Кинофестиваль в Эль-Гуне — 2023: временное счастье победителей
Эль-Гуна — шикарный курорт на Красном море, удобно расположившийся на противоположном берегу от любимого российскими туристами Шарм-Эль-Шейха. Проводящийся здесь кинофестиваль за короткое время сумел стать плацдармом для ежегодных рандеву кинопрофессионалов из многих стран мира, озабоченных пропагандой и продвижением бурно развивающегося кино арабского региона. Девиз фестиваля «Кино за гуманизм» отвечает устремлениям прогрессивной арабской общественности — создать здесь атмосферу взаимопонимания между представителями разных культур (что в наши неспокойные времена особенно непросто и ценно), вписать арабский мир в глобальный контекст, помочь интеграции кинематографа арабских стран в мировой кинопроцесс.
Финансирует фестиваль египетский миллиардер Нагиб Савирис при участии нескольких египетских знаменитостей и своего брата Самиха Савириса — магната в секторе недвижимости, которому, собственно, Эль-Гуна и принадлежит. Призовой фонд фестиваля — неслабые $220 тыс. Специальные денежные призы предусмотрены для арабских картин, в остальном соревнующихся с европейскими, американскими или азиатскими фильмами на равных условиях.
Лауреаты кинофестиваля в Эль-Гуне — 2023
В этом году лучшим арабским фильмом названа курдская картина «Временное счастье» (Transient Happiness) Сины Мухаммеда — повествование о парадоксальном существовании пожилой пары, в которой женщина была фатально лишена внимания своего мужа, до тех пор, пока не заболела. Непрофессиональная актриса Парвин Раджаби была удостоена «Звезды Эль-Гуны» за лучшую женскую роль.
Соответствующий мужской приз отошел юному монголу Боттсоожу Уортайху за главную роль в социальной драме «Если бы только я мог впасть в спячку» (If Only I Could Hibernate) Золяргал Пуревдаш — первом монгольском фильме, попавшем в этом году в программу Каннского фестиваля. Его герой — талантливый старшеклассник из бедной семьи, который мог бы стать новым «Умницей Уиллом Хантингом» и поступить в Гарвард, но вынужден думать о том, как бы не замерзнуть зимой в своей юрте на окраине Улан-Батора.
Надо сказать, что роскошь, в которой утопает Эль-Гуна, удачно контрастирует с крайней степенью бедности и беспросветности, которую рисуют многие показанные здесь фильмы. Кто добирается до самого дна, тот обычно и получает самый солидный денежный приз. Хотя в этом году не обошлось без неожиданностей.
Приз публики за лучший фильм, отвечающий главному фестивальному принципу «кино за гуманизм», в результате зрительского голосования достался каннскому хиту из Судана — «Прощай, Джулия» (Goodbye Julia) Мохамеда Кордофани, мелодраме на фоне революции, благодаря которой в главной героине-служанке пробуждается политическое самосознание.
«Зеленая звезда Эль-Гуны» за лучший фильм на экологическую тему не могла не уйти к документальному «Цветку бурити» (The Buriti Flower) Жуана Салавизы и Рене Надера Мессоры — произведению сколь магического, столь и документального реализма с участием всамделишных представителей индейского племени крао, проживающего в дебрях Амазонии.
Главный победитель международного конкурса фестиваля «Трайбека» «Странный путь» (A Strange Path) бразильца Гуто Паренте о непростых отношениях продвинутого сына с его совсем свихнувшимся во время ковида отцом добился «Бронзовой звезды».
«Серебряная звезда» неожиданно досталась непонятно как оказавшемуся в главном конкурсе детскому мультфильму «Борзая девушки» (A Greyhound of a Girl) итальянца Энцо Д’Ало по роману ирландского писателя Родди Дойла, в котором маленькая девочка, мечтающая стать шеф-поваром, при помощи дружелюбного призрака приучает себя к мысли, что ее любимая бабушка вот-вот отойдет в мир иной.
«Золотая звезда» столь же неожиданно уплыла в руки южнокорейского маэстро Хон Сан-су за один из нескольких фильмов, снятых им только в этом году. 30-я полнометражная кинокартина Хона «Наш день» (In Our Day) — короткая разговорная драма на двух актеров, разыгрывающих два диалога: актрисы с поклонником и поэта с поклонницей. Эта медитация о неожиданных человеческих пересечениях способна потрясти только воображение людей, никогда в жизни не видевших ни одного фильма корейского Вуди Аллена, что, видимо, и произошло с членами фестивального жюри.