Впечатления, 24 сен, 19:12

Какой получилась выставка о Якове Чернихове в Еврейском музее

«Вселенная Якова Чернихова», один из рабочих вариантов названия выставки, не кажется чрезмерным, если представить масштаб личности героя, которого волновал обширный круг проблем. Подробнее рассказывает Евгения Гершкович
Читать в полной версии
(Фото: пресс-служба Еврейского музея)

На выставке «Яков Чернихов. Образ будущего. Архитектурные фантазии русского авангарда» в Еврейском музее и центре толерантности представлено 500 экспонатов (из РГАЛИ, Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Архитектурного благотворительного фонда им. Я. Чернихова) — архитектурные проекты, графические циклы, макеты, рукописи, фотографии, документы, личные вещи человека, чей визионерский взгляд на столетие вперед, задолго до появления поп-арта и цифровой реальности, предвосхитил развитие зодчества, урбанистики, графического веб-дизайна.

«Непонятый гений», как назвал Чернихова исследователь его творчества Дмитрий Хмельницкий, был сосредоточен на исследовании в области орнамента и супрематизма, разработке новых методов преподавания графических и пространственных дисциплин, вопросах теории конструктивизма, проектировании гражданских и промышленных зданий, создании проектно-графических сюит и архитектурных фантазий.

И может показаться странным, что результатом своей деятельности фантазер Яков Георгиевич Чернихов (1889–1951) всегда видел практический смысл.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

В пространстве фантазии

«Я нашел необходимым осуществить на практике результат «безудержного фантазирования» и посмотреть, к чему это приведет. Это настоятельное желание у меня появилось вследствие того, что я мыслил себе, что нормальный мозг человека никогда не сможет создать абсурда, как бы ни была «фантастична» архитектурная продукция зодчего». Так описывал свой метод Яков Чернихов.

Погрузить посетителя в парадоксальное пространство фантазии, в котором тот никогда не был и которое полностью сочинено, — именно такую задачу четко и определенно поставили кураторы проекта, профессор Международной академии архитектуры Андрей Чернихов и Мария Гадас, перед сценографами выставки Кириллом Ассом и Надей Корбут. И те блестяще с ней справились.

Выставка «Яков Чернихов. Образ будущего» (Фото: пресс-служба Еврейского музея)

Зритель — разумеется, не без помощи мультимедиа и анимации — в первом же зале оказывается в мире оживающих геометрических композиций, мотивы которых Яков Чернихов с необычайной виртуозностью создавал превеликое множество. Архитектура выставки отличается отсутствием замкнутых пространств. Экспозиция состоит из восьми разделов, для каждого выбран свой цвет. Пространства плавно перетекают друг в друга, замедляясь возле четырех инсталляций с интерьерами важных для Чернихова адресов, его кабинета, лаборатории в научном институте, проектной мастерской и учебного класса.

Погружение

Кураторы не закладывали в проект биографического принципа, однако первый зал под названием «Погружение» дает представление о жизненной траектории героя, рожденного в уездном Павлограде Екатеринославской губернии у не слишком удачливого в бизнесе Ровы-Акивы Моисея Фаликовича Чернихова. Он имел 11 детей и служил приемщиком посуды на казенном водочном заводе.

Интерес к искусству у Якова пробудил учитель рисования в городском училище, поклонник символизма Михаил Сапожников. Отец, не очень это поощрявший, все же отдал сына в учебу «мальчиком» в фотоателье. Фотография тогда была чуть ли не единственно доступным искусством для евреев. Но фотопечати и ретуши Якову Чернихову оказалось мало, и он твердо решил «пойти по живописи».

Яков Чернихов (Фото: пресс-служба Еврейского музея)

В 17 лет сбежал из дома в Одессу и поступил там в Императорское художественное училище им. великого князя Владимира Александровича. Имея крайне ограниченные средства, чтобы существовать, он подрабатывал биндюжником, резчиком по дереву и металлу, мастером по раскраске диапозитивов, столяром и маляром. Очень рано Чернихов начал педагогическую деятельность.

Окончив училище «по первому разряду», в 1914 году он отправляется в Петроград и поступает на живописный факультет Академии художеств, с которого довольно скоро переходит на архитектурный. Его педагогом становится тогдашний ректор академии Леонтий Николаевич Бенуа, представитель знаменитой художественный династии, чрезвычайно плодовитый проектировщик и строитель.

В той гостиной, что изображена на акварели «Интерьер мастерской» Леонтия Бенуа из частного музея Бенуа в Петербурге, Чернихов бывал неоднократно и одно время даже рядом, на Васильевском острове, снимал квартиру, чтобы иметь возможность частных встреч. Бенуа как последователь классической традиции для любимого ученика был чрезвычайно важен и дорог.

На противоположной стене висит гравюра — лист из серии «Темницы» (коллекция Инны Баженовой) итальянского мастера XVIII века Джованни Баттисты Пиранези, еще одного «собеседника» Чернихова, с которым, без сомнения, он мысленно вел диалог. Неслучайно Чернихова нередко называют советским Пиранези.

12 главных выставок осени: Малевич, Куинджи, Пивоваров и Крайний Север

Метод композиционного сочинительства

Чернихов начал преподавать в реальном училище в 1914 году, еще будучи студентом Академии художеств. Человеку фундаментального свойства, ему необходимо было все перепридумать или установить некую систему. Так был разработан и внедрен в практику метод преподавания графических, а затем и пространственных дисциплин, названный им методом композиционного сочинительства.

В основу легли супрематизм и беспредметность, ритм соотношений и асимметрия, динамика и логика конструктивизма — от органических структур до «машинных» и архитектурных.

Педагогом Чернихов был чрезвычайно увлеченным, стремящимся развить в учениках творческое начало и пристрастие к сочинительству. «Никогда не копируй там, где можешь сочинить», «Везде, всегда и всюду заменяй слово графикой». Это заветы Чернихова.

Выставка «Яков Чернихов. Образ будущего» (Фото: пресс-служба Еврейского музея)

В 1927 году им была создана Научно-исследовательская экспериментальная лаборатория архитектурных форм и методов гравирования, фактически персональная мастерская, где Чернихов работал в кругу студентов и помощников. Он был педагогом по архитектурному проектированию, строительному искусству, начертательной геометрии, черчению, каллиграфии, рисунку и разнообразным видам графики.

Никогда не копируй там, где можешь сочинить.

Яков Чернихов провел инвентаризацию существующей педагогической системы. Принципы метода композиционного сочинительства он последовательно излагает в серии трудов, опубликованных один за другим в период 1927–1931 годов. «Искусство начертания», «Основы современной архитектуры», «Орнамент. Композиционно-графические построения», «Конструкция архитектурных и машинных форм», «Архитектурные фантазии. 101 композиция» стали одновременно художественными манифестами и учебниками, не утратившими актуальность по сей день.

Каждая из книг, проиллюстрированная сотнями рисунков, задумывалась как законченное произведение книжного искусства. Многие из них есть в нынешней экспозиции.

Системы упражнений

Для учеников Чернихов изобрел также и систему конструктивистских упражнений, так называемую эксприматику, от французского глагола exprimer («выражать»).

С помощью геометрических форм эксприматика позволяла выразить конструктивную сущность предмета. Фактически разработку метода Чернихов завершил уже к 1920 году, но и позже продолжал дополнять его новыми отделами, такими как цикл под названием «Аристография», от греческого слова aristo, то есть «изящнейший», «наикрасивейший».

В этих экспрессивных многотональных графических абстракциях, в изобилии представленных на выставке, архитектор занимался этаким «композиционным построением красок» и, вступая в диалог с супрематизмом, преимущественно решал пропедевтические задачи.

Возникновению серии «Аристография» способствовала работа Чернихова в лаборатории Института Красной армии. Ее антураж воспроизводит одна из четырех инсталляций. В лаборатории Чернихов занимался, в частности, гравировкой, с помощью туши и тончайшей иглы, изображений микроорганизмов во всех подробностях.

Неслучайно здесь присутствуют многочисленные микроскопы, а рядом висит черно-белая фотография (1924) с Черниховым на рабочем месте. Увиденное в микроскоп художник превращает в композиции, напоминающие цепочки микроорганизмов.

Еще раз про Любовь: какой получилась выставка о творчестве авангардистки Поповой

Фантазии и сказки

В 1933 году Ленинградское областное отделение всесоюзного объединения «Международная книга» выпустило «Архитектурные фантазии». Издание было роскошным, на дорогой бумаге, с суперобложкой, с рисованными форзацами и шмуцтитулами.

Яков Чернихов, мечтатель от геометрии, здесь открылся как настоящий бумажный архитектор, архитектор-композитор — в многокрасочных, в полный лист, рисунках, посвященных новой эре города и индустриализации, в воображаемых пространственных композициях. В качестве стиля рисования автор избрал аксонометрическую проекцию. 101 композиция в красках, 101 архитектурная миниатюра плюс 12 шрифтовых таблиц. Эти абстракции и утопии оказались чрезвычайно действенным способом, чтобы отпустить воображение и освободить архитектора от устаревших методов.

Для пущей наглядности некоторые из композиций кураторы увеличили и в виде проекции, вырастающей и оживающей на глазах зрителя.

Выставка «Яков Чернихов. Образ будущего» (Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА ЕВРЕЙСКОГО МУЗЕЯ)

С современниками-конструктивистами у Якова Чернихова, по сути, одиночки, державшегося всегда обособленно, сложились довольно непростые отношения. В заглавии книги «Основы современной архитектуры», если собрать ее в аббревиатуру, «ОСА», Чернихов демонстративно обыгрывал название творческого центра конструктивистов «Объединение современных архитекторов», что, конечно, стало вызовом тогдашнему архитектурному сообществу.

«Беспредметный», или «аналитический» метод изучения и создания архитектурных композиций, разработанный им, принципиально не сходился с позициями ортодоксальных конструктивистов из ОСА, чья концепция опиралась на «функциональный» метод.

Однако не только поисками в области современной архитектуры занимался Чернихов. Его волновали стили прошлого, древний Вавилон, старая Италия, древнерусское зодчество.

Выставка «Яков Чернихов. Образ будущего» (Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА ЕВРЕЙСКОГО МУЗЕЯ)

Появление листов из серии «Архитектурные сказки», очень небольших композиций, абсолютных фантазий, внук Чернихова Андрей, куратор нынешнего проекта, связывает с детскими воспоминаниями деда о Павлограде, где было много пещер, гротов и подземных галерей и где мальчишкой тот прятался с друзьями. Конечно, и спустя годы эти загадочные пространства, их сумрак и косой свет Чернихов не забыл. И во снах наяву, «воспоминаниях о будущем», художник особенно близок Пиранези. Его фантазия проникала в глубочайшие пласты архитектурного творчества забытых и полузабытых народов и, возможно, на фоне изменившейся социально-политической ситуации 1930-х годов стремилась подальше уйти от реальности.

С конструктивизмом, новаторством и авангардом было покончено, сменилась парадигма, был провозглашен принципиально новый подход в идеологии архитектуры. Яков Чернихов, как и многие коллеги, подвергся жестокой критике. Его книги изымались из библиотек, уже подготовленные к печати труды не издавались. Появилось унизительное понятие «черниховщина» как показатель активизации буржуазно-обывательских тенденций в архитектуре.

Под тяжестью обстоятельств, в попытке отстоять право на собственный голос Яков Георгиевич написал письмо Сталину. К счастью, оно осталось неотправленным.

Какой получилась выставка «Танец ХХ века» в Еврейском музее

Не только «Красный гвоздильщик»

О Чернихове-практике принято говорить с некоторым грустным почтением как об авторе единственной постройки. Работая в тресте «Ленинградстрой», куда входило предприятие «Красный гвоздильщик», в 1930–1931 годах Чернихов проектирует канатный цех с водонапорной башней, ставшей ярким примером промышленной архитектуры Ленинграда эпохи конструктивизма. Макет с вертикалью, противопоставленной горизонтали корпуса, вошел в экспозицию.

Выставка «Яков Чернихов. Образ будущего» (Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА ЕВРЕЙСКОГО МУЗЕЯ)

Именно к «Красному гвоздильщику» Заха Хадид первым делом попросила ее отвезти в 2004 году, когда приехала в Санкт-Петербург на вручение Притцкеровской премии.

О других постройках Чернихова известно меньше, хотя в мемуарах сам он упоминал, что за время службы в разных проектных институтах с 1927 по 1936 год выполнил «свыше 60 объектов — жилых, учебных, транспортных, металлообрабатывающих, химических, общественных и прочих сооружений. Большинство из них осуществлено в натуре». В их числе — Невский химический завод и цеха Ленинградского карбюраторно-арматурного завода.

Маскировка и шрифты

В годы войны по заказу Наркомата обороны СССР Яков Чернихов трудился над научной работой «Военная маскировка». Она предназначалась для военных учебных заведений и сопровождалась цветными композициями, скорее напоминающими абстрактную живопись.

Можно видеть, насколько художник был свободен, высказываясь даже в такой теме. К сожалению, большинство листов цикла «Военная маскировка» были похищены из РГАЛИ. В распоряжении Еврейского музея оказалось две работы из Фонда Я. Чернихова, которые и представлены на выставке.

Еще в раннюю пору своего творчества Яков Чернихов начал исследовать искусство шрифта, составлял таблицы написания латинских, греческих, финикийских, арабских букв. В 1945 году он вновь взялся за научное исследование, обещавшее стать пособием для архитекторов по правилам воспроизведения шрифтов и букв.

Этот неутомимый человек собирал материалы по русской тайнописи, иберийскому, грузинскому, сирийскому, иудейскому, бирманскому и тибетскому алфавитам, персидской клинописи, египетскому демотическому и кипрскому слоговому письму и удивительному по красоте эфиопскому силлабическому письму. Чернихов пытался разработать некую матрицу, единый метод, благодаря которому графические дизайнеры смогли бы выстраивать шрифт независимо от языка. К шрифту он подходил как к архитектуре с присущими ей законами архитектоники. Увы, книга «Построение шрифтов» увидела свет в 1958 году — уже после кончины автора.

Выставку завершает фильм, посвященный работам современных архитекторов, кино и видеоиграм, где в жизнь воплотились величайшие прогнозы Чернихова, предвосхитившего будущее и почти столетие назад уверенно строящего виртуальное пространство при полном отсутствии границ.

Выставка «Яков Чернихов. Образ будущего. Архитектурные фантазии русского авангарда» проходит в Еврейском музее и центре толерантности до 11 января.