«Министерство хороших матерей» и «Холопы»: что смотреть в театре в мае
С уходом из театральных афиш больших зарубежных фестивалей и гастролей, отъездом знаковых режиссеров и изменениями в труппах, многим стало сложнее разобраться, за кем следить и на какие спектакли ходить. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и наряду с большими именами, небольшие с точки зрения пространства, но не смысла, проекты продолжают работать и ищут новый язык и формы в новых условиях. Отчетливо выделяются две тенденции, которые преобладают сегодня и на которые имеет смысл обратить пристальное внимание тем, кто находится в поиске некого комментария к окружающей действительности — это документальный театр и обращение к событиям прошлого, без понимания которого, как известно, невозможно будущее.
— МОСКВА —
«Мой брат умер»
По сценарию Алексея Балабанова
«Новое пространство Театра наций» 7, 8 мая
Фигура Алексея Балабанова в последние годы в массовой культуре стала знаковой. Один из примеров переосмысления творческого наследия кинорежиссера можно увидеть в «Новом пространстве Театра наций». «Мой брат умер» — это последняя работа Алексея Балабанова, сценарий он дописал за три дня до смерти. В основе сюжета лежит мотив слепоты и прозрения, а сама история разворачивается вокруг аномалии — главный герой родился с четырьмя глазами. Обычно под балабановщиной имеют в виду темную сторону российской действительности (краеугольными камнями этого восприятия стали фильмы «Брат» и «Груз 200»), но поздний Балабанов, как в своем последнем фильме «Я тоже хочу», так и в последнем сценарии, уходит в мистический реализм, где ведущей становится тема духовного пути. Один из самых тревожных и авангардных исполнителей российской музыкальной сцены, фронтмен группы Shortparis Николай Комягин, написал музыку для этого проекта и в конце выходит на сцену со словами «Не по нам поют сегодня ангелы».
«Неснятые сценарии»
Серия читок, художественный руководитель — Александр Горчилин
Центр «Зотов» С апреля по декабрь
В центре «Зотов» запустили новый театральный проект — читки редких неснятых киносценариев. В программе заявлены тексты Андрея Тарковского, Элема Климова, Ларисы Шепитько, Алексея Балабанова. Сценарии специально искали в семейных архивах. Художественный руководитель проекта — Александр Горчилин, часть читок он ставит сам, но будут и другие режиссеры, среди которых Андрей Гордин, Савва Савельев, Александр Алябьев и другие.
Гастроли театра MOÑ из Казани
Два спектакля о приключениях в поисках собственной идентичности от независимой театральной площадки MOÑ из Казани
Дом культуры «ГЭС-2» 10–12 мая
В мае на площадке «ГЭС-2» пройдут гастроли театра MOÑ из Казани. Это один из самых аутентичных театров в России, который системно занимается развитием татарской культуры и об этом говорит с современным зрителем на его языке. В спектаклях театра эксперимент соединяется с чуткостью по отношению к обществу и вдумчивым прочтением народной мифологии. Сейчас MOÑ везет в Москву два спектакля — «Диалог» и «Белый волк», которые объединяет тема поиска собственной идентичности.
«Хиросима»
«Дочери Сосо»
Пространство «Внутри» 10 мая
В 1946 году, спустя год после взрыва в Хиросиме, в журнале The New Yorker был опубликован репортаж Джона Херси. Он поговорил с выжившими после атомного взрыва и опубликовал свои записи — это документальное свидетельство легло в основу спектакля. «Хиросима» — первая работа проекта «Дочери Сосо», поставленная приглашенным режиссером (им стал Александр Плотников). Какой этот мир, где трагедия уже случилась и что за чертой трагического «после»? Об этом важно думать и говорить, чтобы видеть не только зло, но и лучшее из того, что есть в людях. Это минималистичная по форме работа, в которой визуальная тишина противопоставлена величине смысла. В этом спектакле главное — то же, что и в молитве: вера, сострадание и любовь.
«Министерство хороших матерей»
Режиссер Ирина Смирнова
«Театр.doc» 14 мая
Знаковые русские писатели XX и начала XXI века работали с жанром антиутопии. Одним из первых текстов в этом жанре, сыгравших важную роль в мировой литературе в целом, стал роман Евгения Замятина «Мы». Через антиутопию описывали миры Стругацкие, Сорокин, Пелевин. Пьеса Екатерины Гуземы «Министерство хороших матерей», которая легла в основу нового спектакля в «Театре.doc», — еще одна русская антиутопия. По сюжету главная героиня Клава хочет родить ребенка, тогда как в мире этого спектакля запланированные демографические показатели перевыполнены, а Министерство по предупреждению рождаемости и контролю популяции отучает женщин хотеть детей и обучает девочек бояться материнства, но Клава с этим не согласна и идет против системы.
«Как вам это понравится?»
Спектакль Юрия Муравицкого
МХТ им. Чехова 19 мая и 16 июня
Почти всем знакома фраза «Весь мир — театр», кто-то знает, что эти слова принадлежат Шекспиру, и некоторым известно, что это цитата из пьесы «Как вам это понравится». Постановка Юрия Муравицкого в МХТ им. Чехова — это пример спектакля, в котором предметный мир строится на высокой степени условности. Здесь панк-культура соединена с визуальными цитатами из костюмированной драмы и создано сценическое пространство для игр, в которые играют люди. Сам режиссер говорит о том, что это история о стремлении человека к счастью, отчасти даже безумном. И действительно, в сегодняшнее время «счастье» стало настолько общим местом, что это один из самых частых сценариев в социальных сетях и рекламных кампаниях, а люди, кажется, наделили этот образ таким количеством фантазий, что потеряли связь с реальностью, как и герои этого спектакля.
«Отцы и дети»
Спектакль Семена Серзина
Основная сцена Театра наций 20 мая и 21 мая
Режиссер Семен Серзин хорошо известен петербургской аудитории — там, после окончания театрального вуза на курсе у Вениамина Фильштинского, он ставил свои первые спектакли в «Этюд-театре», затем создал независимое объединение «Невидимый театр». Параллельно с этим Серзин выпускал спектакли на разных сценах и в разных городах, включая Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Казань. В Москве до премьеры в Театре наций Серзин ставил на четырех площадках: в «Боярских палатах» (2014), в Театре им. Пушкина (2017, 2018, 2019), в Community stage (2019) и в «Гоголь-центре» (2020). Кроме того, он режиссер трех фильмов — «Человек из Подольска» (2020), «Похожий человек» (2022), «Рыжий» (2023). В спектакле для Театра наций Серзин говорит на тему отцов и детей, интерпретируя тургеневский сюжет с точки зрения времени, из которого пришло его поколение, — перестройки. В постановке используются фрагменты из «Ассы» Сергея Соловьева и «Легко ли быть молодым?» Юриса Подниекса, а также интервью с музыкантами Александром Башлачевым и Егором Летовым.
«Действие третье»
Драмкружок, посвященный культуре и историям сообщества глухих
«ГЭС-2» Итоговый показ и премьера 26 мая
С момента открытия Дом культуры «ГЭС-2» стратегически занимается работой с городскими сообществами, чтобы создать условия для возникновения горизонтальных связей. В числе таких проектов — лаборатория «Действие третье», посвященная культуре и историям глухих, которая выросла из документального спектакля «Муму» и кружка «Второе действие». Суть проекта в переработке личных историй и жизненных ситуаций через форму театра, а на первый план в этом подходе выходит искренность и сопереживание участников, творческой группы проекта и зрителей в том числе. Премьера запланирована на конец мая. До этого к проекту могут присоединиться глухие, слабослышащие, CODA-подростки и молодые люди от 14 лет, а также начинающие актеры, но профессиональный актерский опыт для участия необязателен.
«Мамлеев»
Премьера психоделической оперы по рассказам Юрия Мамлеева
Мастерская Брусникина 31 мая в театре «Практика»
Мастерская Брусникина готовит к премьере психоделическую оперу «Мамлеев». Ее ставит недавний выпускник Андрея Могучего — режиссер Арсений Мещеряков. Литературной основой спектакля стали тексты Юрия Мамлеева, писателя, драматурга, поэта и философа, основателя литературного течения «метафизический реализм» и философской доктрины вечной России. Авторы спектакля ставят вопросы о поиске себя, природе чувств и природе человека.
«Корсар» и другие в кино
Возможность увидеть то, что уже не идет на сцене
Ул. Новый Арбат, 24, и другие адреса
В сети кинотеатров «Каро.Арт» есть программа «Театр», где теперь показывают не только зарубежные спектакли, но и работы русских режиссеров, которые больше не идут в репертуаре: Юхананова, Додина, Писарева и других. Недавняя премьера — балет «Корсар» Татарского театра оперы и балета, который идет в кинотеатрах в апреле.
— САНКТ-ПЕТЕРБУРГ —
«Холопы»
Спектакль Андрея Могучего
БДТ 26, 27, 28 апреля, 24, 25, 26 мая и 4, 5 июня
На спектакль «Холопы» билеты не достать, но обойти внимаем его невозможно, о чем косвенно говорит зрительский спрос. Могучий уже выпускал на сцене БДТ спектакли с архетипическими сюжетами о жизни русского человека — «Губернатор» по рассказу Леонида Андреева (2017) и «Материнское сердце» по рассказу Василия Шукшина (2022). Это спектакли, где через частную историю, будь то дворянская семья Плавутиных-Плавунцовых, как в «Холопах», или история простой русской женщины Авдотьи Громовой, как в «Материнском сердце», показана вся страна с ее болью и притчевостью.
«Воскресение»
Первая премьера Никиты Кобелева в Александринском театре в статусе главного режиссера
Александринский театр 17, 18 мая и 5, 6, 7 июня
Два года назад Кобелев дебютировал на сцене Александринки со спектаклем «Тварь» по пьесе Валерия Семеновского (на основе романа «Мелкий бес» Сологуба). По сути, больше двух веков назад Толстой описал совершение зла и его искупление, показывая и соединяя две крайности русской социальной жизни. С текстом романа Никита Кобелев работает через интерпретацию и показывает персонажей с точки зрения сегодняшнего времени: главный герой, напоминающий персонажа «Духless», пытается исправить то, что исправить невозможно, но в итоге приходит к гуманистическим ценностям.
«Мейерхольд. Чужой театр»
Режиссер — Валерий Фокин
Новая сцена Александринского театра 14, 15 мая, 5, 6 июня
Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра и режиссер, многое сделал для изучения наследия Всеволода Мейерхольда. Метод Мейерхольда концептуально противопоставлен системе Станиславского как игровой, острохарактерный, антипсихологический. Это второй путь, по которому мог бы развиваться русский театр, если бы история распорядилась иначе: упоминание имени Мейерхольда было запрещено, его творчество полностью изъяли из истории культуры, хотя в некотором смысле его дело продолжали и в советское время ученики — Юткевич, Эйзенштейн и другие. Спектакль приурочен к 150-летию со дня рождения режиссера. По сути, Фокин работает со свидетельским театром, воспроизводя коллективное осуждение режиссера его же труппой.
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы»
Режиссер — Галина Зальцман
Театр на Васильевском 12 мая и 15 июня
Текст «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — это канонический пример театра абсурда, созданный Томом Стоппардом в 1960-е годы, тогда же перевод пьесы на русский язык сделал Иосиф Бродский. Спектакль строится на приеме «театр в театре», где условные герои шекспировского времени смотрят спектакль в зале, а на сцене актеры разыгрывают спектакль в привычных для нашего времени костюмах. Режиссер Галина Зальцман говорит, что ей хотелось раскрыть тему столкновения «маленьких людей» и системы.