5 фильмов о Великой Отечественной войне и человеке
«Судьба человека»
Сергей Бондарчук, 1959 год
Экранизация рассказа Михаила Шолохова о том, как шофер Андрей Соколов (роль исполняет режиссер-дебютант Сергей Бондарчук) потерял в годы войны семью, прошел через ад фашистского лагеря, откуда сбежал и в итоге вернулся на родину, чтобы доживать свой век сиротой и заботясь о сироте. Это классическая история из первых уст, рассказанная за папиросой в ожидании парома, чтобы скоротать время. Поверхностное повествовательное «было и прошло» обременено многотонным грузом пережитого и преодоленного, по сути, без надежды на будущее. Трагедия судьбы человека, сломанной войной. Фильм взял приз на Международном кинофестивале в Москве в год выпуска и через 11 лет получил награду на XII Международном кинофестивале в Карловых Варах.
«Аты-баты, шли солдаты...»
Леонид Быков, 1977 год
Последняя режиссерская работа Быкова, фильм-эпитафия, проникновенная ода самоотверженности советского солдата и одновременно настоящее супергеройское произведение в этом списке. Сценарий пестрит «гэгами», которые давно обрели бессмертие: «Мужчины не плачут. Мужчины огорчаются», «Цыганочка с выходом», «Не бойся, Хабанера, раньше смерти не умрешь» и так далее. А храбрящийся пафос повествования выстраивается на фундаменте трагических реальных событий: бой, показанный в фильме, действительно происходил в 1943 году под Харьковом. У села Тарановка 25 бойцов под командованием лейтенанта Петра Широнина уничтожили 16 танков, десять броневиков и более сотни вражеских солдат.
«Альпийская баллада»
Борис Степанов, 1965 год
Нет повести печальнее на свете, чем повесть об Иване и Джульетте. А точнее, о подвиге пленного русского солдата Ивана ради спасения жизни пленной итальянки-коммунистки Джульетты. Если посмотреть на эту картину, снятую по произведению Василя Быкова, с высоты циничного и раскормленного зрительского опыта, присущего современности, не охватишь и долю тех альпийских гор и трав, выполняющих роль исполинской отчужденности. Тут бы пригодился широкоэкранный формат, каким располагает последний фильм Терренса Малика «Тайная жизнь». Связь у этих картин, разделенных друг от друга полувековым временным промежутком, не только тематическая (война, фашистская Германия, история любви и гибели), но и, очевидно, пейзажная. Но советская «Альпийская баллада», снятая на студии «Беларусьфильм», демонстрирует и разрыв между ними — трагических размеров, обусловленный неизбежной отдаленностью от реальных событий. Произведение, созданное Степановым, — это всеобъемлющее полотно о лишении, страданиях и подвиге. И любви, которая на пару с волей к жизни расцветает на самой непригодной почве.
«Восхождение»
Лариса Шепитько, 1976 год
Последняя картина Шепитько, тоже снятая по повести Василя Быкова, рассказывает о двух партизанах, офицере Сотникове и солдате Рыбаке, которые попадают в плен к полицаям в белорусской деревне. Допросы сменяются пытками, пытки — казнью. Ей предшествует библейское по сути предательство, и один из героев превращается в Иуду, а второй обретает лик Христа. Местный Понтий Пилат в исполнении Анатолия Солоницына — назидательный пример губительности принципа гибкой морали, ведущей к благим намерениям в отношении собственной лишь жизни, когда предельно простые установки обращаются в сложносочиненные и истребляют в человеке совесть и честь. «Восхождение» — первый советский фильм, удостоенный «Золотого медведя», высшей награды Международного кинофестиваля в Западном Берлине.
«Иди и смотри»
Элем Климов, 1985 год
История 16-летнего паренька Флеры, который отправляется воевать к партизанам и сталкивается с войной во плоти. Пройдя через карательные отряды немцев, увидев гибель своих родных и заглянув в глаза смерти и омерзения, Флера буквально стареет за несколько дней. Нет картины о войне более шокирующей и более убедительной, чем «Иди и смотри». Климов изначально назвал ее «Убейте Гитлера», призывая таким образом к уничтожению дьявольского начала в человеке, но в ходе многолетнего производства картины переименовал ее — это было единственное изменение, на которое пошел режиссер. Фильм, выполняющий миссию ужасающего свидетельства войны и напоминания о мире, получил две главные награды Московского международного кинофестиваля в 1985 году и «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля в 2017-м.
Вспоминаем фильмы-лауреаты Каннского фестиваля последних 10 лет.