«Венеция-2023». Дневники фестиваля, 09 сен 2023, 11:51

«Венеция-2023»: Джессика Честейн, тотальный абьюз и будущий «Оскар»

О последних конкурсных фильмах, показанных на 80-м Венецианском кинофестивале, рассказывает Стас Тыркин
Читать в полной версии
(Фото: пресс-служба / labiennale.org)

«Холли» Фьен Трош

Конкурс продолжился бельгийской драмой «Холли» (Holly) Фьен Трош, главная героиня которой обладает способностью утешать, духовно и физически помогать тем, кто в этом нуждается. А таких в любом месте всегда много. Но кто поможет самой девушке, предчувствовавшей ужасный пожар в школе и гибель детей? Даже с таким говорящим именем ее принадлежность к ордену святых или, наоборот, ведьм отнюдь не подтверждена, и хотя люди становятся к ней в очередь за помощью, иногда она сама в ней нуждается. А может быть, она принадлежит к той породе людей, кто может помогать только другим, но не себе? Ряд вопросов, который ставит режиссер, заставляет этот фильм подняться над своим сюжетом, наполняет его настоящим драматизмом и напряжением.

Кадр из фильма «Холли» (Фото: пресс-служба / labiennale.org)

«Любо» Джорджо Диритти

«Любо» (Lubo), трехчасовое полотно Джорджо Диритти, посвящено обличению порочной практики передачи детей в другие семьи при живых родителях. Франц Роговски играет представителя кочующей народности ениш (их также называют «белыми цыганами») по имени Любо, которого в начале Второй мировой призывает в армию швейцарское государство (оказывается, было и такое). Воспользовавшись отлучкой, это же государство отбирает у Любо детей: дескать, такой народ хорошо воспитать детей не сможет и вообще швейцарскому государству виднее, как их надо воспитывать (эта порочная практика прекратилась лишь в 1970-е годы).

Разумеется, в финале выяснится, что в государственной организации, распределявшей детей по более надежным семьям, всем заправляло педофильское лобби, но хэппи-эндом такой финал точно не назовешь. Одиссея поиска отобранных детей приведет Любо к дезертирству, убийству, несметному обогащению, но не вернет ему детей и окончательно его разрушит.

Кадр из фильма «Любо» (Фото: пресс-служба / labiennale.org)

«Несезон» Стефана Бризе

Один из лучших французских режиссеров Стефан Бризе показал в завершение конкурса более классический вариант мелодрамы. Его «Несезон» (Hors-saison) — тоже маленькая история на двоих. Он (Гийем Кане) — известный актер за гранью творческого выгорания, отправляющийся в несезон поправлять душевное здоровье в шикарный спа где-то на нормандском побережье. Она (Альба Рорвахер) отдала всю себя мужу и семье, добровольно закопав себя в провинции. Когда-то у них был роман, сейчас они случайно встретились снова, чтобы заново пережить счастливые минуты все еще живой любви и ужасные минуты расставания.

Оба актера идеально выбраны на свои роли и невероятно подходят друг другу: легко поверить в то, что это могла бы быть счастливая пара, но увы. Прекрасная картина о трагической сути любви заставляет вспомнить слова Оскара Уайльда: «Тем, кто верен в любви, доступна лишь ее банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет».

Кадр из фильма «Несезон» (Фото: пресс-служба / labiennale.org)

«Память» Мишеля Франко

«Память» (Memory) — наиболее мягкий и нежный фильм Мишеля Франко последнего времени (его блестящая антиутопия «Новый порядок» была удостоена венецианского Гран-при три года назад). Это великолепно разыгранная и нюансированная история любви между двумя глубоко травмированными людьми: он (Питер Сарсгаард) страдает блуждающей деменцией и почти ничего не помнит, с ней (Джессика Честейн) память тоже играет злые шутки: в детстве ее сексуально харассили отец и старшие школьники, и этот опыт определил ее последующий алкоголизм и непростую личную жизнь.

Любовная история теперь выглядит так: ей кажется, что он ее абьюзил, когда ей было 12, но «память» ее подвела, а значит, несмотря на его деменцию, отношения все же возможны. Но что, если против этих отношений выступают семьи протагонистов, как и все семьи, заинтересованные в сохранении статуса кво?

Джессика Честейн, продемонстрировавшая актерскую смелость и филигранную психологическую тонкость, вместе с Эммой Стоун становятся главными кандидатками на венецианский приз за лучшую женскую роль — и дальше на «Оскара». Причем у Честейн, учитывая тематику фильма, шансов намного больше.

Картина Франко, показанная в конкурсе самой последней, снискала самые долгую овацию на этом фестивале (восемь минут), во время которых Честейн, Сарсгаард и его жена Мэгги Джилленхол исправно обливались слезами.

«В ожидании ночи» Селин Рузе

Еще один французский фильм, «В ожидании ночи» (Еn attendant la nuit) Селин Рузе, показанный в конкурсе «Орризонти», поворачивает неожиданно популярную на фестивале вампирскую тему другой стороной. Парень по красивому имени Филимон в младенчестве кусал до крови материнскую грудь. Прошло полтора десятка лет, и вот уже мама ворует для Филимона донорскую кровь, потому что без нее ему делается нехорошо, и он весь начинает чесаться. Но нет ничего лучше живого человеческого общения, тем более что Филимон нашел себе жертву для первой любви.

Кадр из фильма «В ожидании ночи» (Фото: пресс-служба / labiennale.org)

«Неделя критики»

Программа «Неделя критики» закрылась тоже французской вещью: «Паразит» (Vermin) Себастьена Ваничека, в отличие от «Паразитов» Пон Джун-Хо, не обличает социальное расслоение в обществе, и если и имеет какое-то общественно-политическое значение, то только в качестве профилактики арахнофобии (боязни пауков), ведь бояться нужно не насекомых, а людей — в том числе тех, кто, как главный герой, разводит их с непонятными целями, но с предсказуемыми последствиями.