Впечатления, 02 окт 2019, 12:21

Культурные события октября: куда пойти

В этом октябре в кино нас ждет комик, превратившийся в злодея с широкой улыбкой, а в театре — грустный клоун с историями о жизни, переосмысленный Юрием Бутусовым «Пер Гюнт», «Медея» нашего времени и «Дон Кихот» в хореографии Рудольфа Нуреева.
Читать в полной версии
Фото: коллаж: Лера Сноз (@lerasnoz)

«Восточный джаз / East West Jazz»

ГМИИ имени А.С. Пушкина 1 октября — 15 ноября

На территории Пушкинского музея среднеазиатские халаты и ткани встречаются с послевоенной абстрактной живописью. Первые — предмет интереса коллекционера Александра Клячина, вторая — Жана Клода Гандюра. Соединяя разные культуры, кураторы экспозиции предлагают нам пофилософствовать вместе с ними и отыскать в таком синтезе новые смыслы. Произведения из двух отечественных частных коллекций соседствуют с работами из собрания самого ГМИИ, а также парижского Центра Помпиду и французских личных коллекций, отправивших на выставку примеры творчества Александра Колдера, Джоан Митчелл, Лучо Фонтаны и других художников.

 

Фестиваль американского кино Amfest

Москва До 27 октября

Привычно масштабный фестиваль Amfest уже в 14-й раз демонстрирует своеобразие и разнообразие американского кино в диапазоне от личного, если не исповедального «Томмазо» Абеля Феррары, до тонких лиричных сюжетов про любовь. Среди последних, к примеру, «Звук тишины» Майкла Тибурски, чей герой Питер — меланхоличный одиночка в неизменно стильных пиджаках, зарабатывающий на жизнь регулировкой звуков. Обратить внимание стоит и на хит фестиваля «Сандэнс» — «Прощание» Лулу Ванг с Аквафиной в главной роли. История китайской семьи, решившей в силу обстоятельств подстроить свадьбу сына и внука, получилась смешной и трогательной одновременно и увезла из Парк-Сити приз зрительских симпатий.

«Джокер»

В прокате с 3 октября

Изрядно разочаровавшись в жизни и поняв, что ничего хорошего от этого мира ждать не стоит, тощий Джокер жутко хохочет и совсем выходит из себя. Фильм Тодда Филлипса, забравший главный приз Венецианского кинофестиваля, рассказывает, как комик по имени Артур Флек превратился в главного злодея киновселенной DC, а Хоакин Феникс в очередной раз демонстрирует свои выдающиеся актерские таланты.

«Пиковая дама»

Усадьба Гончарова — Филипповых 4, 5, 11, 12 октября

Спектаклями-променадами Москву давно не удивить, однако новых впечатлений от прогулки по усадьбе конца XVIII века этот факт не отменяет. Опера «Пиковая дама» начинает свой третий сезон, возвращая особняку привычные для него когда-то звуки музыки. Сюжет предполагает и присутствие самого Пушкина: именно он и ведет за собой зрителей по собственной повести.

«Т фестиваль». Концерт Хиблы Герзмавы

Новая Третьяковка 5 октября

Хибла Герзмава (Фото: tretyakovgallery.ru)

После закрытия музея его залы пустеют, а произведения остаются в тишине. Но и у этого правила есть исключения. При всей своей камерности собственный фестиваль Третьяковской галереи остается весьма выразительным. Серия концертов, предполагающая минимум дистанции между музыкантами и их аудиторией, продолжается сольным выступлением Хиблы Герзмавы и программой, состоящей из романсов и арий.

«Одинокий город»

Мультимедиа Арт Музей, Москва 5, 6, 12, 13, 19, 20, 26, 27 октября

Мультимедиа Арт Музей, Москва (Фото: mamm-mdf.ru/museum/info)

Этим летом стараниями режиссера Елены Ненашевой мы бродили по дорожкам резиденции «Чехов #APi», где шла «Версия Чайки» ее авторства, а в этом октябре будем исследовать этажи Мультимедиа Арт Музея. «Одинокий город» — не только книга Оливии Лэнг, в которой она соединяет рассказ о своем переезде в Нью-Йорк и буднях в городе с наблюдениями за современным искусством, но теперь еще и аудиопроменад. Поразмышлять на тему одиночества и поместить себя в музейный контекст: когда, если не осенью?

Beat Weekend

Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Новосибирск, Иркутск, Казань, Самара и другие города 9–13 октября

Фестиваль Beat Film Festival в этом году отметил 10-летие. За прошедшее время он не только заполучил статус главного в стране смотра документального кино о новой культуре, но и обзавелся региональной версией, охватившей практически всю страну. Вспоминать историю Студии 54, знакомиться с феноменом эйсид-хауса и знаменитыми берлинскими фейсконтрольщиками на этот раз будут 15 городов — от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Фестиваль моноспектаклей SOLO

Театральный центр на Страстном До 10 октября

Уже само название фестиваля Solo подсказывает, что на нем нас ждет смотр моноспектаклей. Десяток постановок включает, к примеру, «Ночные дневники» Яна Фабра в исполнении Лино Музеллы, авторский сторителлинг Марины Васильевой, решившей обратиться к сюжету «Анны Карениной», и наконец «Улыбку у подножия лестницы». Этот рассказ Генри Миллера превращает французского актера Дени Лавана в одинокого клоуна. То растрепанный, то растерянный, он рассказывает о жизни и ее смысле на фоне скромных, но выразительных декораций.

«Борис»

Музей Москвы 10–17 октября

Фото: mosmuseum.ru/events/p/boris/

Режиссер Дмитрий Крымов — известный умелец перевернуть наше представление о хорошо знакомых с детства текстах. Новую жизнь в авторском мире Крымова получали то «Бесприданница» Островского, то «Муму» Тургенева. Теперь эстафетная палочка — у пушкинского «Бориса Годунова». Во что превратится эта историческая драма, предсказать практически невозможно, но процесс погружения в site-specific спектакль точно будет увлекательным, тем более, что в роли Бориса мы увидим Тимофея Трибунцева, а в роли Марины Мнишек — Ксению Раппопорт, Викторию Исакову и Паулину Андрееву.

XIV фестиваль современного искусства «Территория»

Москва 10–24 октября

Какой он — современный театр — и кто они, главные его герои. На эти вопросы фестиваль «Территория» отвечает не первый год, исправно поставляя Москве свежие впечатления. В его программе хореографические перформансы соседствуют с оперой и драмой, а древнегреческие трагедии оказываются в контексте сегодняшнего дня. За последнее отвечает австралийский режиссер Саймон Стоун, уже успевший в минувшем сезоне покорить столицу авторским прочтением «Трех сестер» Чехова и «Йуна Габриэля Боркмана» Ибсена. Теперь очередь за «Медеей». Подаренный миру Еврипидом сюжет Стоун соединяет с реальной историей американского врача Деборы Грин, чтобы в процессе разобраться, куда и к чему ведут ревность и желание отомстить.

«Импрессионизм и испанское искусство»

Музей русского импрессионизма 10 октября — 26 января

Мариан Пиделасерра, «Желтые бани. Утреннее солнце». 1900–1901 годы (Фото: rusimp.su)

Если однажды, бродя по залам музея д’Орсе, вы размышляли о том, каким был импрессионизм в других странах, пришло время найти ответ в Музее русского импрессионизма на выставке, посвященной импрессионизму испанскому. В Москву едут произведения из 13 музеев Испании, к которым присоединятся картины из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина. Окружавший художников (среди них, к примеру, Хоакин Соролья, Сантьяго Русинтоль и Жоаким Мир) местный колорит не мог не проникнуть в их работы, рассматривать которые сумрачным московским октябрем особенно приятно.

«Машина Мюллер»

«Гоголь-центр» 13, 14 октября

С момента премьеры в марте 2016 года этот спектакль Кирилла Серебренникова идет с неизменными аншлагами. На сцене — один певец, три артиста, 18 перформеров и мир постмодерниста Хайнера Мюллера во всей его сложности. Драматург из ГДР, он сплетал давно известные сюжеты (например, «Опасные связи» Шодерло де Лакло) с собственными выразительными текстами, получая пьесы, которые театральный свет принимал с восторгом. «Машина Мюллер» объединяет дневниковые записи и переписку автора с «Гамлет-машиной» и «Квартетом». Воплощать свои замыслы в этой постановке Кирилл Серебренников доверил Александру Горчилину, Сати Спиваковой и Константину Богомолову. С последним с октября делит роль режиссер Филипп Григорьян, присоединившийся к команде спектакля.

«Пер Гюнт»

Театр имени Евгения Вахтангова 13, 26 октября

Непростая для постановщиков пьеса Генрика Ибсена превращается в сложносочиненный, помноженный на авторский мир Юрия Бутусова спектакль. Пер Гюнтов здесь двое, а вот трактовок и смешений жанров и вовсе не сосчитать. Отправляя героя по пути искушений, режиссер Бутусов привычно для себя соединяет и переворачивает времена и стили, оставляя зрителя завороженно следить за происходящим.

«Йоко Оно. Небо всегда ясное»

Московский музей современного искусства (ул. Петровка, 25) 15 октября — 24 ноября

Оказавшись на выставке Йоко Оно, можно быстро обнаружить, что отношения со зрителем у японской концептуалистки особенные. Напомнит об этом и экспозиция в Московском музее современного искусства, идейным центром которой станет серия «Инструкции». Возникшая в 60-х, она предполагает не наблюдение за произведением искусства со стороны, а, напротив, деятельное участие, принимающее форму то игры в шахматы, то возможности дорисовать начатую художницей картину.

Проект Escapism

«Цветной» (-1 этаж) До 16 октября

Композитор и музыкальный продюсер Андриеш Гандрабур предлагает хотя бы ненадолго выключить телефон и променять бесконечные социальные сети и мессенджеры на возможность побыть наедине с самим собой. Его проект Escapism носит вполне говорящее название. Остановиться, вырваться из потока и стать наблюдателем (за происходящим не столько вовне, сколько внутри) — вот что можно сделать на этой выставке в пространстве безнарративного звука.

«Василий Поленов»

Новая Третьяковка 17 октября — 16 февраля

Третьяковская галерея поздравляет Василия Поленова с юбилеем привычным для себя образом. Его 175-летие здесь отметят масштабной выставкой, которая представит творчество мастера во всей его полноте. Не только живописец, но также театральный художник и архитектор, Поленов любил поработать, что подтверждают и представленные в экспозиции произведения. Портреты, пейзажи, полотна на исторические темы, а также эскизы декораций — вот далеко не полный список того, что можно будет найти в Третьяковке.

«Мысленный волк»

В прокате с 17 октября

Сюжет нового фильма Валерии Гай Германики прост, если не сказать скуп. К матери, сбежавшей подальше от цивилизации на хутор с выразительным названием Небылое, приезжает из Петербурга дочь с маленьким сыном Васенькой. Место их встречи — сельский рейв, на котором проводит время героиня Юлии Высоцкой, мало похожая на бабушку в привычном смысле слова. Путь домой лежит через темный лес, и где и когда еще пугать историей о чудище-волке, как не там. Придуманный вроде бы для шутки, скоро он по-настоящему наведет страх на двух женщин. И хотя мать и дочь готовы объединиться перед лицом невиданной угрозы, выяснять отношения они все-таки не забывают.

Suede

«ГлавClub Green Concert» 19 октября

Группа Suede (Фото: glavclub.com/images)

По словам фронтмена Бретта Андерсона, изображать самих себя двадцатилетней давности Suede совсем не хотят. И последний альбом группы, названный музыкантами The Blue Hour, это только подтверждает. Одновременно мечтательный и злободневный, он красноречиво заявляет о том, что стоять на месте сооснователи жанра брит-поп не планируют. Понаблюдать за Suede в действии можно будет на концерте, который проходит в рамках мирового турне.

«Рабочий и колхозница»

Концертный зал «Зарядье» 19 октября

ВДНХ отмечает 80-летний юбилей и принимает поздравления. Одно из таких — опера-буфф «Рабочий и колхозница», постановку которой инициировал продюсер Павел Каплевич. Сюжет о советской скульптуре приобрел впечатляющие масштабы. Режиссером стал Евгений Кулагин, хорошо знакомый завсегдатаям «Гоголь-центра». За музыкальную часть спектакля отвечают композитор Владимир Николаев и дирижер Филипп Чижевский, за хореографию — Иван Естегнеев. От участия в проекте не удержался и лидер «Морального кодекса» Сергей Мазаев, решивший, что пришло время для дебюта в опере.

Нидерландский театр танца. Одноактные балеты

На сцене Большого театра (Новая сцена) 23, 24, 25 октября

NDT — Нидерландский театр танца — заветная аббревиатура для всех ценителей современной хореографии. В Москву NDT приезжает на фестиваль DanceInversion, в рамках которого на сцене Большого театра покажут четыре одноактных балета Кристала Пайта, Марко Гекке, Пола Лайтфута и Соль Леон.

«Варда глазами Аньес»

Центр документального кино В прокате с 24 октября

Кадр из фильма «Варда глазами Аньес» (Фото: Cine Tamaris 2018)

Взгляд Аньес Варды на жизнь в целом и кино в частности всегда был особенным. И даже если ее многочисленные фильмы прошли мимо вас, в этом легко убедиться, послушав размышления самой «бабушки французской новой волны». Такое определение — одновременно точное и очень нежное — неизменно следует за ее именем уже много лет. «Варда глазами Аньес» — калейдоскоп из выступлений, эпизодов со съемочных площадок и обычных будних дней, оказавшийся для главной его героини последним фильмом. Аньес Варда ушла из жизни в марте этого года в возрасте 90 лет, оставив нам несколько десятков своих художественных и документальных работ.

«Дон Кихот»

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко 25–28 октября

Николас Георгиадис, эскиз костюма Матадора и эскиз костюма Китри (Фото: пресс-служба)

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, который театралы привычно сокращают до лаконичного и нежного «Стасик», начал свой 101-й сезон. Первую балетную премьеру — «Дон Кихота» в редакции Рудольфа Нуреева — иначе как громкой не назвать. Нынешний худрук балетной труппы театра Лоран Илер — его ученик, так что к постановке отнесся с очевидным пиететом.

«Занос»

Театр «Практика» 30, 31 октября

Фото: praktikatheatre.ru

Владимир Сорокин — очевидный герой этой осени. Новая книга, посвященный писателю фильм, а также несколько поставленных по его текстам спектаклей — вот лишь некоторые из поводов обратиться к хоть и несколько претенциозным, но справедливым формулировкам. «Занос» в версии Юрия Квятковского и Мастерской Брусникина обещает отправить нас в мир праздно проводящей свое время элиты, стремительно (и не без последствий) теряющей связь с реальностью и сегодняшним днем.