Герои, 25 окт 2023, 15:26

Глава соцсети LOOKY — об отличиях от Instagram*, суперфичах и вдохновении

«РБК Стиль» обсудил с гендиректором LOOKY Анной Бариновой, какие сверхспособности используют разработчики соцсети, чтобы привлекать аудиторию, чего ждать в 2024 году и почему соцсеть — полноценный бизнес-инструмент
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба

Одна из самых модных соцсетей России появилась в 2022 году как альтернатива Instagram (принадлежит компании Meta, ее деятельность признана экстремистской и запрещена в России). Численность аудитории на сегодняшний день составляет 1 млн пользователей. Платформа активно развивается во многом благодаря внедрению искусственного интеллекта: внутри LOOKY есть бесплатная встроенная нейросеть. В числе приоритетных задач основателей компании — предоставление эффективного маркетингового канала для малого и среднего бизнеса.

Расскажите о вашем образовании и опыте. Всегда приятно читать о таком из первых уст.

Я родилась в Санкт-Петербурге и окончила три местных вуза: Университет технологии и дизайна, Институт управления и экономики и Электротехнический университет.

Перед приходом в LOOKY я возглавляла коммерческий отдел GetShop.TV — это компания-резидент IT-кластера «Сколково». Мы с командой разработали коммерческую систему проекта и позиционирование. Не буду скромничать: во многом благодаря моей работе он активно развивался и продолжает успешно функционировать.

Еще раньше — выстраивала с нуля систему монетизации первого в России стримингового сервиса Tvigle. После этого отвечала за продажи всех возможностей (не только рекламных) мультимедийного проекта «ЖИВИ!» в рамках медиагруппы «ЖV!», куда также входили «Сноб», F5, «Русский пионер» и рекламное агентство JVision. «ЖИВИ!» громко заявил о себе на рынке. Тогда это была большая мультимедийная экосистема: со своим телеканалом, фитнес-клубом, порталом, внемедийными направлениями — DVD, туризм, мастер-классы.

Все, что касается новых технологических продуктов, решений, нестандартных задач, — для меня понятная и любимая деятельность. Все серьезные проекты, с которыми я работала в последние годы, — стартапы. Каждый так или иначе был связан с рекламными либо медийными проектами. LOOKY оказался для меня логичным продолжением. Мне дали шанс применить накопленный в инновационной сфере опыт и сделать что-то по-настоящему важное. Признаюсь, LOOKY вызывает у меня самые теплые чувства, это не просто бизнес.

Что подвигло вас поверить в LOOKY как в продукт?

Всегда хотела работать с продуктом, который напрямую «общается» с пользователями и моментально получает обратную связь. Самое очевидное в этом контексте — социальная сеть. Вскоре после новостей о блокировке Instagram и других соцсетей российские специалисты запустили LOOKY.

Я присоединилась к команде на этапе разработки сервиса. Наш ключевой приоритет — создание комфортной среды для пользователей: и технологически, и функционально, и с точки зрения атмосферы. Проект высоко оценили эксперты IT-индустрии и инвесторы. Еще на начальном этапе мы обозначили механику платформы — посты и сторис, медиацентричный формат потребления — и постоянно дополняем приложение свежими фичами. Целью LOOKY стало возвращение пользователям привычного функционала (знакомый интерфейс, лайки, публикация постов, рекомендации, фильтры, встроенный мессенджер и т.д.). Для блогеров это площадка для монетизации, а для российского малого и среднего бизнеса — инструмент для развития онлайн-торговли. Мы одна из немногих соцсетей, которую сегодня считают серьезным игроком: эффективно развиваемся и комфортно чувствуем себя на рынке.

У нас прекрасная команда с глубинным пониманием процессов запуска прогрессивных проектов. В LOOKY входят топ-менеджеры и специалисты с опытом работы в российских компаниях наподобие «Ростелекома», «Сбер Технологий», «Вымпелкома», Gallery и других. Каждый сотрудник обожает свою работу. Все эти люди адаптивны, то есть способны подстраиваться под ситуацию в мире, а для стартапа это критически важно.

У нас потрясающий технический директор Александр Ларионов с выдающимся бэкграундом — в свое время он основал студию разработки OneClick; креативный директор Артем Коновалов — преподаватель БВШД, геймдизайнер World of Tanks VR; Вера Городкова, глава департамента маркетинга LOOKY, ранее работала в сейлз-хаусе «Газпром-Медиа», где отвечала за запуск и реализацию диджитал-проектов. Недавно к нам присоединилась экс-пиар-директор Gallery и специалист, открывший широким массам Олега Роя как автора популярных анимационных сериалов, — Олеся Теплова, чему мы очень рады. Как видите, LOOKY в надежных руках. В каждом блоке компании сейчас у нас заняты одни из самых лучших, самых профессиональных людей.

Фото: пресс-служба

Сколько пользователей у платформы на сегодняшний день?

Сегодня в нашей соцсети 1 млн пользователей. Но что важнее количества — все они вовлечены. Аналитики обратили внимание, что с помощью нейросети LOOKY люди создают более 2,5 млн иллюстраций в день. Свыше 50% аудитории платформы ежедневно создают нейроиллюстрации и делятся ими с друзьями, активно используют их для своих аватаров и в других целях. То есть наши пользователи активно взаимодействуют с контентом. В LOOKY большой выбор нейрофильтров, уже более 40, которыми можно пользоваться бесплатно. Среди них — «аниме», «Барби», «Ван Гог», «футуризм», «комикс», «фэнтези» и другие.

Нейросеть позволяет смотреть на привычные вещи по-новому, не бояться экспериментов и делать жизнь ярче. Наши разработчики продолжают создавать новые фильтры и другие фичи для производства контента. Мы ежеминутно отслеживаем обратную связь от аудитории, обращаем внимание на запросы пользователей, чтобы развивать LOOKY в нужном направлении.

Барбистайл: российские программисты создали новый нейрофильтр Bad Barbie

Типичный пользователь LOOKY — какой он?

Ядро аудитории — люди в возрасте 25–40 лет. В основном это жители крупных городов, порядка 30% — москвичи и петербуржцы.

Наши пользователи трудятся в разных сферах. Это предприниматели, художники, модели, танцоры, дизайнеры. Немало блогеров с многомиллионной аудиторией пришли к нам из других соцсетей. 25% аудитории — это владельцы бизнеса. Отдельная прослойка, больше 35%, — ачиверы, те, кто собирает цифровые награды и активно участвует в челленджах.

Для блогеров это площадка для монетизации, а для российского малого и среднего бизнеса — инструмент для развития онлайн-торговли.

Каковы главные отличия LOOKY от Instagram?

Мы не сравниваем себя с другими соцсетями. Да, многое перенимаем из общемировой практики подхода к подобным продуктам, но у LOOKY свой путь. Самурайский. (Улыбается.) Мы позиционируем себя как альтернативную платформу.

Изучив зарубежный опыт, мы агрегировали лучшее и собрали уникальную модель, чтобы стать соцсетью, полезной для каждого. На данный момент в LOOKY есть основной функционал Instagram, а также возможность бесплатного переноса контента, имени профиля и базы подписчиков из запрещенного аналога. Среди новых функций — сортировка постов по тематическим папкам и публикация внешних ссылок в постах. Так пользователям проще ориентироваться в контенте. Еще у нас приятная программа лояльности: за публикации, привлечение новых подписчиков и другие действия пользователи зарабатывают виртуальные награды — Looks (луксы), которые можно коллекционировать и обменивать на подарки, получать доступ к дополнительным фичам. И что немаловажно, LOOKY работает без VPN.

Мы не стоим на месте. Наше позиционирование расширяется вместе с функционалом, подстраиваясь под рынок. Главным образом мы идем в social e-commerce, поскольку малый и средний бизнес сильно пострадали с падением охватов в Instagram. Стратегия команды — лидерство в своем сегменте с расширенным функционалом и встроенной геймификацией. У нас достаточно ресурсов, чтобы решать насущные задачи. Одна бесплатная встроенная нейросеть чего стоит — попробуйте и оцените уровень качества, он на порядок выше, чем у большинства платных нейронок.

Готовые сценарии, дипфейки и реклама: как нейросети меняют киноиндустрию

Весной платформа привлекла 300 млн руб. от частных инвесторов при поддержке инвестиционной компании «Восход Капитал», которая стала эксклюзивным советником LOOKY по привлечению инвестиций. На что направлена такая серьезная сумма?

Изначально мы привлекали эти инвестиции главным образом на маркетинг. Любая соцсеть — это люди. Соцсеть становится интересной лишь с появлением пользователей. Частично эта сумма покрыла расходы на разработку нейросети.

Мы работаем сразу в нескольких направлениях, постоянно совершенствуем механизмы. Команда регулярно придумывает новые фишки, все фичи мы обсуждаем с блогерами, с рынком, с бизнесом, узнаем, какие потребности наиболее актуальны. Опыт и компетенции LOOKY также позволяют нам трансформировать рынок онлайн-ретейла.

Оставшиеся средства направлены на создание инструментария для продвижения и продажи товаров и услуг, доработку функционала, внедрение системы таргетирования, работу с блогерами и креаторами.

Сейчас вы активно запускаете нейрофильтры. Это действительно помогает привлечь пользователей?

LOOKY изначально заняла нишу ИИ-соцсети. Поэтому мы продолжаем развивать это направление. Обратили внимание, что с запуском нейрофильтров постинг участился. Причем даже юзеры-наблюдатели, которые чаще потребляют контент, чем создают, становятся гораздо активнее в связи с использованием нейросети. Безусловно, она преображает мир вокруг нас, делает фото и видео более креативными и яркими. Пользователи с большим удовольствием подписываются на такого рода контент, лайкают его, он лучше всплывает в рекомендациях. Это чем-то напоминает эпоху появления первых соцсетей, когда подписчики не стеснялись делиться контентом и были максимально расположены к общению.

Например, значительно увеличил численность аудитории наш нейрофильтр «Барби». Не меньшим спросом пользуется образ «плохих» Барби и Кенов. Латекс, татуировки, мускулатура… Получилось весьма экстравагантно. Наши программисты отлично потрудились. (Улыбается.)

Нейрофильтры используют и бренды. Разработчики LOOKY создают нейростили для продвижения аккаунтов компаний и вовлечения аудитории в коммуникацию. Спецпроекты в LOOKY уже реализовали ТНТ, «Иви», РЖД, Voice и другие гиганты рынка. Чтобы завязалась интрига между пользователем и брендом, несомненно, нужна помощь нетривиальных визуальных средств.

Чтобы завязалась интрига между пользователем и брендом, несомненно, нужна помощь нетривиальных визуальных средств.

Распространено мнение, что стартап — это работа 24/7. Как вы сохраняете баланс между работой и личной жизнью?

Сейчас LOOKY занимает львиную долю моего времени. Но для меня это и есть стимул. Ведь я вижу, что наш продукт стремительно растет. Сейчас мы с вами очевидцы только начальных процессов. Все самое интересное впереди. И мы не намерены сбавлять обороты. Хотя, безусловно, важно сохранять здоровый баланс между работой и личной жизнью, чтобы максимизировать качество и производительность. Уже давно я практикую эффективный тайм-менеджмент: у меня все всегда зафиксировано в календаре, будь то поход в театр или ресторан, прогулка с собакой, занятие спортом или рабочее совещание и т.д. Причем независимо от дня недели. Календарь и список дел помогают мне правильно расставлять приоритеты и систематизировать планы.

Кто вас вдохновляет?

Грамотные, трудолюбивые, позитивные и амбициозные люди. Критически важно, чтобы в команде были те, у кого ты можешь чему-то научиться. Если оказывается, что таких людей нет, надо уходить из проекта. В этом плане мне с LOOKY очень повезло. Мы с коллегами на одной волне, прошли вместе огонь и воду. Успех любого проекта — это всегда люди.

Какими жизненными принципами вы руководствуетесь?

Мне очень нравится поговорка «Война план покажет». С опытом я поняла, что иногда нужно «идти в бой» даже без гарантий успеха, уповая на сообразительность и слаженность команды непосредственно в процессе. Ведь на практике стратегические планы, составленные до начала «битвы», не всегда оправдывают ожидания и могут определить дальнейшую судьбу. Особенно справедливо это для стартапов.

Если я верю в дело, то вписываюсь и делаю все от меня зависящее, чтобы проект стал успешным на долгие годы.

Что, по вашему мнению, определяет лидера?

В кино культовых лидеров принято изображать высокими и статными, но в жизни они часто выглядят иначе. Человек сам должен захотеть стать лидером, подкреплять стремление действиями и результатами, а внешность может быть какая угодно. У каждого человека свои критерии великого. Я абсолютно уверена, что великий лидер — это жесткий человек. Хорошо ли это? Не знаю. Главное, что работает.

Фото: пресс-служба

Над чем вы сейчас работаете и чего ждать от платформы до конца года?

Сейчас мы работаем над рядом ИИ-инструментов, которые дадут нашим пользователям больше пространства для креатива. В числе приоритетных задач — повышение стабильности и скорости работы LOOKY. Мы постоянно оптимизируем и улучшаем основной функционал, чтобы сделать продукт максимально удобным для наших пользователей.

Мы вдохновлены темпами проникновения искусственного интеллекта в рабочие процессы. ИИ не прихоть и не дань моде, а новая классика. В свое время Instagram перевернул отношение к фотоконтенту и убедил людей, что фотографом может стать любой. Мы считаем, что похожее превращение в ближайшие пару лет произойдет с нейросетью — люди хотят становиться все более «вымышленными». Мы уже предоставили пользователям возможность творить с помощью фильтров и аватаров. Очень скоро в приложении появится функционал, который позволит работать с деталями, удалять лишние объекты и добавлять виртуальные. Например, на групповом фото можно будет убрать так некстати торчащий фонарь или добавить всем улыбки, а обшарпанную стену на заднем плане можно будет заменить на море и закат — качественно и без навыков работы с фоторедактором.

Граница между реальным и виртуальным размывается, молодое поколение и вовсе ее не ощущает. Поэтому свежие соцсети — в каком-то роде антиконтент, антипод тому, что уже приелось. Те же нейроблоги — принципиально новый формат личного и коммерческого блогинга.

До конца года продолжим прорабатывать новые нейроидеи — для читателей и авторов, инфлюенсеров и партнеров-рекламодателей.

Есть ли у LOOKY инновационные идеи, которые еще никто не реализовал?

Да. Например, развитие направления нейровидео. Наши программисты прикладывают максимум усилий, чтобы пользователи LOOKY могли создавать видео: не обрабатывать уже снятое, а заниматься видеотворчеством — с помощью текста и даже голоса. Такого функционала ни у кого из российских коллег нет.

Также сделаем упор на расширение возможностей для пользователей, брендов и блогеров по созданию и настройке собственных челленджей. Чтобы все они могли посредством нативной коммуникации продавать свои товары и услуги через нашу соцсеть.

Не буду раскрывать все карты — планов много, идей еще больше. У нас вдоволь мотивации делать классный продукт и сильная поддержка со стороны пользователей. Мы намерены и дальше укреплять лидерские позиции среди мировых соцсетей.