Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов
Мировые тренды и российская статистика
В мире ведущими отраслями, где распространена дистанционная работа, по данным Forbes, остаются IT и компьютерные технологии, среди других выделяются маркетинг, бухгалтерский учет, финансы и управление проектами. Наблюдается рост объемов дистанционной работы у медиков, особенно в связи с развитием телемедицины. В сфере HR и рекрутинга также наблюдается переход на виртуальные инструменты. 39% работников в возрасте 24–35 лет на Западе работают полностью дистанционно.
В России 40% вакансий в IT приходится на удаленных сотрудников, пишут «Ведомости». По данным на июль 2022 года, удаленно работали 10% россиян.
Эффективность на удаленке
Пока не появилось исследований по единственной методологии, но сразу в нескольких областях, которые могли бы дать однозначный ответ. Кто-то считает число часов за работой (а работать можно и 16 часов, но вяло, и пять, но суперпродуктивно), кто-то — число строк написанного программистом кода, кто-то — количество сделанных звонков, а кто-то — итоговое число продаж после обзвона. Другие же и вовсе при оценке продуктивности ограничиваются опросом руководителей и коллег, при котором мнение может быть субъективным.
Одно исследование, проведенное Стэнфордским университетом, показало, что полностью удаленная работа связана с падением продуктивности на 10%, а вот гибридный график не оказывает влияния на продуктивность. Однако продуктивность при работе из дома может и увеличиться за счет более спокойной рабочей среды и меньшего количества перерывов и больничных.
Счастливые люди лучше работают
Первые полгода адаптации к домашнему режиму работы могут быть сложными. Однако после того, как новая рутина налажена, производительность и настроение как правило идут вверх. Исследования говорят, что сотрудники, работающие исключительно из дома, в среднем на 20% счастливее, чем те, кто не имеет такой возможности. Счастье, в свою очередь, может значительно повысить результаты компании: у счастливых людей продажи увеличиваются на 37%, производительность — на 31%, а точность выполнения задач — на 19%.
Трудности дистанционной работы
В прекрасном новом мире удаленной работы не всегда солнечно. Несмотря на гибкость и комфорт, части сотрудникам она дается тяжело.
1. Цифровая усталость
69% дистанционных работников испытывают усталость от цифровых коммуникаций — так называемую Zoom-усталость. Среди ее основных причин, например, чрезмерный зрительный контакт с другим человеком крупным планом. Такой продолжительный визуальный контакт может восприниматься как чересчур интенсивный и привести к ощущению чрезмерной стимуляции и даже стресса.
Еще одна причина Zoom-усталости — постоянное наблюдение за своим отражением. Видеочаты позволяют нам видеть себя в реальном времени. Это может утомлять и повышать беспокойство по поводу того, как мы выглядим в глазах других.
К этому добавляется более высокая когнитивная нагрузка. В видеочатах человеку приходится усерднее работать над обработкой невербальных сигналов, таких как выражение лица, тон и высота голоса, а также язык тела. Уделять больше внимания этому требует много энергии. Как и решение технических проблем. Задержки соединения, проблем со звуком, устранение неполадок, регулирование различных настроек могут прерывать поток общения и требовать дополнительных усилий, что способствует утомлению.
Наконец, видеозвонки требуют сидения перед камерой, что может значительно ограничить естественные движения, которые обычно совершаются во время личных встреч или телефонных разговоров.
2. Разобщенность
Кроме цифровой усталости, еще одна важная особенность работы из дома — разобщенность. 53% удаленных сотрудников говорят, что им трудно наладить связь с коллегами при дистанционной работе. Утренний и вечерний проход через офис, приветствия, те самые разговоры у кулера, живые планерки, не говоря уже о совместных обедах и перекусах, помогают поддерживать привычное общение и чувствовать, что ты работаешь с людьми, а не с функциями.
Это важно не только тогда, когда речь идет о бизнес-процессах, но и о нашем настроении. У постоянно занятых просто не хватает времени на то, чтобы добирать человеческое общение и находить друзей за пределами работы. Отсюда чувство одиночества, неуверенность в своих силах и социальная тревожность.
Как повысить качество работы и жизни на удаленке
1. Создайте свое рабочее место
Это место должно плотно ассоциироваться с работой. Психологически отделив рабочее пространство и время от остального дома и своих бытовых дел и обязанностей, вы сможете легче переключаться из режима «дом» в режим «работа» и обратно. Вам должно быть удобно. Идеально, если в этом месте будет много дневного света и мало визуальных помех (если дома много беспорядка и ничего с этим не поделать, сидите к нему спиной). Наушники с шумоподавлением помогут сфокусировать внимание.
2. Ограничьте другие отвлекающие факторы
Уведомления на телефоне или почтовый ящик могут серьезно отвлекать. Попробуйте выделить четкое время для проверки электронной почты и социальных сетей, чтобы не отвлекаться в течение дня.
3. Следуйте четкому расписанию
Понятно, что часто работа может заставлять засиживаться лишние часы, но пусть это будет скорее исключением, чем правилом. \Распорядок дня помогает поддерживать продуктивность. Начинайте свой рабочий день в одно и то же время, делайте перерывы и заканчивайте работу тоже «по звонку». Помните, что перерывы действительно важны.
4. Определите цели на день
Утром или в конце предыдущего рабочего дня составьте список задач на следующий день. Это поможет вам оставаться сосредоточенным и эффективным.
5. Установите границы с домочадцами
Поговорите со своей семьей или соседями о вашем расписании. Скажите, в какие часы вас лучше вообще не трогать, когда можно задать пару вопросов, а когда вы свободны.
6. Поддерживайте связь с коллегами
По возможности устаивайте живые встречи раз не делю или хотя бы в месяц. В зависимости от общей культуры и ценностей, это могут быть как рабочие собрания с последующими вылазками в бар, так и утренние пробежки, встреча в вашем книжном клубе с бизнес-литературой или поздние завтраки в воскресенье. Если встретиться лично невозможно, устраивайте кофе-брейки по видео. Дополнительный рабочий чат с мемами или интересными ссылками тоже может сблизить.
7. Заботьтесь о своем здоровье
Регулярные физические упражнения, забота о том, чтобы не пропускать завтрак, обед и ужин, налаженный режим с 7+ часами сна крайне важны. Настройте умные часы, чтобы они напоминали вам вставать и разминаться пару минут раз в час. Попробуйте работать за высоким столом стоя. Совмещайте аудиозвонки с прогулками на свежем воздухе. Поставьте на рабочий стол бутылку с водой, чтобы не забывать пополнять запас жидкости в организме.
8. Используйте сервисы для повышения эффективности
Существует множество платных приложений в и бесплатных сайтов, которые помогают организовать рабочий процесс. Начиная от умных календарей и таймера для работы по методу «помодоро» до приложения с AI-музыкой, составленной специально под ваш биоритм и повышающей продуктивность, например, Endel. Попробуйте разное и найдите то, что лучше всего подходит вам.
9. Заведите хобби
Режим «работа — еда — сериал — сон — повторить» ведет к депрессии, особенно если все время оставаться дома и не получать новые впечатления от общения с людьми в реальных обстоятельствах. Позаботьтесь о том, чтобы найти увлечение, которое сможет переключить ваше внимание с деловой активности на личную. Желательно, чтобы оно было поводом выйти из дома и пообщаться с другими людьми. Спортивные секции в этом плане идеальны, но подойдут и танцы, концерты, бердвотчинг и куча вещей, о которых вы может быть еще даже и не знаете. Пришло время их изучить.