал, что Версальский мир — это не мир, а перемирие на 20 лет. В этих словах была трагическая правда. В Германии были сильны реваншистские настроения. Ситуация обострилась в 1930-е годы, когда к власти в Третьем рейхе пришел Адольф Гитлер. Он понимал роль пропаганды для сплочения народа и превращения его в единый механизм. В этом ему помог и кинематограф, а именно — любимый режиссер фюрера Лени Рифеншталь. В 1934 году вышел ее фильм «Триумф воли», который был снят по заказу Гитлера. Фильм сработал именно так, как планировал Гитлер. Продвигаемые в нем идеи превосходства арийской расы и величия Германии сплотили и вдохновили немецкий народ. Если отойти от идеологии картины, «Триумф воли» повлиял и на мировой кинематограф. Методы съемки и монтажа, созданные Рифеншталь, до сих пор используются в кино и рекламе.

Адольф Гитлер и Лени Рифеншталь (Фото: kinopoisk.ru)

«Бэмби», 1942

Мультипликационный фильм «Бэмби» стал одним из самых трудоемких в производстве. Предложение о его создании режиссер получил в 1935 году. Уолт Дисней отличался перфекционизмом, и его студии пришлось придумывать новые приемы, чтобы герои выглядели натурально. Например, была сделана гипсовая копия головы Бэмби, благодаря которой оленьи рога смотрелись естественно в разных планах.

Влияние «Бэмби» на общественное сознание назвали «бэмби-эффектом»: посмотревшие его миллионы людей задумались о неприкосновенности дикой природы, охотничьем промысле и бессмысленной жестокости. Человек, который в мультфильме представляет злое начало, стал двадцатым в рейтинге 100 величайших злодеев Американской академии кино, а Бэмби — одним из самых узнаваемых символов экологического движения. В 2018 году в штате Миссури мультфильм сделали частью приговора для браконьера. Преступника, получившего год тюрьмы, обязали ежемесячно смотреть «Бэмби».

Дисней, Миядзаки, Петров и еще 5 мультипликаторов-революционеров

Кадр из фильма «Бэмби» (Фото: kinopoisk.ru)

«Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», 1991

Фильм Оливера Стоуна про расследование убийства 35-го президента США получил два «Оскара», «Золотой глобус», две премии BAFTA. Помощь в создании сценария оказали 24 специалиста, занимавшиеся делом Кеннеди. В этом фильме-расследовании Оливеру Стоуну удалось совместить документальную хронику и художественные съемки. Специально для них восстанавливались интерьеры и целые здания, улицы Далласа перекрывались на недели. Все, включая такие мелочи, как цвет плитки в комнатах, должно было выглядеть, как в 1963 году. Выход фильма стал громким событием и возобновил дискуссии в американском обществе о причинах и виновниках убийства Кеннеди. Общественный интерес побудил Конгресс США в 1992 году объявить, что документы по этому делу будут рассекречены и опубликованы спустя 25 лет. В 2017-м году стали доступны 3 тыс. документов из архивов США, однако еще 300 остаются засекреченными до сих пор. Еще одним последствием фильма стало спасение от закрытия Техасского театра в Далласе, основанного в 1931 году. Здесь Оливер Стоун снимал сцену ареста Ли Харви Освальда. Деньги продюсеров спасли театр от разорения.

Кадр из фильма «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» (Фото: kinopoisk.ru)

«Матрица», 1999

Идея мира как симуляции проходит через творчество многих философов, от Платона до Бодрийяра. В 1999 году к ней обратились и режиссеры Вачовски, тогда еще братья, спустя несколько лет ставшие сестрами. Сегодня, когда нейросети заменяют живых людей, представленный в картине мир кажется менее фантастическим. Сейчас сложно поверить, но Нео в фильме общался при помощи кнопочного телефона Nokia 8110, продажи которого после премьеры так выросли, что компании пришлось выпускать новые партии, чтобы удовлетворить спрос. «Матрица» совершила настоящую революцию в кинопроизводстве, многие приемы, например, одновременная опоясывающая съемка с десятков камер в ускоренном режиме, были инновационными и до сих пор остаются сложными в производстве. «Матрица» повлияла даже на моду — длинные кожаные плащи и узкие очки то и дело возвращаются в список трендов.

Тринити и Нео снова вместе: как проходят съемки «Матрицы 4»

Кадр из фильма «Матрица» (Фото: kinopoisk.ru)

«Берни», 2011

В 1999 году бывший владелец похоронного агентства Берни Тайед был осужден за убийство своей пожилой жены Марджори Ньюджент. В браке они прожили девять лет, но уже через год совместной жизни Ньюджент переписала завещание, пообещав оставить все наследство молодому мужу. Сперва все шло хорошо, но со временем жизнь Берни превратилась в ад — богатая супруга оказалась настоящим тираном. В 1996 году Тайед не выдержал и убил старушку. Ему удавалось скрывать преступление в течение девяти месяцев. В итоге преступника поймали и приговорили к пожизненному заключению. В 2011 году на экраны вышел фильм «Берни» Ричарда Линклейтера. Главную роль в картине исполнил Джек Блэк. «Берни» был номинирован на «Золотой глобус» и вызвал широкую общественную дискуссию, в результате которой Тайеда выпустили на свободу. На поруки его взял сам режиссер фильма.

«Монстр» и еще 4 фильма по мотивам историй преступниц

Кадр из фильма «Берни» (Фото: kinopoisk.ru)

«Левиафан», 2014

Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» о безрадостной жизни в российской глубинке стал лауреатом «Золотого глобуса» и был номинирован на «Оскар». Публика встретила картину неоднозначно. Главные герои подверглись критике: по своему моральному облику они несильно отличаются от антагонистов в лице представителей власти. Российская действительность представлена в картине в мрачных красках. Северный поселок Териберка в фильме выглядит как постапокалиптическая локация. Как ни странно, именно это привлекло в Териберку туристические потоки со всего мира. На волне общественного интереса поселок начал меняться. В нем появились новые дороги, гостиницы и ресторан. Позднее власти организовали гастрономический фестиваль, чего не случалось за все годы существования Териберки до «Левиафана». В 2016 году поселок вошел в топ-20 направлений туризма по версии журнала National Geographic Traveler.

Кадр из фильма «Левиафан» (Фото: kinopoisk.ru)