Супергеройское кино: чем так хорош фильм «Папа умер в субботу»
На большие экраны выходит «Папа умер в субботу» — очень камерная, но цепкая драма про проработку старых семейных травм, у которой, несмотря на всю серьезность темы, получается быть еще и смешной.
30-летняя Айко (Лаура Турсунканова), давно переехавшая из родного казахского аула в Москву, получает новость о смерти отца. «Я супергерой», — повторяет она со слезами, как мантру, положив трубку и смотря на себя в зеркало. Совсем скоро мы узнаем, что в детстве отец абьюзил Айко и отъезд из дома был для нее способом убежать и попытаться забыть. Нехотя, впервые за много лет, отправившись домой на похороны, она встречает там целый конгломерат родственников — в том числе новую семью отца, с которой он — внезапно — был зайкой. И в этот момент у Айко, конечно, возникает диссонанс.
Да и в целом зимний полусельский Казахстан встречает ее с прохладцей. В доме собираются три жены покойника (одна из которых — мать Айко) и с десяток других родственников самого разного возраста (вторую по счету жену играет прекрасная актриса Самал Еслямова, получившая несколько лет назад приз за лучшую женскую роль в Каннах). Динамика отношений семьи с Айко благожелательная далеко не всегда. Сначала главная героиня пытается отстраниться от архаичных семейных традиций и ведет себя резко — детские травмы так просто не забыть. Но потом во всех смыслах слова заземляется и постепенно движется к принятию не только своей семьи, но и самой себя.
Режиссер «Папы» Зака Абдрахманова — дебютантка в игровом кино, однако за ее плечами три ярких документальных проекта, а также соавторство сценария замечательных «Пингвинов моей мамы» вместе с Наталией Мещаниновой и участие в разработке «Снегиря» Бориса Хлебникова. Поэтому, несмотря на дебют, «Папа» снят уверенной и даже опытной рукой, с идеально выдержанным балансом авторского и зрительского, грустного и смешного — с шутками про «Дневник памяти», казахские гастрономические догмы («Представляешь, если бы все казахи вдруг стали вегетарианцами?») и нескольких жен, собравшихся за одним столом. Есть здесь и небольшая романтическая линия — с участием трогательного односельчанина по имени Даник (какая же потрясающая у него челка!), который влюблен в Айко еще со школы и надеется получить взаимность, очень робко ухаживая.
Хлебников, кстати, выступил художественным руководителем картины. Представляя ее на фестивале «Маяк» (где она получила приз за лучший дебют), Абдрахманова отметила, что история в картине отчасти автобиографичная. Но режиссер — и это большой плюс для фильма — не выкручивает переключатель жалости на максимум, а выбирает намного более мудрый путь: мы до конца даже не узнаем, что именно произошло в детстве Айко и так травмировало ее. Ведь это прошлое, а разобраться с настоящим куда важнее.
Видно, что это очень не задорого снятое кино, но из визуально простой истории Абдрахманова умудряется выжать эмоциональный максимум. Это картина не только о личных, но косвенно и о военных травмах (отец был ветераном одной из войн, и его парадные фотографии — обязательно в форме). О силе традиций, которые не сломить ничем, — все старшие родственники по-прежнему живут в парадигме «А что подумают люди?». А еще это кино о смерти, поразительным образом наполненное витальностью, — ведь именно в сохранении многовековых традиций и передаче их из поколения в поколение и кроется жизнь.
На протяжении времени, проведенного в семейном доме, Айко примиряется с собой — и к финалу делает уже не как было бы правильно, а как чувствует она сама. Вынесенное в название слово «папа» (а не «отец») — еще один показатель того, что боль прошлого — хотя бы отчасти — осталась позади. И это кино, проводящее зрителя через процесс примирения и неназидательно учащее ему, — полноценный полуторачасовой сеанс психотерапии, который подсластит каждому желающему его пройти тяжесть невыносимо легкого бытия.