Чем отличаются желтые бриллианты и как их выбрать
За 10 лет интерес к цветным драгоценным камням в общей сложности вырос на 70%, и 12% этого роста приходятся на последний год, утверждает Knight Frank Luxury Investment Index. Однозначные фавориты рынка цветных камней — розовые и голубые бриллианты (цены на них растут либо остаются стабильными), но с прошлой осени можно однозначно говорить о широкомасштабном — не только инвесторском, но и потребительском — буме на желтые бриллианты. Хотя, по данным Fancy Colour Research Foundation — организации, исследующей спрос и динамику цен на цветные бриллианты разных размеров и оттенков, в 2018 году желтые бриллианты в целом показали снижение на 2,1%, выросли лишь крупные, весом более 5 каратов, камни.
Основные месторождения желтых бриллиантов находятся в Африке: Анголе, Центральной Африке, Конго и Сьерра-Леоне, и именно копи этих стран первыми дали рынку камни желтого оттенка. Впоследствии желтые бриллианты были обнаружены в Бразилии, Австралии и на Борнео. Долгое время основным поставщиком качественных желтых бриллиантов на рынок (около 50%) была закрытая ныне австралийская шахта Эллендейл (оттуда происходили все ординарные желтые бриллианты Tiffany & Co). Сегодня главными поставщиками желтых бриллиантов на рынок выступают Канада и Якутия.
В конце сентября в Гонконге отечественный концерн АЛРОСА проведет второй аукцион True Colors («Настоящие цвета»). Коллекция включает около 200 фантазийных бриллиантов, среди которых особенно примечательны грушевидный камень весом 18,07 карата интенсивного оттенка и бриллиант vivid yellow массой 6,78 карата изумрудной огранки. Ровно год назад на аналогичных торгах Алроса представила беспрецедентное собрание из 250 цветных бриллиантов. Сенсацией торгов стал желтый экземпляр насыщенного цвета fancy vivid orangy yellow, уникальной чистоты VVS2 и весом 15,11 карата. Камень пробил отметку стоимости в $9 млн. Для мирового рынка его продажа стала своего рода индульгенцией на активное продвижение цветных — и преимущественно желтых — бриллиантов.
В феврале Леди Гага вышла на красную дорожку «Оскара» в знаменитом желтом бриллианте Tiffany & Co (кушон оттенка fancy yellow весит 128,54 карата). В марте на выставке Baselworld ювелирная компания Graff показала две пары часов, целиком усыпанные желтыми бриллиантами: круглые The Round Graff Fancy Vivid Yellow Diamond с 211 бриллиантами общим весом 59,25 карата и овальные Graff Fancy Vivid Yellow Diamond Watch с 60 бриллиантами общим весом 25,85 карата. Популяризацию желтых камней поддержал британский Vogue, опубликовав материал о том, как выбрать помолвочное кольцо с «нескучным» желтым бриллиантом.
Бесцветные бриллианты, конечно, всегда «главные друзья девушек» и их покупают в первую очередь. Но как только первый голод в сегменте классики утолен, клиенты начинают искать разнообразия. Сначала идут эксперименты с огранками (от круглой к кушонам и октагонам), а затем с цветом. Желтый оттенок — самый доступный из красивых цветных (мы не говорим о коричневой гамме). Стоимость карата желтого камня составляет $7–14 тыс., а розового или голубого $100–500 тыс. С увеличением каратности цена возрастает стремительно: редкость камня очень сильно влияет на его стоимость.
Настоящие натуральные желтые бриллианты, а не просто мутноватые бесцветные, встречаются в соотношении 1 на 10 тыс. камней. В зависимости от интенсивности цвета они могут быть лишь немного темнее бесцветных, а могут быть яркого, насыщенного желтого оттенка. За интенсивность желтого цвета в камне отвечает азот, вклинившийся между молекулами водорода. Самый светлый цвет, «шампань», начинается с категории «O» и «P». Топовое значение у бесцветных бриллиантов приходится на буквы D и E, после качество характеристики снижается. Значение «О» получают бесцветные камни с легкими желтыми вкраплениями — другими словами, самые светлые желтые начинаются фактически с бесцветной линии. Удивительным образом бриллианты желтого цвета маркируются по винным характеристикам — от оттенка шампанского до коньячной гаммы.
Категория fancy («фантазийный») обозначает явное присутствие желтого оттенка, а его интенсивность описывают характеристики light, intense, vivid (светлый, насыщенный, яркий). Самые продаваемые и популярные в России цвета — fancy light yellow и fancy yellow. А вот оттенки intense и vivid, которые обладают иногда даже заметным оранжевым тоном, пока недооценены. Вероятно, осторожность русских клиентов к насыщенным желтым объясняется в первую очередь не ценой (хотя они стоят дороже, чем fancy yellow и fancy light yellow), а непониманием их ценности. На неискушенный взгляд, такие камни выглядят неестественно яркими, больше похожими на желтые сапфиры, желтые бериллы или цитрины (кстати, этих желтых камней довольно много в последних коллекциях высокого ювелирного искусства). Чтобы показать разницу между оттенками, я собрала для моего ювелирного дома Darvol уникальную линию эталонов: семь бриллиантов цвета от light yellow до fancy vivid. Такой, насколько я знаю, в России нет даже у крупных геммологических центров.
По данным Fancy Colour Research Foundation, в 2018 году самый существенный рост цен, на 1,5%, показал оттенок fancy vivid, в свою очередь fancy intense вырос на 0,7%, а вот камни fancy yellow упали на 3,9%, хотя именно это хороший знак для инвесторов: покупать лучше на нижних отметках значений.