Впечатления, 05 фев 2020, 11:13

Кто достоин «Оскара-2020»? Отвечают российские художники по костюмам

В этом году номинантами премии «Оскар» в категории «Лучший костюм» стали фильмы «Ирландец», «Кролик Джоджо», «Джокер», «Маленькие женщины» и «Однажды в… Голливуде». «РБК Стиль» попросил российских экспертов рассказать, кто и почему достоин статуэтки.
Читать в полной версии

Костюм — не просто визуальная составляющая художественного фильма. Часто он помогает придать картине большую достоверность, раскрыть характер героя, понять задумку режиссера или даже предсказать развитие сюжета. Тем не менее категория «Лучший дизайн костюмов» на премии «Оскар» привлекает гораздо меньше внимания, чем награды за актерскую игру, режиссуру или сценарий. В ожидании киноцеремонии мы попросили российских художников-постановщиков и художников по костюмам объяснить важность этих профессий через призму фильмов-номинантов. Один из них — «Маленькие женщины» Греты Гервиг — уже получил приз Британской академии за наряды, разработанные Жаклин Дюрран.

Анна Баштовая, художник по костюмам, историк кинокостюма, автор Telegram-канала «Кинокостюм для чайников»

Тарантино не раз высказывал мнение, что признак любого хорошего фильма — это молниеносное желание одеться как персонаж, и всегда собственными работами подкреплял этот тезис. Костюмы из его картин уходят в народ и оседают на костюмированных вечеринках, при этом ни один его фильм в категорию «Лучший дизайн костюмов» до этого года не попадал. «Ни один из моих художников по костюмам не был номинирован на "Оскар" за мои фильмы, потому что я не снимаю исторические картины с бальными сценами. Но у меня есть кое-что другое — хэллоуинские вечеринки. В течение многих лет я хожу на хэллоуинские вечеринки и встречаю блондинку в желтом спортивном костюме. Честно говоря, я думаю, что это и есть величайшая награда», — говорил режиссер.

Хочу присоединиться к Тарантино и сказать, что в этом сезоне его картина действительно достойна быть отмечена в том числе и за костюмы. Достойна этого и художник по костюмам «Однажды в… Голливуде» Арианна Филлипс, для которой это третья номинация на «Оскар» (предыдущие две — за работу над фильмами «Переступить черту» и «МЫ. Верим в любовь», к сожалению, не увенчались победой). Лично у меня большое уважение вызывает не только то, как Филлипс прорабатывала костюмы (пересмотрела тонну фильмов 60–70-х годов, много беседовала с сестрой Шэрон Тейт, нашла реальную пряжку от ремня Ассоциации каскадеров), но и то, как она пришла на первую встречу-собеседование с Тарантино. Как смеясь рассказывала сама художница, она принесла с собой волшебную коробку, в которой были два альбома-мудборда с фотографиями и коллажами, пара винтажных солнечных очков, CD-диски с олдскульной музыкой и гавайская рубашка для Тарантино. Режиссер был настолько покорен, что тут же предложил Филлипс работу. Уже за такую находчивость и любовь к своему делу «Оскар» можно дать именно ей.

Светлана Тегин, дизайнер, художник по костюмам фильма «Вертинский»

После просмотров всех фильмов-номинантов на «Оскар» у меня возник вопрос, как при колоссальной разнице бюджетов художникам по костюмам удается сделать одинаково качественный визуальный ряд.

«Кролик Джоджо» ($14 млн) создает впечатление, что чем меньше бюджет, тем эффектнее костюмы. Режиссер берет одну звездную актрису и делает ставку на ее внешний вид. Скарлетт Йоханссон в этом фильме одевается, словно она клиентка Эльзы Скиапарелли: веселая, прогрессивная, смелая, в брючных костюмах, стильных туфельках, шляпках с перьями и, конечно, с красной помадой. Можно позавидовать небольшому и яркому гардеробу героини, но не ее участи. Костюмы в этом случае только подчеркивают диссонанс, усиливают ощущение ужаса от происходящего.

Сравнительно большой бюджет «Ирландца» ($159 млн) уходит на состаривание и омоложение актеров (в фильме показаны разные этапы жизни персонажей, с 1950-х до 2000-х годов. — «РБК Стиль»). Задача костюмов здесь — точно передать стиль той или иной эпохи, с чем Сэнди Пауэлл и Кристофер Питерсон справляются безупречно. Кожаные куртки, фланелевые рубашки, коричневые лоферы и красная меховая шапка — все продумано до мелочей, но при этом не мешает наблюдать за неспешным развитием сюжета.

Первое, что бросается в глаза при просмотре фильма «Маленькие женщины» ($40 млн), — хаотичность в интерьерах и костюмах четырех главных героинь. Этот прием Жаклин Дюрран использует, чтобы подчеркнуть эмоциональную и творческую атмосферу, которая царит в семье Марч и выделяет ее на фоне строгой и серой Новой Англии времен Гражданской войны. Все костюмы построены на принципе многослойности, как бы случайном сочетании частей и деталей, а также цветовой гамме, подобранной с учетом характера каждой героини (лавандовая — для Бет, серо-зеленая — для Мег, розово-голубая — для Эмми и темные бордово-серые тона — для Джо). Нарочитая небрежность костюмов этого фильма отличается от рафинированности внешнего вида «Анны Карениной», которая уже принесла Дюрран заветный «Оскар» в 2013 году. Это демонстрирует нам умение художницы справляться с задачей, поставленной режиссером.

Не скрою, что Ариана Филлипс, создавшая костюмы для «Однажды в…Голливуде» ($90 млн), — мой фаворит в этой гонке за «Оскаром». Все вещи органично смотрятся на актерах, отлично передают настроение и характеры героев, вскрывают целые пласты модных течений конца 60-х. Так, бархатный костюм с жабо Романа Полански отсылает нас не только к стилю самого режиссера, но и к образам солистов популярной в то время группы Aphrodite’s Child. Белая юбка, черная водолазка и go-go boots его жены Шэрон Тейт будто бы сошли со страниц французских журналов. А костюмы Рика Далтона, которого сыграл Леонардо Ди Каприо, меняются на протяжении всего фильма: в начале они выглядят строго, а после поездки героя в Италию становятся более наглыми и по-европейски модными.

Если говорить о лучшем актере этого года, то для меня это Хоакин Феникс, фильм «Джокер» ($55 млн). Его герой — аутсайдер, психически неуравновешенный и склонный к депрессиям, что подчеркивается старомодными костюмами из полиэстера, «бабушкиными» кардиганами, взъерошенной прической. Отдельного внимания заслуживает клоунский образ Джокера. Сначала он аутентично маскарадный (с клетчатым пиджаком, безразмерными ботинками, миниатюрной шляпкой и брюками в заплатках) и демонстрирует, насколько сложно персонажу влиться в обычную жизнь. После совершения им серии убийств костюм становится минималистичным, строгим и классическим, будто позволяя ему наконец вписаться в толпу, инфицировать всех «вирусом Джокера». От этой трансформации героя, которая стала заслугой Хоакина Феникса, но не была бы настолько убедительной без работы художников по костюмам, весь фильм невозможно оторвать глаз.

Надежда Васильева, художник по костюмам фильмов «Брат», «Матильда», «Груз 200», «Салют-7», лауреат премии «Ника»

Для меня важны детали в костюмах — шляпа, ботинки, воротники рубашек. Туфли — это вообще отдельный элемент, создающий образ. Доказать нашим продюсерам, что правильная обувь необходима всем героям, равносильно бою Александра Невского. «А ноги не в кадре» — обычно слышишь ответ на отстаивание своих туфельных позиций. И приходится смотреть на прекрасных дам в кринолинах с торчащими кроссовками и плакать.

Часто галоши, сапоги или баретки становятся равноправными героями наравне со звездами. Как, например, в фильме «Кролик Джоджо», в котором на дизайне туфель построена целая трагедия в духе Шекспира. Туфли на еврейской девочке вместе со шнурками возвращают Джоджо к жизни, вынимают его из ужаса войны и дают надежду на будущее. Они мне, кстати, если уж совсем придираться, понравились больше, чем похожие на маме. У них нос во вмятинках. Я голосую за «Кролика Джоджо». И шляпы там тоже отличные.

Ирина Гинно, художник по костюмам фильмов «Асса», «Урга: Территория любви», «Предсказание», «Небеса обетованные», член Российской академии кинематографических искусств «Ника»

Среди всех номинантов на «Оскар» мне бы хотелось выделить костюмы Марка Бриджеса для «Джокера» и Арианны Филлипс для «Однажды в… Голливуде». В первом через костюмно-образное решение выявлен сюжет фильма и изменение драматургии, где протест одного человека, выраженный через маску клоуна, разрастается и в финале захватывает весь эпизод. Во втором, в отличие от «Джокера» с достаточно лаконичной стилистикой, костюмы нужно рассматривать через призму сложного сценария. Он основан на криминальных драматических событиях, произошедших в Лос-Анджелесе в 60-х годах, достоверность которых Арианна Филлипс подчеркивает как раз при помощи костюмов. Узнаются плохие парни из фильмов-вестернов — в кожаных куртках, которые носит герой Леонардо Ди Каприо, и джинсах Levi’s, как у персонажа Брэда Питта. По белой мини-юбке и go-go boots можно, еще не зная имени героини, идентифицировать Шэрон Тейт — трагически погибшую актрису, общепризнанную икону стиля того времени. Отдельным, но вплетающимся красной нитью в сложный сюжет, стал образ криминальной семьи Мэнсона, хиппи, вставших на путь радикального анархизма. Толпа девушек в коротких шортах, вязаных топах, грязных платьях, с босыми ногами и сальными волосами производит угрожающее впечатление. И в конце фильма зритель понимает, что неспроста.

При создании образов персонажей Филлипс сочетала подлинные винтажные вещи с костюмами, изготовленными в духе того времени специально для съемок. Их объединяет желтый цвет, который имеют и костюм Шэрон Тейт, и водолазка Рика Далтона, и гавайская рубашка Клиффа Бута. Во время просмотра фильма зрителя будто бы накрывает теплое желтое сияние. И тут же отдельными тревожными нотками возникают, вплетаясь в канву действия, черные пятна: свитер-лапша Тейт или еще одна водолазка Далтона. Мне кажется, все это символизирует жизнь и криминал в лучах калифорнийского солнца 60-х годов, золотого века Голливуда. Именно в таких костюмно-образных решениях и заключается работа художника. Сложная, интересная и всякий раз новая.

Сергей Иванов, художник-постановщик фильмов «Дылда», «Сталинград», «Царь», «Страна глухих», «Небеса обетованные», «Анна Каренина», лауреат премий «Ника», «Золотой орел», «Белый слон»

Костюмы — неотъемлемая и очень важная составляющая художественной части фильма. Без нее настоящая картина существовать не может, если, конечно, это не порнофильм (там костюмы особого значения не имеют). В начале просмотра каждого фильма я прежде всего бросаюсь «шарить глазами по углам», подмечая детали. И если художественный мир достоверен, выразителен и убедителен, мне интересно смотреть дальше. Потом приходит черед костюма — схема оценки картины та же. Костюм взаимосвязан со средой, созданной художником-постановщиком. По сути, именно они вместе и создают волшебный мир. Далее идут операторское мастерство, драматургия, режиссура и наконец игра актеров. Кино — вещь, которую создают профессионалы. И если хоть одна составляющая сделана недостаточно качественно или в концептуальные профессии вмешивается хоть один дилетант — пиши пропало.

Из картин, вошедших в шорт-лист «Оскара», мне больше всего нравится «Дылда». Она умная, глубокая и сбалансированная. Продумана каждая деталь, каждое цветовое решение, включая костюмы. Из предложенных фильмов я не стану рассматривать «Джокера», потому что особыми находками в дизайне костюмов он не отличается (хотя сильный образ страшного клоуна и блестящая игра Хоакина Феникса затмевают все), и «Ирландца». Скорсезе как всегда строг, харизматичен и по костюмам абсолютно точен. Все очень убедительно, но достаточно вторично — я видел это много раз. Поэтому хочу остановиться на блестящей во всех аспектах работе Квентина Тарантино «Однажды в…Голливуде». Потрясающе, всему верю. Предметный мир завораживает, костюмы безупречны, начиная с образов хиппи, прожигателей жизни, и заканчивая замшевыми мокасинами Брэда Питта. Вопросов нет, одно восхищение. Прекрасный мир грез создан, задача решена.

Екатерина Шапкайц, художник по костюмам фильмов «Хрусталев, машину!», «Тарас Бульба», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Трудно быть Богом», «Викинг», «Союз спасения», лауреат премий «Ника», «Золотой орел»

В этом году на «Оскар» номинированы очень сильные художники, в основном принадлежащие к одному поколению. Хочется высказаться по каждому из них отдельно, так как костюмы заслуживают всяческих наград.

Так, в работе с Квентином Тарантино над фильмом «Однажды в... Голливуде» чувствуется особое удовольствие, с которым Арианна Филлипс воссоздает эпоху США конца 60-х годов. Здесь много подлинных знаковых вещей: джинсы, гавайские рубашки, а уж кожаной куртке — основе образа любого мачо того времени — художница пропела целую оду. Весь колорит картины пронизан калифорнийским солнцем, и коричнево-желтая цветовая гамма костюмов играет в этом не последнюю роль.

Действие «Джокера» происходит в большом и сером городе, враждебно настроенном по отношению к главному герою. Художник по костюмам Марк Бриджес, который, кстати, уже получал «Оскар» за работу над фильмами «Артист» и «Призрачная нить» и встречался с Хоакином Фениксом на съемках «Мастера» и «Врожденного порока», в этот раз подобрал для него одежду в глухих тонах, которую к концу сюжета сменяет более яркая и эффектная. Костюм преображает героя, он становится тем самым Джокером-злодеем, которого мы знаем по другим фильмам, Джокером-звездой, которая горит в толпе. Конечно, этот наряд — символ торжества зла и одновременно возмездия за причиненные обществом страдания — войдет в историю кино. А значит, художник, который его придумал, достоин статуэтки.

«Ирландец» — работа еще более масштабная и грандиозная, так как затрагивает события не одного, а пяти десятилетий. Здесь масса эпизодов, локаций и переодеваний героев. Каждая эпоха выдержана в единой цветовой гамме и изобилует винтажными вещами, которые Сэнди Пауэлл и Кристофер Петерсон мастерски вписали в общую канву повествования. Чувствуется трепет и внимательность к деталям, которая так свойственна английским художникам по костюмам.

Костюмы в фильме «Кролик Джоджо» — это выразительное высказывание зрелого мастера. Здесь прослеживается сатира, а иногда и сарказм. Майес С. Рубео использует театральный прием и подбирает всем персонажам фильма, за исключением еврейской девочки, вычищенные, новые, идеальные, будто бы сошедшие с плакатов костюмы. Эта работа в целом отличается от других картин Рубео: она более фантазийная, в ней видно влияние традиций европейского кино — Фолькера Шлендорфа и Райнера Вернера Фассбиндера.

Одевать «Маленьких женщин» — очередную экранизацию романа Луизы Мэй Олкотт — в этот раз доверили Жаклин Дюрран. Стоит ли говорить, что мастер одной из лучших школ костюма в кино — британской — сумела создать разные образы для четырех главных героинь, которые отличаются друг от друга и характерами, и интересами, и судьбами? Каждый сестре досталась своя цветовая гамма и силуэт. Прибавьте к этому подлинность фактур и разнообразие маленьких деталей и вы получите великолепную работу художника, историю, которая переносит вас во времена, знакомые еще по «Унесенным ветром», но рассказанную с другим британским акцентом.