Впечатления, 07 июл 2022, 16:13

Заводы, поля и воздушные замки: культурная афиша июля

Театральные и музыкальные фестивали в полях, карнавал искусства и искусство карнавала, а также Джейн Биркин глазами ее собственной дочери — вот каким будет этот культурный июль
Читать в полной версии

«Сенокос-2022»

16–17 июля Суздаль

Пока в Суздале будут отмечать ежегодный Праздник огурца, в сообществе «Мира» посвятят выходные хореографической и театральной лаборатории под названием «Сенокос». Будет и спектакль на рассвете у реки («Голая»), и четыре акта «Лебединого озера», разнесенные по всему городу и предлагающие оказаться на берегу реки, в лесу, в овраге и даже на колокольне. Так лаборатория «Мира» продолжает менять ландшафты и контексты и вместе с тем делать лето незабываемым. Здесь это умеют хорошо, а «Сенокос» — новое тому подтверждение.

Фото: myra.ru

Фестиваль Sound Up Forte

14 июля ДК «Рассвет»

Фестиваль Sound Up продолжает свой разговор о музыке, каждый эпизод которого становится совсем не похожим на предыдущий или последующий. На этот раз в центре внимания окажутся фортепианные диалоги, которые будут вести пианисты Михаил Дубов, Владимир Иванов-Ракиевский, Полина Осетинская и Елена Мойсеенко. Разбившись на пары, они исполнят произведения Брамса, Шопена, Рахманинова, Шостаковича, Кейджа, Адамса, Сильвестрова, Райха, Десятникова и других композиторов, всегда остававшихся в контексте своего времени. Каким оно выглядит из сегодняшнего дня, сможет задуматься каждый из присутствующих в зале.

Фото: пресс-служба

Театральный фестиваль «Толстой»

8–10 июля Музей-усадьба «Ясная Поляна»

Каждый год театры и их зрители отменяют московские дела, чтобы на выходные отправиться в «Ясную Поляну» и попробовать пожить той самой «толстовской» жизнью. Яблоневые сады, тропинки, дорожки, поля — все они становятся соучастниками происходящего здесь действа. В этом году темой фестиваля стало детство. Разумеется, неслучайно: 170 лет назад опубликовали одноименную повесть Льва Толстого. Однако на этот год пришелся и другой семейный юбилей. 160 лет назад состоялось венчание писателя с Софьей Берс, после которого началась его семейная жизнь в усадьбе. Размышления на тему привезут самые разные театры, а среди постановок окажутся и ломающие «четвертую стену» променады, и традиционные спектакли большой формы. К примеру, театр имени Вахтангова покажет «Войну и мир» Римаса Туминаса на выстроенной посреди поля сцене под открытым небом. На этот раз у фестиваля есть и отдельная музыкальная программа, за которую отвечает композитор Виктор Осадчев, размышляющий о детстве, юношестве и усадебных забавах в сочинениях, написанных специально для этих июльских дней.

«Война и мир», реж. Римас Туминас. Екатерина Крамзина — Марья Болконская и Юрий Поляк — Андрей Болконский (Фото: Яна Овчинникова, vakhtangov.ru)

«Выкса-фестиваль»

8–10 июля Выкса

Жители Выксы продолжают жить современным искусством и новой культурой в самых разных их проявлениях, а «Выкса-фестиваль» даже ввел в обиход термин «выксунизация». На практике это означает, что все проекты и затеи связаны с городом и его пространством самым прямым образом. Выступление группы Shortparis, допустим, пройдет в местном автопарке, а группа СБПЧ предложит присоединиться к концерту хору горожан и даже выксунским кузнецам. В другой раз зрителям и вовсе предложат убедиться в местном гостеприимстве и пройтись по домам, где будут поджидать полные яств столы и самые разные истории. Иными словами, фестиваль всеми силами стремится объединить искусство и жизнь, и каждый год приводит все новые примеры таких хитросплетений, возможных в прямом смысле слова только здесь и сейчас. Напоминание о ценности момента, о силе слова и дела — вот что такое «Выкса-фестиваль», раньше известный многим как «Арт-овраг».

Фото: vyksafest.com

«Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»

28 июня — 30 октября ГМИИ имени А.С. Пушкина

Новая выставка Пушкинского музея — своего рода приглашение в дом промышленников Морозовых, не собиравшихся скрывать свою страсть к современному искусству. Коллекции Михаила и Ивана отражают их склонности и черты характера, а произведения искусства, как водится, находятся на острие момента. Иван Морозов на взгляд современников мог показаться человеком передовых взглядов, впрочем, именно таким он и был, не боясь покупок для своего времени неожиданных, а в чем-то, возможно, и спорных. Стараниями Морозова сегодня мы можем увидеть в одном месте и в одно время (как когда-то под сводами его собственного дома) произведения Сислея, Писсарро, Ренуара, Моне, Гогена, Матисса, Пикассо и многих-многих других европейских художников, к которым присоединяется целая плеяда русских мастеров, среди которых встретятся имена Васнецова и Коровина, Левитана и Шагала, Кустодиева и Серова.

Фото: theartsmuseum

«Джейн глазами Шарлотты»

В прокате с 7 июля

Когда-то (в 1987 году) мы получили возможность взглянуть на Джейн Биркин глазами Аньес Варды, не менее известной миру под нежным прозвищем «бабушка новой волны». Тот фильм так и назывался: «Джейн Б. глазами Аньес В.», сразу давая понять, что это история не про объективность, а про настоящую жизнь певицы и актрисы: сумбурную и очень притягательную. Чуть больше трех десятилетий спустя с Джейн Биркин снова рисуют кинематографический портрет, на этот раз режиссерской кистью ее собственной дочери Шарлотты Генсбур, так что этот разговор оказывается беседой на тему «отцов и детей» как в переносном, так и в самом прямом смысле слова, ведь о Серже Генсбуре речь тоже зайдет. Что думает улыбавшаяся с десятков постеров и афиш девушка о жизни и смерти, чему радуется, а о чем грустит, почему не способна выкинуть ни одну вещь из дома. Камера Шарлотты Генсбур ловит не только сказанное, но и все, что остается между, а заодно — саму себя.

Постер фильма «Джейн глазами Шарлотты» (Фото: kinopoisk)

Фестиваль Chess & Jazz

30–31 июля Сад «Эрмитаж»

Шахматно-джазовый фестиваль в саду «Эрмитаж» на два года оказался поставлен на вынужденную пандемийную паузу, теперь же возвращается с привычным размахом. Одним из его хедлайнеров станет Леонид Агутин, который напомнит, как ярко умеет греметь небо фиолетовым дождем и что там происходит на сиреневой луне. Ну, а на газонах привычно растянутся пледы, с которых наблюдать за происходящим будут сотни глаз.

Фото: chessandjazz

Lights Out

До 1 августа пространство Lobby

Персональная выставка художницы Оли Австрейх пестрит яркими красками: свечи горят, парики накрахмалены, наряды пышны, а бал в полном разгаре. Однако стоит присмотреться, как тут же становится ясно, что гости этого праздника уже не в силах скрывать свое звериное нутро. Когти прорываются сквозь атлас, занавес, а вместе с ним и люстра, падает, манеры забыты. Отразить это двоемирие, то и дело отзывающееся в зрителях короткими уколами узнавания, художнице помогли размышления о событиях последних месяцев и вечные сюжеты об оборотнях в обличии людей. Все это превращается в картинах Австрейх в абсурдистскую сказку: казалось бы, сюжет ее сладок как свежеиспеченный торт, но пугает он не меньше ночных кошмаров.

Оля Австрейх, Cherry On Top

«О природе», «Нет никого справедливей смерти»

7, 8 июля Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

Премьерный вечер одноактных балетов «О природе» и «Нет никого справедливей смерти» продолжает традицию Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко являть миры современных хореографов, заключенных в емкую, но красноречивую форму. Судьба постановки «О природе» не совсем привычна и обычна. Спектакль был задуман во время съемок сериала Евгения Сангаджиева «Балет» и в каком-то смысле переместился с экранов в жизнь. «Нет никого справедливей смерти», в свою очередь, оказывается посвящен размышлениям о вечном: как сильно мы боимся смерти, куда, зачем и в чьей компании готовы попытаться от нее убежать?

Репетиция

«B-Movie. Шум и ярость в Западном Берлине»

Beat Film Festival

Фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival вовлек в нынешнюю свою программу хиты прошлых лет, среди которых история «B-Movie. Шум и ярость в Западном Берлине» занимает особое место. Извечный «солдаут» на этот фильм понять легко. В кадре снятый на пленку Западный Берлин, где дни и ночи напролет веселятся, работают и снова веселятся музыканты, артисты и другие герои современности. Неуемный Ник Кейв, неизменно неземная Тильда Суинтон, их друзья и таинственные незнакомцы — все они проводят время в Берлине 1980-х, пока еще разделенном стеной, но молниеносно отзывающемся на повестку.

Постер фильма «B-Movie. Шум и ярость в Западном Берлине» (Фото: imdb)

«Продукты 24»

Каро «Октябрь», Каро 11 «Охта»

Полнометражный режиссерский дебют Михаила Бородина участвовал в программе Берлинского кинофестиваля, а теперь возвращается в Москву и Петербург в виде серии специальных показов. Сюжет этого фильма полон правдивой горечи: это основанная на реальных событиях история о том, как где-то на окраине Москвы в продуктовом магазине работают и живут люди, у которых нет ни документов, ни денег, ни сил на побег. Героиня по имени Мухаббат оказывается в каком-то смысле исключением. Она решает вырваться из этого мира бесчестья и бесправия, но путь ей предстоит пройти долгий и тернистый.

Постер фильма (Фото: kinopoisk)

«Кубрик о Кубрике»

«Поле»

Еще один фильм из программы Beat Film Festival, приоткрывающий дверь в голову Стенли Кубрика. Режиссер, как известно, в общество не только не стремился, но всячески избегал любых бесед с журналистами, требовавшими рассказывать о замыслах и объяснять их. Однако кинокритик Мишель Симан с Кубриком встречался и беседовал далеко не раз. Именно эти материалы и стали основой для фильма Грегори Монро, который оказывается редкой возможностью узнать, услышать и попытаться понять режиссера. Кстати, предварит показ премьера нового выпуска подкаста «Музы», где речь заходит о взаимоотношениях творцов и тех, кто вдохновлял их на новые свершения в мире искусства.

Постер фильма «Кубрик о Кубрике» (Фото: imdb)

Концерт Banvivan

7 июля «Урбан»

Музыкант, артист, режиссер Игорь Титов всей своей жизнью в искусстве доказывает, что не обязательно заниматься лишь чем-то одним, если душа просит множественных воплощений. Новый тому пример — презентация недавно вышедшего альбома «Отошел» его группы Banvivan. Кто отошел, куда, зачем и при каких именно обстоятельствах, можно будет выяснить на концерте, сам же музыкант считает, что «совершенно случайно в этом альбоме случился нарратив, развитие персонажа, лирического героя. Первая строчка альбома — «от болезней мысли лезли», и дальше мы понимаем, что весь альбом — это, в общем-то, именно те мысли, которые «лезли от болезни».