Жизнь, 24 июн 2020, 09:35

Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию

Мы узнали у друзей «РБК Стиль» — владельцев салонов красоты, фитнес-студий и ресторанов, а также основателей онлайн-школ, сервиса аудиокниг и аукционов современного искусства, — как им далось удержать старых клиентов, привлечь новых и сохранить бизнес.
Читать в полной версии
Фото: Света Муллари

Александр Зайцев, генеральный управляющий ресторанного холдинга Maison Dellos

Все, что мы делаем эти два месяца, направлено на то, чтобы хоть как-то удержаться на плаву, сохранить компанию и команду. Мы создали гастромаркет Maison Dellos, который позволяет гостям покупать не только полуфабрикаты из любимых ресторанов, такие как котлеты по-киевски, пельмени, но и продукты от наших лучших поставщиков по привлекательным ценам с доставкой по городу и области. Ассортимент мы постоянно пополняем новыми позициями и категориями товаров. Например, недавно добавили линейку детских продуктов и полуфабрикатов: тефтельки и фрикадельки, детский оливье и винегрет, самые разные гарниры — отварные овощи, картофельное пюре и спагетти. На сладкое — мини-эклеры, пастила и петушок на палочке. Кроме фирменных полуфабрикатов «Кафе Пушкинъ», которые нужно только разогреть, в разделе есть детские каши, пюре, рагу и печенье от известных марок. Из других новинок — раздел «Завтраки», где собраны гранолы, мюсли, каши. Для тех, кто предпочитает посытнее, — всевозможные варианты начинок для тостов и омлетов: от слабосоленого лосося и авокадо до камамбера и икры. Среди беспроигрышных вариантов: свежевыпеченные круассаны, сырники, блинчики — безглютеновые и с начинками, а также сладости из «Кафе Пушкинъ».

К лету появился раздел барбекю с шашлыками, маринадами и стейками из «Бочки» и «Казбека». Шеф ресторана «Казбек» Мамия Джоджуа добавляет в маринад для мяса минеральную воду и традиционные грузинские специи. Из ресторана «Бочка» доставят классику жанра — шашлыки из индейки, курицы и телятины в фирменном маринаде. Шеф Игорь Бедняков предпочитает вымачивать их в вине, что придает мясу невероятную мягкость. «Фаренгейт» и его шеф Максим Колпащиков предлагают полноценные наборы для бургера с бифштексом, овощами и свежевыпеченной хрустящей булочкой, а также отдельно котлеты из телятины: в гастромаркете их можно заказать, как и шашлыки, в полуготовом виде.

Запустили в гастромаркете раздел «Сам себе шеф», чтобы каждый желающий смог приготовить любимое блюдо. Мы собрали рецепты со всеми необходимыми продуктами для приготовления кулинарного шедевра дома. Шефы ресторанов регулярно делятся рецептами и видео с наглядной процедурой приготовления знаковых блюд наших ресторанов. Продукты для них можно также заказать в гастромаркете: они собраны в виде удобных подборок к каждому рецепту, их можно полностью или выборочно отправить в корзину для покупки.

Из неожиданных примеров спроса в период карантина — своеобразный «кейтеринг» для Zoom-­мероприятий. Дни рождения, бизнес-завтраки, девичники — одинаковое меню доставляется гостям таких ивентов в разные точки Москвы для максимального эффекта присутствия и имитации живого общения. «Турандот» тоже запустил выездные бранчи. Их заказывают и для семейных мероприятий в самоизоляции, и для тех же онлайн-вечеринок по разным адресам. Востребованы и подарочные карты с 30-процентной скидкой, расплатиться ими можно будет сразу после открытия ресторанов в течение двух лет. Прекрасная возможность вернуться к привычной жизни с хорошей экономией.

Яна Виндзор, основательница марки WINDSOR’S SOAP

После мартовских праздников мы вообще не ощутили спада заказов. Вероятно, потому что многие люди остались дома, стали реже ходить на работу и занялись обустройством собственного пространства. Потом постоянные покупатели начали интересоваться, почему мы не выпускаем санитайзеры — такой очень нужный в данный момент продукт. Тогда мы всерьез задумались и перенастроили наше производство парфюмерных спреев на выпуск санитайзеров, взяв с технологом за основу классическую формулу антисептика, рекомендованную ВОЗ. До этого мы уже сделали мыло, которое очищает, но не сушит кожу рук, а теперь перед нами стояла задача создать санитайзер без ужасного запаха спирта. У нас получилось, ведь запахи для Windsor’s Soap всегда на первом месте, а высокое качество продуктов, как мы любим шутить, скорее дополнительный бонус. Мы использовали чистый медицинский этиловый спирт, который практически не пахнет, и добавили разные по характеру и очень красивые композиции: к примеру, розмарин & помело, мята & вербена, замша & бергамот. Антисептики существуют в нескольких форматах: от удобной карманной миниатюры объемом 30 мл до флакона внушительного объема 1000 мл, который пригодится и дома, и в офисе. В результате благодаря санитайзерам к нам пришло много новых клиентов, а покупатели, делавшие заказы раньше, были рады вернуться за чем-то полезным не только для души, но и для тела. Обязательно оставим дезинфицирующие средства в линейке бренда.

Мы быстро реагировали на происходящее и перестраивались благодаря собст­венному производству и вовлеченной в процесс команде. Конечно, кризис коснулся и нас. Мы пострадали из-за перебоев с поставками и закрытия границ, пришлось свернуть производство неприоритетных продуктов. Вывели ненадолго наши спреи из производства, но не бывает худа без добра. Выпустили их в новой упаковке и более концент­рированной версии в виде одеколонов — это дало дополнительный рост продаж. Перевыпустили половину основных запахов из нашей линейки. На самом деле, это никак не связано с текущей картиной, скорее естественное развитие марки. Поменяли основные ноты в некоторых композициях, значительно их улучшили, основываясь на пожеланиях наших клиентов, которые часто просят сделать ароматы более глубокими и насыщенными.

За два года существования марки мы ни разу не поднимали цены на свои продукты. В ближайшее время цена тоже не изменится, планируем только вводить новые позиции. Потребность людей находиться дома в комфортной обстановке будет расти вместе с интересом к продуктам для дома.

Дарья Анжело, медиадиректор сервиса аудиокниг Storytel

Мы первыми среди книжных сервисов ввели бесплатный 30-дневный период пользования. Нигде в мире Storytel не увеличил этот период в карантин, мы сделали это только в России. Основной мотивацией для нас были люди, которые, как и мы, оказались запертыми дома. Всем нам надо было как-то развлекаться и развлекать друг друга. Мой сын, например, утомленный онлайн-уроками, с удовольствием садится с историями в наушниках собирать пазлы или играть в лего. Интересно, что прослушивание детского контента с начала карантина выросло в разы, обогнав на некоторое время по прослушиваниям триллеры — одну из самых хитовых категорий. В итоге 30-дневная акция попала во все подборки бесплатных развлечений на карантине и принесла невероятный охват, а с ним и новых пользователей.

Мы дорожим текущими пользователями и в первую очередь старались порадовать их новинками. В начале самоизоляции мы успели обеспечить записыва­ющим оборудованием подкастеров: многие актеры продолжили запись в домашних студиях, ну и большая часть уже записанного материала срочно отправилась на мастеринг и постпродакшен. Самая громкая премьера этой изоляционной весны — запуск аудиосериала «Просто Маса», который Борис Акунин написал для Storytel. Это история про помощника Фандорина японца Масу, который после смерти хозяина возвращается на родину, где с ним случаются невероятные истории. В прошлом году нашим топовым проектом стал аудиосериал «Пост», который написал для нас Дмитрий Глуховский. И тогда мы представили проект мероприятием с театральным представлением, выступлением Тимы Белорусских, устрицами и шампанским. В этом году мы провели презентацию в Сети. Во-первых, это была первая онлайн-презентация книги. Во-вторых, Григорий Шалвович не приехал бы на офлайн-вечеринку. А тут все совпало: и рост популярности онлайн-мероприятий, и желание послушать нового Акунина. Да еще и актриса Анна Чиповская раскрылась как джазовая певица: она спела три композиции в сериале и, конечно, приняла участие в презентации. Еще мы запустили подкаст-медитации Ирины Нельсон, солистки группы REFLEX. Сейчас медитации очень востребованы аудиторией.

Люди не перестанут ни читать, ни создавать истории. А подписные сервисы выгодны тем, что за фиксированную месячную плату предлагают огромное количество разнообразного контента: не зашла одна книга — можно выбрать следующую, не хочешь слушать большой роман сейчас — отложишь и послушаешь лекцию, а на ночь — звуки природы или медитации.

Ойгуль Мусаханова и Юлия Федоришина, совладелицы семейных ресторанов Ribambelle

В карантин мы приняли два решения: не увольнять людей и делать все, что можем. Буквально за 48 часов мы запустили сервис доставки и постепенно наладили доставку всего, что раньше предоставляли на площадке, — от еды и тортов до творческих наборов и выездной организации праздников. Сейчас у нас даже есть услуга онлайн-няни и онлайн-анимации: по видеосвязи ребенку может позвонить любимый герой, поздравить с днем рождения или показать представление. На карантине родителям нужна передышка, и аниматоры дают им такую возможность.

Чем больше услуг мы выводили в онлайн, тем больше своих людей смогли задействовать. Часть сотрудников перевели на удаленную работу, остальных переориентировали на другие позиции: кто-то сел за руль развозить заказы, кто-то освоил логистические процессы, чтобы управлять доставкой, кто-то со стратегического менеджмента переключился на антикризисный. Мы открыто обсудили ситуацию с командой и благодарны поддержке, которую получили в ответ.

Мы запустили свою доставку, отказавшись от услуг агрегаторов, которые забирают 20%. Вместо этого передали этот процент клиентам в виде скидки. Кроме того, собственная доставка позволяет нам контролировать качество и безопасность. Придумали новые блюда — более транспортабельные, а также специальные предложения для барбекю и кулинарии.

Сейчас социальная ответственность бизнеса важна как никогда. В апреле мы приготовили и отвезли еду врачам и волонтерам больницы в Коммунарке. Затем, благодаря финансовой помощи постоянных клиентов, доставили горячие обеды еще в несколько больниц. Потом запустили проект «Добрый обед»: рацион из трех блюд, который можно купить на сайте за 300 руб. Как только количество оплаченных сетов достигает 50 штук, мы готовим их и отвозим врачам в одну из больниц. Курьерами работают все наши сотрудники: от бар-менеджера до digital-маркетолога. Мы с гордостью можем сказать, что доставили уже более 10 тыс. обедов.

Тот факт, что мы приняли решение не увольнять людей, теперь помогает нам получать субсидии от государства. Выплата МРОТ — хорошая мера поддержки, но она распространяется только на те компании, у которых по состоянию на 1 мая осталось 90% всех сотрудников. Мы попали под эту меру и теперь сможем получить компенсацию на каждого нашего сотрудника в размере 12 130 руб. за апрель и май.

Мы продолжим организовывать праздники на дому: доставлять все — от декораций и торта до анимации. Даже после снятия режима самоизоляции люди будут бояться посещать общественные места, особенно с детьми. Детский сегмент восстановится последним. При этом родители по-прежнему будут хотеть доставить радость своим детям, сделать им сюрприз на день рождения, получить красивые фотографии на память. Праздник дома — удобный и безопасный вариант, и мы видим здесь хорошие перспективы.

Судя по прогнозам, нас ждет еще не одна волна заболеваемости. И здесь уже не так важно, какие меры примет государство: в рестораны никто не будет ходить. Посмотрите на Белоруссию — у них нет карантина, все открыто, но в ресторанах 5-10% гостей. В Китае после карантина все открыли, но рестораны пустые. Сейчас мы находимся в точке, когда совершенно непонятно, что будет дальше. Но при этом с каждой неделей все яснее становится, что промедление стоит денег. Сейчас надо бежать изо всех сил, чтобы хотя бы оставаться на месте. Если все спланировать правильно, у нас есть шанс в 2020 году выйти в ноль и в 2021-м начать все заново.

Если раньше все ездили в центр, то сейчас будут стараться меньше выходить в людные места, что поможет развитию локальных точек. Мы планируем продавать мини-франшизы Ribambelle для таких ресторанов у дома, которые можно открыть со сравнительно небольшими инвестициями.

Дмитрий Крутов, совладелец и генеральный директор онлайн-университета SKILLBOX

Перейти на самоизоляцию было нелегко. Главная задача, которая стояла перед нами, — перевести съемки в дистанционный формат: спикеры записывались дома, с разных камер и с использованием подручных средств. Но мы справились, закупили огромное количество техники и за период пандемии запустили около 90 курсов.

Студенты начали учиться в полтора раза активнее. Преподаватели получили огромную нагрузку: начиная с марта было проверено порядка 200 тыс. домашних работ, студенты посмотрели более 1 млн уроков. Мы заметили небольшое увеличение спроса на программы по разработке и гейм-индустрии.

Самым правильным решением было не пытаться спекулировать на теме самоизоляции и угнаться за всеми. Для нас важнее всего было сохранить качество и скорость проверки домашних заданий; держать работу со студентами на таком же высоком уровне, несмотря на возросшую нагрузку. Кроме того, за это время мы бесплатно открыли часть курсов для новичков: почти 100 тыс. человек попробовали себя в новой профессии, пройдя короткие курсы.

После карантина мы точно пересмотрим нашу работу в офисе. Уже сейчас обсуждаем введение новых коворкингов: часть команды будет работать дистанционно, но, когда нужно, бронировать в офисе переговорки или рабочие места. Некоторые вопросы все-таки требуют личного присутствия. Мест в офисе все равно теперь уже не хватает — за время самоизоляции команда увеличилась до 500 человек.

Образование не будет таким, как раньше. Здорово, что текущая ситуация подталкивает всех участников отрасли к диалогу: начиная с государства и академических институтов и заканчивая частными образовательными компаниями, которые стойко выдержали возросшие нагрузки. Мы все теперь лучше видим и слышим друг друга. Начать такой диалог — важный момент для развития индустрии образования в целом.

Анна Волкова, соосновательница салона красоты Kynsi

Самоизоляция выявила слабые и сильные стороны. Мы активировали идеи, которые давно хотели реализовать, но не было ресурса из-за большого потока задач: интернет-магазин, продукты под брендом Kynsi, консьерж-службу, разработали собственную платформу онлайн-записи, которой нет ни у кого. Ее главная особенность — возможность записаться на услуги одновременно к нескольким мастерам.

Когда салоны закрылись, мы сделали наборы для маникюра в домашних условиях на двух брендах — Christina Fitzgerald и La Ric. В них вошли скраб для рук, эксфолиант, масло и крем для кутикулы, крем для рук, перчатки и носки с сывороткой, а также пилки, апельсиновые палочки, лопатка для нанесения средств, антисептик. Что приятно, этих средств хватает на три-четыре маникюра. Мы проводили прямой эфир, в котором мастер объяснял, как пользоваться набором. Кроме того, каждого гостя, который приобретал комплект, персонально консультировал его мастер.

Мы записали видео и создали набор по снятию ­гель-лака. Он настолько прост в использовании, что мы сохраним его в ретейле: и для поддержания маникюра, и для тех, кто много путешествует. Как мы знаем, найти за границей хорошего мастера большая проблема, для многих такой набор станет настоящим спасением.

Наш самый главный ресурс — команда. За эти несколько месяцев многие сотрудники показали себя с иной стороны и быстро переквалифицировались под новую реальность. Например, администраторы занимались онлайн-заказами товаров из нашего магазина, были на непрерывной связи с гостями, и для многих это оказалось некой психологической поддержкой: и мы, и гости понимали, что рядом друг с другом. Встречи по Zoom стали традицией для всей команды. Наши сотрудники всегда себя чувствуют семьей Kynsi, знают, что это место, в котором возможен не только рост, но и поддержка. Конечно, убытки очень большие, но самое главное, что это уже в прошлом и мы получили большой опыт, сохранили всех сотрудников и реализовали накопленные идеи.

Александра Гудимова, основательница бренда Bionova

Во время карантина число заказов выросло на 30%, поэтому команда производства выходила на работу в две смены. Повышенный спрос пришелся на сахарозаменители в таблетках (необходимый товар для диабетиков), к тому же многие стали готовить дома и использовать их вместо сахара. Также мы отметили рост спроса на гранолу, подходящую для завтрака всем членам семьи. В первые дни самоизоляции многие расслабились, не соблюдали режим, но потом стали постепенно возвращаться к правильному питанию.

После рекордных продаж в марте и перевыполненного плана в апреле в ближайшие месяцы мы ждем спад. Наши продукты покупают импульсивно, мы создавали их для жителей больших городов, которые не успевают перекусить, находясь в вечной спешке. Сейчас у людей, наоборот, сместилось потребление: они предпочитают готовить дома.

В кризисное время мы не только не сократили ассортимент продукции, но и выпустили но­винки. Например, летние вкусы гранолы в удобном порционном формате 60 г (раньше была только упаковка 400 г). Запустили карантинные наборы для завтраков и перекусов на две недели, месяц и больше с хорошей скидкой, чтобы поддержать покупателей. Это выгодные наборы гранолы, батончиков разных вкусов или большие микс-наборы, куда входит все: от гранолы и ферментированных сиропов без добавления сахара до протеиновых каш и злаковых хлебцев.

Первое время рынок не увидит тех темпов роста, которые наблюдались в докризисный период. Это показывает сейчас опыт Китая в FMCG-секторе. Люди не сразу войдут в прежний режим, а также сократится доля людей, готовых совершать покупки в высоком ценовом сегменте. Наибольшей популярностью будут пользоваться форматы family pack. Со временем вернемся в привычный режим. Снова будет большой всплеск популярности у порционных форматов, снеков.

Катерина Коверник, соосновательница семейного проекта «Гогольшоп», производства предметов декора для дома и корпоративных подарков

За последние три месяца мы пережили самое большое падение и самый резкий рост в истории нашего ­бизнеса. Еще в январе казалось, что мы готовы к потенциальному кризису: стабильно росли и расширяли производство, вышли на зарубежный рынок, стали продаваться на маркетплейсах Etsy и eBay, получали оплаты в долларах и думали, что 2014-й нас многому научил. Но с февраля просели заказы в Европе и Штатах, а в марте добавилась Россия. За этот месяц обороты упали почти в два раза и на общем нервном фоне стало понятно: карантину быть, сколько времени он продлится, предсказать невозможно, надо адаптироваться.

После долгих обсуждений мы решили: будем делать наборы для самостоятельной сборки маяков. Мы знали, что на рынке есть спрос на сборные модели и большие игроки, которые их производят. Традиционно это считалось мужским развлечением, но мы решили, что сможем изменить концепцию так, чтобы заинтересовать женщин. И у нас получилось. Выбрали три красивых маяка, сделали по ним наборы для сборки без клея, добавили в них все, что может понадобиться в процессе, в том числе краски и кисти. Продумали каждый шаг, подробную 3D-инструкцию, сверстали классную полиграфию и открытки с информацией об этих маяках. Добавили электросвечи, чтобы маяк выполнял свою функцию и по-настоящему светил. Сделали фото готовой модели и разместили в Instagram и на сайте. На все ушло около двух недель плотной работы.

Мы остались очень довольны тестом: нам удалось и продать идею женской аудитории, и привлечь новых подписчиков и покупателей среди мужчин. Каждую неделю мы улучшали и дорабатывали какие-то мелкие детали, прислушивались к отзывам. Сейчас заказчики делятся фотографиями в Instagram и отмечают нас, охваты растут, с нами связались уже два музея маяков, обсуждаем планы на времена «после карантина».

Как дополнительный бонус мы дарим к каждому заказу авторскую открытку с морским дизайном. Когда стало понятно, что спрос на маяки есть, мы за одну ночь их нарисовали и отпечатали. Если набор заказывают в подарок, мы предлагаем вписать в открытку любой текст от дарителя. Это очень повышает лояльность и создает ощущение «мы все в одной лодке».

Никогда еще мы так быстро и глобально не перестраивали себя и бизнес под новые вводные. По сути, у нас на 70% заказов сменилась бизнес-модель: раньше мы производили изделия под заказ, а теперь продаем готовые наборы со склада.

Прежде мы принимали заказ (на условные настенные часы), он шел на производство, от одного до трех дней занимало изготовление с учетом пожеланий заказчика. Что изменилось? Сейчас, когда я отвечаю на вопросы, ночные заказы уже отгружены и едут по регионам. Мы закупили новое оборудование, чтобы ускорить шлифовку деревянных деталей, скорректировали логистику и привлекли новую службу доставки, сделали перепланировку на производстве, добавили стеллажи для хранения готовых к отправке наборов, стали использовать больше возможностей нашей CRM-системы, чтобы контролировать выполнение и перемещение заказов.

Александр Сколков, креативный директор яхтенной школы «Сила ветра»

Подготовить людей к новому сезону и не дать им возможности отказаться от идеи яхтинга на этот год — главные задачи, которые мы решали во время карантина. Мы потихоньку шли к онлайн-продуктам и онлайн-школе, но скорее мысленно, готовых решений и планов не было. А здесь сама ситуация вынудила быстро придумать дистанционный вариант нашей Школы капитанов — важной части бизнеса, которая кормила компанию в период с октября по май, когда нет огромного количества регат и тренировок. И оказалось, что мы сделали очень выигрышный продукт: преподавателям и ученикам не нужно тратить время на дорогу, все получают знания в удобной для себя обстановке, а главное — к обучению получили доступ не только жители Москвы и Санкт-Петербурга, где у нас уже открыты филиалы, а ребята из разных городов России и даже Европы.­

Для нас было важно во время карантина поддерживать свою аудиторию и по­могать ей не переставать мечтать о приключениях, связанных с парусной куль­турой. Мы стали активно наполнять сайт материалами, выкладывать статьи из печатного журнала и писать новые. Проводили бесплатные лекции на странице в Facebook, активно вели социальные сети, устраивали онлайн-бары и буквально каждый день в 19:30 проводили прямые эфиры с нашими тренерами, экспертами и специалистами из смежной с яхтингом области: к примеру, у нас были эфиры на тему экологии и оказания первой помощи. И это тоже понравилось.

Онлайн-курсы и симуляторы — действенный способ обучения. Многие люди, у которых раньше не хватало на это времени, наконец-то получили такую возможность. Но все же для нас самый важный момент — тот, когда человек оказывается на яхте и получает незабываемые эмоции. До тех пор все, что он делает, — это эмуляция процесса, подготовка, обучение новому и повышение квалификации. Поэтому мы все ждем, когда можно будет снова свободно путешествовать, бронировать яхты и принимать участие в регатах.

Частично мы уже открыли тренировки в Москве. Наши преподаватели тренируют на одноместных яхтах, которые по уровню самоизоляции можно сравнить с велосипедом: ты садишься на одноместную лодку, тренер находится недалеко от тебя и объясняет, что делать. А потом через несколько занятий ты уже можешь самостоятельно ходить на яхте и ни с кем не контактировать.

Яхтенная индустрия не самая подвижная. Ее тяжело изменить, поэтому катастрофических перемен в индустрии не будет. Все ждут момента, когда ограничения снимут и можно будет вернуться к привычной жизни. Яхтенный спорт начнет оживать, когда вернется платежеспособность и исчезнет страх заразиться.

Виктор Кондратенко, основатель спортивного пространства Zaryad.Studio и кафе здорового питания Holy Basil

После закрытия студии мы запустили ежеднев­ные онлайн-занятия в Instagram. Поначалу в прямых эфирах участвовало до ­50-70 человек, но потом число участников сократилось до 10-20. Стало понятно, что карантин не пройдет быстро и нужно искать другие решения. Поэтому мы организовали аренду студийных байков: за три дня все байки были развезены по домам наших клиентов, а лист ожидания за две недели увеличился до 80 человек. Сегодня аренда — наш ключевой источник дохода.

Мы организовали продажу новых домашних тренажеров, которые можно приобрести в рассрочку. В стоимость включен доступ ко всем тренировкам: онлайн и в записи. Предложение оказалось актуальным, поскольку все понимают, что фитнес-­студии откроются не скоро, а выплачивая в рассрочку сумму, соизмеримую с арендой, клиент становится владельцем тренажера.

Для самостоятельных занятий дома нужна сильная мотивация. И ее, как мы видим, надолго не хватает. Вместе с усталостью от самоизоляции приходит и апатия к тренировкам. Думаю, летом вместе с возвращением возможности заниматься спортом в парках интерес к тренировкам дома ослабеет. Но в долгосрочной перспективе при правильном подходе к объединению двух предложений — аренды или покупки тренажера для домашнего использования и онлайн-тренировки — у этой ниши откроется большой потенциал.

В обозримом будущем не вижу возможности ­для возобновления работы студий в прежнем ­формате. До появления вакцины сохранятся обязательные ограничения по расстоянию меж­ду людьми. В некрупных студиях возможности обеспечить его нет: бизнес-модели рассчитаны на большую проходимость при скромной площади помещений. Выплачивать аренду и покрывать все расходы при сокращении трафика в три-четыре раза невозможно.

Основатель фитнес-студии Zaryad — о йоге, биоритмах и «мусорной» еде

Василий Зоркий, музыкант и автор проекта «Сказки на дому»

Во время карантина захотелось сделать то, от чего будет ощущение спокойствия и безопасности, такой островок любви посреди общего хаоса. Так появилась идея запустить проект в Instagram, где артисты всего мира будут читать сказки. И оказалось, что сказки — именно то, что востребовано в конкретный момент. Сошлось вместе много всего: возможности и свободное время, желание актеров, очевидная польза и положительный заряд проекта.

Витрувий еще в I веке до н.э. сформулировал три главных принципа архитектуры: «Прочность. Польза. Красота». То, что мы делаем, приносит пользу, у нас есть работающая конструкция — крепкая команда, и мы делаем что-то про красоту в широком понимании слова. Про воображение, про любовь, про нежность. Поэтому это работает. Тысячи проектов умирают, потому что в них нет одного из этих качеств. Очень важно, чтобы в центре всего был живой человек, не придуманный, и ты делал что-то для этого человека. Тогда все начинает расти и взлетать. А если говорить про объективные причины, мы были первыми, сделали это быстрее всех и звали только тех, кого любим. Думали, так сказать, сердцем.

Проект не просто останется после карантина, а будет развиваться. Сейчас мы работаем в нескольких направлениях — от проекта по популяризации русских сказок за рубежом до Instagram-телевидения для детей и их родителей. То, что мы делаем, родилось во время карантина, но дети и родители будут всегда. Работа нашего проекта не зависит напрямую от общей ситуации, но ситуация, конечно, подарила нам огромное количество возможностей, которые представить в другое время было бы невозможно.

Нас ждет трудное и сложное время, когда придется быть гибкими, переизобретать себя заново. Огромное число людей лишится заработка, доходы упадут, и в целом мы еще не до конца осознаем масштабы последствий. Вместе с тем надеюсь, что это чувство камерного мира, где все вместе сталкиваются с одинаковыми проблемами и границы становятся еще более условными, никуда не денется. Оно очень крутое.

Владимир Овчаренко, основатель аукциона современного искусства Vladey

13 марта мы закрыли все выставочные пространства и перевели 80% сотрудников на удаленную работу. За это время было сделано многое. Мы инициировали проведение серии из десяти торгов «Vladey все по 100 на карантине»: еженедельно по субботам в 15:00 проводим аукционы, где стартовая цена лота €100. Кроме того, провели благотворительный аукцион «Спасибо врачам!»: за два с половиной часа были распроданы все лоты, а общая выручка составила 9,8 млн руб. Все собранные деньги были переданы фондам «Лавка радостей» и «Созидание» на приобретение средств индивидуальной защиты для больниц.

Все, что мы придумали, отлично сработало в комплексе: защитили сотрудников, дали возможность клиентам и коллекционерам участвовать в торгах онлайн и, конечно же, поддержали художников активными продажами в тяжелой экономической ситуации.

Наши клиенты — молодцы. Они очень горячо поддержали нас участием, покупками и добрым словом. И мы стараемся отвечать активностью и прекрасными произведениями искусства. Vladey превратился в еженедельную биржу, на которой устанавливаются цены на искусство. 100% продаж, более 700 проданных работ — отличный результат, я считаю.

Выход из кризиса будет волнообразный. Скачки реальны и интересны. Появилась интрига, а то уже совсем «заболотились» в стране. А с искусством все будет прекрасно, оно нас всех переживет. Инструментарий по его продаже будет меняться, будущее за удачными миксами офлайна и онлайна, и мы находимся прямо в гуще всего этого, что очень захватывает.

Мы наверняка будем с ностальгией вспоминать это время, проведенное дома. Уникальное время, и это не выдумка или сон, это нам история дала шанс. И каждый распорядился им по-своему. Но это время уходит. Идет новое, наверняка еще более интересное и динамичное.

«Чувствуем радостное предвкушение». Рестораторы — об отмене изоляции и клиентах.