Впечатления, 18 дек 2023, 14:02

Кинофестиваль в Эль-Гуне — 2023: семейные портреты на любой вкус

В египетской Эль-Гуне продолжается кинофестиваль. В центре, как обычно, — разоблачение скелетов, таящихся в семейных шкафах
Читать в полной версии
(Фото: KawanKawan Film)

Из каннского конкурса прямо в конкурс Эль-Гуны попали сразу два фильма, получившие только что изрядное количество номинаций на премию «Золотой глобус». Они, скорее всего, не останутся и без номинаций на «Оскара».

«Анатомия падения» Жюстин Трие

Психологический детектив Жюстин Трие «Анатомия падения» (Anatomy of a Fall), ставший неожиданным и неочевидным победителем Канн (он идет в российском прокате), исследует обстоятельства обычного супружеского ада, скрывающего за буржуазным фасадом: нелюбовь, измены, зависть и разочарование. Постепенно зрителям становятся известны все загнанные в подполье драмы одной интеллигентной франко-немецкой семьи, члены которой говорят друг с другом в прямом смысле слова на разных языках. А сам ли выпал из окна альпийского шале некий муж или ему помогла в этом его законная жена, которую стали за это судить справедливым французским судом присяжных, — это уже нюансы.

Кадр из фильма «Анатомия падения» (Фото: Ciné)

«Май декабрь» Тодда Хейнса

«Май декабрь» (May December) Тодда Хейнса — еще один каннский фильм, чей прокат в России недавно был анонсирован. В означенной в названии дихотомии Джулианне Мур отведена роль «декабря». За «майскую» свежесть отвечает ее гораздо более молодой муж (Чарлз Мелтон): по утверждению героини, именно он в нежном возрасте 13 лет соблазнил ее, замужнюю даму. Эта история вызвала национальный скандал, и абьюзерше пришлось отсидеть срок за педофилию. Теперь, когда страсти улеглись и пара уже не одно десятилетие живет вместе, давние события вот-вот станут основой для, судя по всему, не очень хорошего фильма: с целью сбора материала для роли абьюзерки в городок в штате Джорджия выехала известная актриса с лицом Натали Портман. Автор таких шедевров, как «Вдали от рая» и «Кэрол», Тодд Хейнс, бесспорно, мастер высокой мелодрамы по следам Дугласа Сирка и Р. В. Фассбиндера, но этот фильм об оправданиях и самообмане не отнесешь к числу его главных свершений. Сам материал из области мыльной оперы не располагает к зеркальным композициям и монологам в духе бергмановской «Персоны». Впрочем, на «Золотые глобусы» фильм номинирован в категории «Комедия или мюзикл», хотя ни шуток, ни пения в нем вроде бы нет.

Кадр из фильма «Май декабрь» (Фото: Netflix)

«Задира» Шарлотты Риган

Режиссер фильма «Как заниматься сексом» (How to Have Sex) Молли Мэннинг Уокер в качестве оператора сняла еще один британский дебют — «Задиру» (Scrapper) Шарлотты Риган (выйдет в российский прокат в январе). Сюжет, как часто бывает у «независимых», не блещет особой оригинальностью: как в другой недавней британской картине «Солнце мое», он касается взаимоотношений разлученных немилосердной судьбой отца и дочери. Причем исполняющие роли отцов Пол Мескал (в «Солнце моем») и звезда «Треугольника печали» Харрис Дикинсон (в «Задире») играют персонажей старше себя, чтобы подчеркнуть их инфантильность и незрелость.

Утратив мать, нахальная 12-летняя девочка не столько витает в облаках детства, сколько твердо стоит на ногах, хитроумно водя за нос работников социальных служб и промышляя воровством велосипедов — совсем как в шедеврах итальянского неореализма. Однако, к неудовольствию девочки, обнаруживается, что она не полная сирота, вследствие чего ей приходится взять под опеку отца, который сам еще не вырос из детских штанишек. В фильме есть и несомненная милота, и искренний интерес к жизни маленьких людей из рабочих кварталов, и нежелание сводить рассказ о ней к ползучему и унылому реализму. Неудивительно, что фильм выигрывает главные призы везде, где участвует в конкурсах, — в частности, на фестивале «Санденс» (в Эль-Гуне его показали вне конкурса).

Кадр из фильма «Задира» (Фото: BFI)

«Мечтая и умирая» Нельсона Ео

Не упрекнешь в избыточном реализме и сингапурскую эзотерическую вещицу «Мечтая и умирая» (Dreaming & Dying) Нельсона Ео, ставшую одной из победительниц фестиваля в Локарно. Она сообщает о том, что в зрелом возрасте любовь может мутировать в самые причудливые формы. Тема любовного треугольника между немолодой супружеской парой и их студенческим другом приобретает оригинальное звучание, когда друг оборачивается русалом, предлагая своей экс-подруге плыть в морские пучины подальше от постылого мужа.

Кадр из фильма «Мечтая и умирая» (Фото: KawanKawan Film)

«Ни слова» Ханны Слак

Из Торонто в Эль-Гуну приплыл немецкий фильм «Ни слова» (Not a Word) Ханны Слак — мрачный атмосферный триллер о фатальном непонимании между работающей матерью и сыном-подростком: непонимание вот-вот разразится ужасной катастрофой, тем более что действие разворачивается на фоне грозовых зимних пейзажей Бретани, но — о чудо! — стоит матери ненадолго отложить айфон, из которого постоянно доносится звон мессенджеров, как взаимопонимание вдруг налаживается. С другой стороны, до сына ли героине Марен Эггерт, которая, как Лидия Тар из одноименного фильма с Кейт Бланшетт, в качестве дирижера исступленно репетирует в Берлинской филармонии Пятую симфонию Малера? Но даже при такой занятости пару слов для задумавшегося о суициде подростка все-таки можно было найти, хотя удивительно, что, в отличие от матери, мы ни разу не видим сына с мобильником — исключительно с дроном. И неизвестно еще, что хуже.

Кадр из фильма «Ни слова» (Фото: Volte)

«Странный путь» Гуто Паренте

Главный победитель международного конкурса фестиваля «Трайбека» «Странный путь» (A Strange Path) бразильца Гуто Паренте возвращает нас в уже полузабытые, но от этого не менее странные ковидные ужасы: по сюжету молодой экспериментальный фильммейкер возвращается в Сан-Паулу из Лиссабона и по причине локдауна вынужден делить утлое жилье со своим сумасшедшим отцом. Когда тот, закашлявшись, пропадает, герой подозревает, что отец оказался в больнице, но выясняется, что это не так. Куда пропал папаша, неизвестно, но по поводу этой пропажи испытываешь исключительно положительные чувства, к тому же она дает режиссеру возможность помедитировать относительно странных путей взаимодействия двух совершенно чужих, хотя по дефолту и родственных душ.

Кадр из фильма «Странный путь» (Фото: Tardo)

«Семейный портрет» Люси Керр

Американка Люси Керр представила вне конкурса ранее показанный в Локарно экспериментальный «Семейный портрет» (Family Portrait): собравшаяся на фоне ковида семья желает сделать групповой снимок, но данное вполне себе невинное намерение никак не удается осуществить, поскольку этого явно не хочет режиссер: никаких других причин в общем-то нет. Зато получившееся действо можно назвать перформансом, размывающим границы между бытием и небытием, которое, как истина, всегда где-то рядом.

Кадр из фильма «Семейный портрет»

Кинофестиваль в Эль-Гуне — 2023: бедные-несчастные