Каким получился фильм «Далекие близкие» и зачем его смотреть прямо сейчас
Хабаровчанин Борис Петрович (Евгений Сытый) строг и прагматичен: утром уроки в школе, где он ведет географию, днем и вечером — дом и сад. С помидорами и баклажанами из собственного парника ему явно сподручнее, чем с людьми. Во-первых, они не спорят, во-вторых, едва ли подведут, в-третьих, от нотаций никуда не денутся. А что касается людей, то покровительственного тона Бориса Петровича, прозванного детьми Лешим, выдержать не могут ни коллеги, ни собственный сын Миша (Филипп Авдеев). Тот, заглянув к отцу на день рождения, спешит улизнуть еще до праздничного чая с тортом. Впрочем, плоды этот визит все-таки принесет: Миша отдает отцу свой старый смартфон с камерой, выходом в интернет и прочими социальными радостями. Борис Петрович, начав дорогу к принятию с отрицания, с телефоном все-таки подружится на почве любви к баклажанам и прочим пасленовым.
На просторах интернета он обнаружит увлеченного садовода Надежду (Елена Яковлева), чей урожай впечатляющ, а голос приятен. Сообщения из завязавшейся переписки (кнопку «добавить в друзья» непутевый «географ», как и предполагает жанр, нажал случайно) намекают на личное знакомство. Против такого положения дел могут быть только километры, ведь Надежда в Москве, а Борис — на другом конце страны.
Однако каких безумств не совершишь ради внезапного чувства, даже если ты учитель географии, никогда не покидавший пределов родного города. Так что, срезав самый лучший из баклажанов, он уже поджидает сына на лавочке. Тот перегоняет из Хабаровска в Москву машины-дома для продажи и как раз отправляется в новый рейс. Брать с собой отца Миша не собирается, отношения у них прохладные, если не сказать ледяные, будто воды Арктики, но слезливый монолог делает свое дело, Борис Петрович забирается в машину, и долгая дорогая начинается. Нетрудно догадаться, что в пути герои будут много ссориться, спорить, ломать машину, встречать попутчиков и что дорога эта на самом деле ведет их не в Москву, а друг к другу.
«Далекие близкие» — полнометражный режиссерский дебют Ивана Соснина, автора десятка короткометражек о людях и их судьбах, органичных и лиричных в своей бесхитростности. То же можно сказать и о полном метре. От сюжета не стоит ждать слишком уж резких поворотов трассы, зато он полнится поэтичными деталями. Соседи, будто списанные с картины Гранта Вуда «Американская готика», расписанные по дням недели разноцветные лейки, которыми им велено поливать помидоры (подсчитанные, естественно, до последней штуки), собака, гладить которую можно лишь раз в неделю, чтобы не стала любить кого-то чужого больше, чем хозяина, — этот мир похож на наш, но фильтры все же подкручены в сторону кинематографичности повседневности. Тем лучше, ведь можно хотя бы попробовать вообразить, что изумрудный город существует.
Главной же заслугой режиссера и наградой для зрителя можно считать выбор артистов и умение работать с ними. Ничто здесь не выглядит натужно и искусственно, а Евгений Сытов (это последняя его роль и то, что во время съемок он уже знал о своем диагнозе и все равно их продолжал, оказывается отдельным важным контекстом) и вовсе превращает своего героя в образец несносности, каждую фразу которого сопровождает хохот в зрительном зале. «Я по-другому любить не умею. Меня уже не переучишь», — скажет он после очередной стычки, а сын вдруг поймет, что все те придирки, которые он считал проявлениями занудства, были на самом деле проявлениями любви, искренней, глубокой и чистой, как воды Байкала, в которые ретивый Борис Петрович успел погрузиться в пути.
Тема отцов и детей, поколений и пропасти между ними лишена в фильме и толики дидактичности. Здесь никто не ставит перед собой цели доказать, как важно хоть иногда звонить родителям, но это первое, что хочется сделать после титров. Так что «Далекие близкие» не рецепт, но точно пилюля от печалей, которая сегодня всем нам придется очень кстати.