Неочевидные пересечения и любопытные сближения: культурная афиша июля
Театральный фестиваль «Толстой»
5 — 7 июля Музей-усадьба «Ясная Поляна»
В этом году «Воскресение», последний роман Льва Толстого, празднует 125-летие выхода в свет и забирает эстафетную палочку у «Анны Карениной», в прошлом году отметившей 150-летие с момента начала работы над текстом. Театральный фестиваль «Толстой», который проходит в фамильных яснополянских угодьях, центральным событием своей программы выбрал одноименный спектакль — «Воскресение» Александринского театра в постановке главного режиссера Никиты Кобелева. Сцена в поле готовится наполнить сюжет новыми смыслами и контекстами (закат, пение цикад, ветер — все это, как принято на фестивале, станет своеобразной рамкой), а программа, помимо центрального события, готовит немало чудес: от фортепианного концерта пианиста Риада Маммадова прямо на усадебном пруду до спектакля-прогулки по пасеке «Пчеловод».
«Объясни мне, любовь»
В прокате с 4 июля
Режиссер-классик Маргарет фон Тротта, в своей фильмографии внимательно и чутко наблюдающая за женщинами в жизни и искусстве, рассказывает новую историю. На этот раз она посвящена австрийской писательнице и поэтессе Ингеборг Бахман, чей роман со швейцарским драматургом и писателем Максом Фришем и лечит, и калечит свободолюбивую женщину (ее роль — новая профессиональная удача и победа актрисы Вики Крипс). Пристальный взгляд на одну из глав двух творческих биографий — и страсть, кипящая не только в строках, но и в отношениях людей, привыкших проводить время в компании печатной машинки.
«Неочевидные пересечения»
до 1 сентября Центр современного искусства AZ/ART
Музей AZ (Анатолия Зверева), появившийся в городе стараниями меценатки Наталии Опалевой, открыл новое пространство — центр современного искусства AZ/ART. Первой его выставкой стало размышление о соединенности живописи и музыки, придуманное и подготовленное музеем вместе с фондом Николая Каретникова. «Неочевидные пересечения» — это поиски параллелей и соединений на холстах и в нотах, а список имен, представленных в этой живописно-музыкальной экспозиции, соединяет Юрия Злотникова, Льва Кропивницкого, Лидию Мастеркову, Владимира Немухина, Евгения Михнова-Войтенко и Николая Каретникова, Софию Губайдулину, Галину Уствольскую, Альфреда Шнитке, а также других художников и композиторов «второго авангарда». Учитывая, что размышления о пересечениях происходят в залах исторического здания XVII века, смотреть тривиально на вещи новый центр современного искусства не собирается.
«Выкса-фестиваль»
12 — 14 июля Выкса
«Вы откуда и куда?» — спрашивает «Выкса-фестиваль», продолжающий свои исследования идентичности крошечного городка в Нижегородской области и его жителей. Миру культуры они знакомы давно и хорошо, каждый год фестиваль являет миру все новые плоды творческих поисков. На этот раз их возглавляет журналист и критик Юрий Сапрыкин, занявший должность главного редактора фестиваля. В программе, как и принято, неожиданные соединения, приметы времени и места в компании музыкантов и композиторов (среди них, например, Хаски, Алексей Ретинский, Настасья Хрущева, Петр Айду, Intrada, «Персимфанс»), режиссеров и драматургов (Андрей Родионов, Екатерина Троепольская, Елизавета Мороз, Валерий Печейкин, Борис Павлович, Александр Горчилин) и, разумеется, самих выксунцев.
«Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко»
до 15 сентября ГМИИ имени А.С. Пушкина
В Вечном городе можно найти памятники самых разных времен и эпох. Они составляют единый ансамбль, пока сегодняшний Рим продолжает бежать, спешить или, напротив, замирать в неге и попытках укрыться от палящего солнца. Большая выставка Пушкинского музея обращается к этому обиталищу историй и легенд, и его традициям и к архитектурному наследию. Город как произведение искусства и три его времени: античность, возрождение, барокко, — становятся предметом пристального внимания кураторов, а выставка — своеобразным билетом в эти эпохи.
Питчинг Мастерской Брусникина
14 июля Театральный центр «На Плющихе»
Питчинг этого независимого театра уже стал традицией, а вместе с тем возможностью для зрителя увидеть то, что обычно от его взора скрыто: начало и процесс, а не результат работы. Читки пьес, эскизы спектаклей, череда тем и жанров, волнующих молодых режиссеров. Среди них, например, поэтический стендап для подростков, документальная опера, основанная на архивных делах о раскулачивании, музыкальная сказка и психоделическая притча в ритме джаза.
Летний фестиваль Pianissimo
8 июля — 16 августа Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород
Фортепианный фестиваль Pianissimo продолжает свои музыкальные прогулки и экспедиции и открывает летний сезон. Начало положит сольный концерт пианиста Дмитрия Шишкина в Эрмитаже, который продолжится выступлениями Джана Сарача, Матиаса Куэваса и череды нового поколения пианистов со всего мира. Уже традиционно помимо Эрмитажа фестивальными площадками станут Дом культуры «ГЭС-2» в Москве и концертный Пакгауз в Нижнем Новгороде, так что помимо программ можно будет оценить и летние закаты, которые явно станут контекстом фестивальных концертов, ведь вместо задника сцены в этих залах — прозрачное стекло, позволяющее размышлять о «здесь» и «там».
«Истоки советской фотографии. 1920–1930-е годы»
5 июля — 29 сентября Еврейский музей и центр толерантности
«Скрытая перспектива» — так называется ежегодный летний фестиваль фотографии, который Еврейский музей и центр толерантности начинает выставкой «Истоки советской фотографии», подготовленной вместе с галереей «Люмьер». Именно из коллекции галереи и сложилась экспозиция, в которую вошли произведения классиков: Аркадия Шайхета, Якова Халипа, Эммануила Евзерихина, Наума Грановского и других. Всем им были свойственны смелые эксперименты, так что выставка — еще и погружение в мир творческих открытий.
«Суздаль. Портрет»
до 31 августа МИРА центр, Суздаль
Художница Ирина Затуловская, налюбовавшись по приглашению МИРА центра просторами и пейзажами, открывающимися из окон творческой резиденции в селе Кидекша, вернулась в Суздаль с проектом о городе и людях в нем. Под кураторством Марины Лошак сложился проект, который оказывается гораздо шире, чем просто выставка. Это не только исследование Суздаля, города с тысячелетней историей, но попытка задуматься о людях, их чувствах и историях, ведь именно из них и складывается портрет местности. Как и всегда в таких случаях, это не монолог, но разговор, который выходит за пределы выставочного пространства МИРА центра, захватывая самые разные точки на карте города, включая, разумеется, и Суздальский кремль.