Подлодка, Куба, Раппопорт: чем открылся Венецианский кинофестиваль
Фильм открытия
80-й Венецианский фестиваль должен был открыться снятым в США фильмом Луки Гуаданьино «Претенденты» с Зендеей в главной роли, но он пал жертвой забастовки голливудских актеров. На замену ему бросили итальянский конкурсный фильм «Команданте» (Comandante) Эдоардо Де Анджелиса. Замена оправдана релевантностью фильма текущему беспокойному времени: действие разворачивается в начале Второй мировой войны и почти полностью происходит на борту подводной лодки, но интересно, что при этих вводных лодка берет сугубо миролюбивый и неожиданно поэтический курс.
В основе фильма — реальная, малоизвестная и вполне себе удивительная история, в чем-то напоминающая ту, что легла в основу «Списка Шиндлера». В 1940 году командир итальянской подводной лодки Сальваторе Тодаро (кажется, лучшая роль главного на сегодня итальянского артиста Пьерфранческо Фавино) спасает экипаж предварительно уничтоженного им враждебного бельгийского судна и с риском для себя и своего экипажа под обстрелами англичан, не погружаясь на глубину, препровождает бельгийцев в безопасную гавань. И хотя особенно оголтелые и неблагодарные из них, попав на военный объект фашистского государства, замышляют против него диверсию, команданте отнюдь не считает себя фашистом, ибо он — человек моря, чьи законы для него важнее любой политики. Что, разумеется, не избавило его от смерти от британских бомб два года спустя.
Выдержанная в мрачном колорите морская сага сделана на широкую ногу с большим для европейского кино бюджетом в €15 млн: съемки велись на специально построенной в полную величину реплике исторической подводной лодки.
Итальянское кино
Итальянское кино оставалось на авансцене «мостры» весь первый день. На церемонии открытия чествовали 90-летнюю Лилиану Кавани, автора шедевра «Ночной портье»: сыгравшая в нем главную роль Шарлотта Рэмплинг вручила своему режиссеру почетного «Золотого льва». Последний фильм Кавани «Срок времени» (L'ordine del tempo) был показан вне конкурса — это адаптация научной работы итальянского физика-теоретика Карло Ровелли об относительности времени и пространства, упакованная в форму разговорной ансамблевой драмы.
Десять возрастных персонажей (годящихся Кавани в дети и даже внуки) собираются на празднование дня рождения одного из них на живописном берегу моря. Попутно выясняется, что на Землю летит астероид, и в течение нескольких часов они умрут. Вместе со всем населением планеты, которое пока об этом не знает. А, может быть, не умрут. Ведь все относительно! Остается надеяться на непонятные законы физики, потому что больше надеяться не на что.
В одной из главных ролей выступает Ксения Раппопорт — давно ставшая своей для крупных итальянских режиссеров, она с привычной легкостью демонстрирует высоты психологического реализма: у ее героини затяжной и не очень счастливый роман с физиком, популярно объясняющим с экрана свои теории.
Параллельная программа
Параллельная программа Venice Days открылась картиной под поэтичным названием «Океаны — это настоящие континенты» (Los Océanos Son Los Verdaderos Continentes) одаренного итальянского дебютанта Томмазо Сантамброджио. Это гибридное арт-докьюментари, чьи герои из сонного кубинского городка Сан-Антонио-де-лос-Баньос, как в игровом кино, играют самих себя, и чье невозможное в документалистике эстетское черно-белое изображение родилось не без влияния «зачарованной камеры» Вернера Херцога, с которым когда-то сотрудничал молодой режиссер.
Рассказывая три параллельные истории, он открывает зрителю «другую Кубу» — не карнавально-беспечную и не горделиво-мятежную, а унылую и стагнирующую, погруженную в ностальгию и меланхолию. Немолодая одинокая женщина, чей муж погиб при выполнении интернационального долга в Анголе, становится воплощением старой Кубы, пара перформеров на грани расставания — ее довольно безрадостного настоящего, а пара 9-летних пацанов, мечтающих уехать в Америку и стать там знаменитыми бейсболистами, — невозможного будущего, способного вселить надежду только в детей.
В финале все персонажи оказываются в одном кадре — на битом жизнью провинциальном перроне в ожидании поезда, уносящего вдаль одного из них. Только в прошлом году «остров свободы» покинуло почти 8 % его населения, и этот поток продолжает расти.