«Не пройти мимо того, кому нужна помощь». Колонка Филиппа Авдеева о добре
Актер и режиссер Филипп Авдеев уже несколько лет издает независимую газету «Белый шум», каждый новый номер которой посвящен одной магистральной теме. В этот раз ею стало добро. Каким оно оказывается на словах и в делах, можно узнать из материалов шестого выпуска «Белого шума», мы же попросили Филиппа поразмышлять о том, что такое добро для него, а вместе с тем рассказать, зачем ему собственная газета, что изменилось за последние пять месяцев и как внезапная работа волонтером повлияла на него самого.
Тема номера была придумана до 24 февраля, скорее всего, если бы я выбирал тему после этих событий, она была бы другой. Но сейчас я понимаю, что именно она должна быть на повестке, чтобы хоть что-то противостояло злу. Я всегда хотел в одном из номеров газеты поговорить про помощь и благотворительность. А сейчас людям тем более важно понимать, как себя применить и где и в чем можно быть полезным миру. В хаосе должно быть что-то, за что можно зацепиться, и мы хотели поделиться этим с читателем. Про добро и зло, про их противоположности можно наговорить много всего, но для меня все просто: зло разрушает, добро создает. Не только в глобальном смысле, но и в мелочах. Например, одна грубая фраза может затаиться в человеке, принять форму обиды, злости, ревности, агрессии, и все это будет копиться в нем, если он не найдет выход. А даже одно доброе слово превращается внутри человека в росток, который может прорасти в прекрасное дерево или плодородное растение, и эти плоды будут приносить пользу миру. Нам всем стоит учиться замечать эти мелочи в других и в себе. Часто, размышляя о добре и зле, мы начинаем задумываться о больших идеях, но ведь все начинается с таких мелочей, как улыбнуться прохожему, не нагрубить таксисту, даже если он неправ, пожелать хорошего дня продавцу, написать родителям, обнять близкого человека, не пройти мимо того, кому нужна помощь.
В контексте нашей новой жизни меня больше всего сейчас поражает очевидное зло, которое пытаются превратить как будто бы в добро, называя праведным злом. Такие формулировки встречались в Средние века, когда люди убивали друг друга за инакомыслие, оправдывая себя религиозными мотивами и терминами. И страшно от того, как легко белое переворачивается в черное и наоборот.
Думаю, что добро и альтруизм — неразделимые понятия, ведь если в тебе зародилось добро, то ты захочешь им поделиться и начнешь свой поиск. Постепенно, получая жизненный опыт, делаешь добро там, где чувствуешь себя нужным и полезным. Так и появляются фонды и разные проекты помощи, так как люди, в которых есть эта сила, могут ею делиться и объединять людей. Меня это всегда вдохновляет и восхищает.
Я всегда считал, что вопросы о поколении довольно абстрактны. Понимаю эту страсть — выделить свое поколение и назвать его уникальным, но уверен, что добрые и злые люди были всегда. И больше ли их сейчас или меньше, я не знаю. Верю, что на чаше весов всегда есть противоположность и одно всегда сменяет другое. Я не могу отвечать за все поколение, но могу отвечать за свое окружение. Это люди эмпатичные и неравнодушные.
И они проявляют эти чувства в своих сферах, кто-то — в творчестве, кто-то — в благотворительности, кто-то — в социальных проектах.
Любое внимание, любая небольшая сумма — это всегда вклад в большое дело, а еще — чувство общности и плеча. В этом году я стал амбассадором фонда «Подари жизнь» и очень этому рад. Помогаю насколько могу. А тем, кто сомневается и не видит смысла в том, чтобы помогать фондам или просто пострадавшим и нуждающимся, хочу рассказать небольшую историю.
Когда в Крымске случилось наводнение, мы с друзьями решили поехать туда в качестве волонтеров. На тот момент я никогда не принимал участия в таких проектах. Когда мы приехали, нас поселили в лагерь, где мы жили вчетвером в маленькой палатке, а ели все дни сухарики и консервы. Мы вставали в четыре-пять утра и целыми днями разбирали завалы и общались с пострадавшими. Это было непросто, но это оказалось одним из самых сильных переживаний в жизни для меня, поскольку за эту неделю я точно понял, зачем живу. И — как бы это пафосно ни звучало — «в чем смысл жизни». Не было никаких лишних мыслей и рефлексий или страданий по собственному существованию, на это просто не было времени. Я был занят реальным делом с реальными людьми, которым намного хуже, чем мне. И моей задачей было помочь и сделать так, чтобы людям стало лучше. И мне кажется, что если ты один раз пережил это, то потом уже не задаешься вопросом, помогать ли.
«Белый шум» с 2016 года по сегодняшний день прошел огромный путь. Изначально для меня это был просто эксперимент, попытка и возможность высказаться, пообщаться с людьми, живущими в одном со мной городе. И после того, как эта попытка получила мощную обратную связь, я понял, что все это нужно не только мне. Наше издание стали приводить в пример в университетах, студенты начали писать курсовые и дипломы по нашему проекту, число читателей стало расти, и я почувствовал, что начинает формироваться аудитория. Так что спустя какое-то время я почувствовал и ответственность за этот проект, за то, что его необходимо развивать. К сегодняшнему дню мы полностью стали независимыми, и для меня «Белый шум» — это больше, чем самиздат. Это уже сообщество единомышленников и полноценные медиа. Я очень благодарен всем, кто принимал участие в создании «БШ» и сейчас продолжает им заниматься. Мне кажется, мы делаем важное дело, особенно в новых реалиях. В Telegram-канале газеты «Белый шум» можно узнать, где ее можно найти в Москве.