Впечатления, 30 янв 2020, 18:01

Гид по фестивалю Kinotavr. Special Edition

С 30 января по 2 февраля фестиваль «Кинотавр» устраивает в Москве смотр авторского кино, объединенный названием Kinotavr. Special Edition. Рассказываем, что это, и объясняем, почему фильмы из его программы лучше не пропускать.
Читать в полной версии
(Фото: imdb)

Говоришь «Кинотавр», подразумеваешь летний Сочи, где он проходит каждый год, и программу, состоящую из работ исключительно российских режиссеров. Однако свой 31-й сезон фестиваль при поддержке онлайн-кинотеатра Okko и «КАРО. Арт» решил открыть новой специальной московской версией. Ее программу собрал кинокритик Стас Тыркин, ориентировавшийся на международную фестивальную повестку. Первый анимационный фильм уже ставшего современным классиком Юньфаня, режиссерский дебют прямиком из Судана, а также российские премьеры новых работ Терренса Малика, Хирокадзу Корээды и Роя Андерссона — вот что такое этот четырехдневный смотр, все показы которого пройдут в кинотеатре «Октябрь».

«1917» Режиссер Сэм Мендес

30 января, 20:00

В связи с именем британца Сэма Мендеса может возникнуть, что называется, облако тегов. Это и «Оскар» за дебютную «Красоту по-американски», и бондиана, и Чехов с Шекспиром на сцене лондонских театров. Новую главу своей творческой биографии Мендес решил посвятить истории из прошлого. Сюжет «1917» можно описать всего несколькими словами, а вот о его масштабном воплощении, а заодно режиссерском и операторском мастерстве хочется рассуждать значительно дольше.

Фото: imdb

«Правда» Режиссер Хирокадзу Корээда

2 февраля, 20:00

Если героями «Магазинных воришек», принесших японскому режиссеру главную Каннскую награду, были люди маленькие и незаметные, то в «Правде» на авансцену выходят персонажи совсем иного толка. Величественную и величавую Фабьенн сложно было бы не заметить даже в толпе, но что делать в толпе знаменитой актрисе. Она могла бы не забывать о правиле оставлять роль на площадке и не тащить в жизнь, но что за дело дивам до правил. И когда в гости к Фабьенн приедет ее дочь-сценарист, не менее элегантный, чем сама хозяйка, дом наполнится совсем не элегантными скандалами, потому что просто друг с другом им не было никогда. Истинно французский дуэт Катрин Денев и Жюльет Бинош, бесконечные разборки и Итан Хоук, пытающийся увернуться от всех больно бьющих слов.

Фото: L.Champoussin (c) 3B PRODUCTIONS / imdb

«Тайная жизнь» Режиссер Терренс Малик

1 февраля, 20:00

От лугов и окруживших их гор одной отдельно взятой австрийской деревеньки так и веет спокойствием и приятной прохладой. Трудись усердно, но не забывай отдыхать — примерно по таким правилам живут ее обитатели. Вернее, жили бы, как и раньше, если б не одно «но». На дворе начало 40-х, а значит, война. Мужчинам, по мнению присоединившей к себе и всю Австрию, и отдельно взятую деревеньку Германии, место теперь в боях. Однако Франц Егерштеттер согласиться с этим не может. У него жена, дочки, принципы, вера и, как следствие, никакого желания убивать тех, кого он не считает врагами. Реальная история, которую Терренс Малик положил в основу своего сценария, окончилась судом и казнью, и никаких сюрпризов в этом смысле от сюжета ждать не стоит. Гораздо больше режиссера (как, впрочем, и всегда) волнует философская сторона дела.

Фото: imdb

«О бесконечности» Режиссер Рой Андерссон

1 февраля, 17:00

Кадры и сюжеты шведского режиссера Роя Андерссона легко сравнимы с масштабными полотнами, а сам он давно окрещен критиками живописцем. Мужчины и женщины, девушки и юноши становятся его героями будто случайно, лишь на минутку, да и то почти всегда не спешат отвлечься от своих забот. Тут девочка опрыскивает вялые пожелтевшие листья цветка, пытающегося фактом своего присутствия если не украсить, то хотя бы ознаменовать вход в парикмахерскую, там люди заняли скамейку, которая утвердилась на верхушке холма, и теперь смотрят на город. Но нет ничего более поэтичного, чем повседневность, напоминает Андерссон, избравший рассказчицей Шехерезаду. Своим появлением экран она так и не почтит, зато голос ее нас не оставит.

Фото: imdb

«Тламесс» Режиссер Ала Эддин Слим

1 февраля, 16:00

Молодой усатый мужчина — солдат, от имени которого нам оставлена одна лишь первая буква С., — должен вернуться в часть после похорон матери. Планы С. на будущее, впрочем, с армией никак не связаны. Теперь он спасающийся бегством дезертир, так что частью сюжета быстро становятся впечатляющие ландшафты. И несмотря на то что сценарий предполагает появление еще одной героини, природное и чувственное продолжают превалировать над словесным.

Фото: imdb

«Ты умрешь в 20» Режиссер Амджад Абу Алала

31 января, 20:30

Появление в фестивальной программе первого фильма Амджада Абу Алалы — повод познакомиться с кинематографом Судана, тем более что предпосылки к этому основательные — в Венеции дебютант был награжден «Львом будущего». Утверждение из названия относится к только что родившемуся Музамилю, родители которого воспринимают его не иначе как пророческое. Однако выводы из сказанного они делают разные: отец уходит из семьи, а мать принимается заботиться о сыне с помноженной на страхи о будущем силой. За взрослением героя нам и предстоит следить с мыслью, что за девятнадцатым днем рождения всегда следует двадцатый.

Фото: Andolfi / imdb

«Вишневый переулок, 7» Режиссер Юньфань

31 января, 19:30

1967 год. Гонконг все больше охватывают революционные настроения, а в жизни обаятельного и начитанного студента по имени Ци Минь тоже воцаряются страсти. Решивший подработать репетитором по английскому, внезапно он оказывается в центре треугольника. Какого именно, догадаться не так уж сложно, ведь все песни по-прежнему только о любви. Гонконгский режиссер, для которого «Вишневый переулок, 7» стал первой анимационной работой, смотрит на своих героев — не исключая из их числа и сам город — с нескрываемой нежностью. Они ходят в кино, впиваясь глазами в экран, рассуждают о литературе, вздыхают и томятся. С Венецианского кинофестиваля фильм увез в сентябре приз за лучший сценарий, но не меньшего внимания, чем история, достоин каждый ее кадр. Интерьеры дома номер 7 по Черри Лейн, мягкие солнечные блики, яркие вывески, сорванные со стен плакаты — все это, как и Гонконг прошлого, прописано в лиричной (и, добавим, личной) поэме Юньфаня детально и точно. Настолько, что расставаться с этим миром не хочется вовсе.

Фото: VIFF / YouTube