Как критики оценили «Доктор Стрэндж. В мультивселенной безумия» от Marvel
Очередную, 28-ю по счету часть кинематографической вселенной Marvel снял режиссер Сэм Рейми, отец хорроров о зомби «Зловещие мертвецы» и первого экранного Человека-паука. Именно он нарядил актера Тоби Магуайра в костюм дружелюбного Питера Паркера в 2002 году. Теперь Сэм Рейми вернулся во вселенную Marvel, чтобы продолжить историю о другом ее герое — Стивене Стрэндже, которому студия уже посвятила сольный фильм в 2016-м. Стрэндж, в прошлом блистательный нейрохирург, пережил автокатастрофу и, не найдя способа вернуть рукам былую ловкость, подался к магам в Непал, которые научили его колдовать. Став могущественным мастером мистических искусств, он сыграл не последнюю роль в победе Мстителей над титаном Таносом, задумавшим вселенский геноцид.
Действие сиквела 2022 года развернется после событий последних «Мстителей», а также сериалов «Ванда/Вижн» и «Локи». Главный герой отправится в мультивселенную, чтобы сразиться с таинственным противником и помочь Ванде Максимофф, коллеге из «Мстителей», преодолеть желание покорить все миры ради обретения своих утраченных детей.
Мировая премьера сиквела состоялась 2 мая, в кинотеатрах США фильм выйдет 6 мая. В главных ролях снялись Бенедикт Камбербэтч, Элизабет Олсен, Бенедикт Вонг, Рэйчел Макадамс. На агрегаторе оценок Metacritic у «Мультивселенной безумия» пока 62 балла — средняя оценка для фильмов киновселенной. Критики, которым удалось посмотреть на приключения Доктора Стрэнджа, поделились впечатлениями — не менее запутанными, чем сюжет картины.
Los Angeles Times
Критик Джастин Чан
«Герои пробираются через мультивселенную, встречаясь с разными искажающими реальность зеркалами, которые создают космический лабиринт, где Стрэндж и Ванда (персонаж Элизабет Олсен) сталкиваются лицом к лицу со своими двойниками. Эти сюрреалистические встречи позволяют авторам задать несколько интересных вопросов о судьбе, предназначении и человеческом достоинстве. Что связывает нас и наших двойников из альтернативных вселенных? Что отличает? Какие повторяющиеся циклы событий мы можем разорвать, а какие ошибки обречены повторять? Это совсем иные вопросы, чем те, что поднимались в другой феерической мультивселенской картине — "Все везде и сразу". И они особенно важны для Стрэнджа, который выигрывает от хронического нежелания актера Камбербэтча казаться слишком симпатичным. Высокомерие, цинизм и неуверенность в себе формируют этого Доктора Стрэнджа, сперва заслоняя, но затем постепенно раскрывая его фундаментальную порядочность».
Empire
Критик Дэн Джолин
«"Мультивселенная безумия" — это шумная, неистовая и порой беспорядочная картина, но уж точно не скучная. Поклонники киновселенной будут радоваться многочисленным отсылкам, поклонники Рейми придут в восторг от его почерка; мы подозреваем, что даже неподготовленные, сбитые с толку зрители оценят, что фильм на 100% соответствует своему названию».
IndieWire
Критик Дэвид Эрлих
«Сэм Рейми успешен в "Мультивселенной безумия", потому что ведет битвы, которые может выиграть, и делает это так, что персонажи чувствуют его менторство и авторский почерк — все они пытаются примириться с потерями. Стивен Стрэндж — глубоко унылая копия лучших персонажей, которых Рейми создавал прежде. Спасает его только уникальное остроумие Камбербэтча. Но все это теряет значение, когда сюжет несется в хаос и Рейми начинает трансформировать этот растянутый эпизод сериала "Что, если?.." в карнавал душ, заполненный скримерами, диким калейдоскопом зеркал, расцветом телесного ужаса, Бенедиктом Вонгом, надирающим всевозможные задницы, и камерой, которая прикреплена к чему угодно и как угодно долго, пока несется все это безумие».
Variety
Критик Оуэн Глиберман
«Стрэндж Камбербэтча в конечном итоге предстает запутавшимся распорядителем мультивселенных в психоделическом сеттинге, который никогда не успокаивается настолько, чтобы дать выход его эмоциональной части. Рейми пускается во все тяжкие, когда один из трех Стивенов Стрэнджей оказывается гниющим зомби. Даже если вы уловите отсылку к предыдущим хитам режиссера — "Зловещим мертвецам" и "Затащи меня в ад", — она будет казаться неуместной в фильме, который то и дело оборачивается пособием по эксплуатации тяжелого арсенала Marvel. Блуждание во снах, Книга грехов (Даркхолд), Книга Вишанти — к окончанию титров вместе с традиционным тизером ждешь викторину по мультивселенной. Разве это будущее кинокомиксов? Надеюсь, что нет. Ибо тот факт, что вы все это посмотрели, не означает, что "Доктор Стрэндж. В мультивселенной безумия" заслуживает всех изобилующих подробностями и порой утомительных сюжетных придумок».
Vulture
Критик Анжелика Джейд Баштейн
«Есть моменты, где чувствуются интригующие идеи Рейми — когда вырывают глаз чудищу с щупальцами; когда Стрэндж становится живым трупом в другой вселенной; когда в волшебном сражении в воздухе появляются боевые музыкальные ноты; когда целая вселенная превращается в серое кладбище <...>. Мультивселенные мрачны, поскольку они свидетельствуют о неизбранных путях; в них живут люди, которыми мы могли бы стать, если бы поступили иначе. Но мультивселенная Стрэнджа не становится ни эмоционально насыщенной, ни достаточно художественно гибкой, чтобы впечатлить. В одном эпизоде Стрэндж путешествует по вселенным с головокружительной скоростью, и каждый из порталов изнурительнее другого. То герой под водой, то он мультяшный, то разливается живой яркой краской. Идеи с проблесками потенциала разбиваются о буйное безобразие фильма с его безумолчным темпом изложения, крайней загруженностью первого часа и обязательностью спецэффектов, которые лишают изображение четкой структуры».
Rolling Stone
Критик Дэвид Феар
«Это фильм, который не жертвует индивидуальностью ради общей стилистики студии Marvel. Cиквел дал Рейми свободу для создания чего-то лучшего, но не лишенного рекомендованных франшизой методов, прогнозирующих массовый успех фильма. Их, кстати, больше, чем несколько. Когда выходит фильм Marvel такого масштаба, аудитория делится на два лагеря: тех, кто считает этих монстров поп-культуры современным эквивалентом Шекспира, и тех, кто смотрит на них, как на тени от аттракционов на стене. Встречаются и те, кто готов противостоять мнению толпы с возражением "разве это кино?" Ведь здесь серьезные темы — непройденные дороги, непережитые травмы, невозможность снова вернуться домой — в той или иной степени превращаются в средства для различных зрелищных целей. Но Рейми соорудил не просто очередные американские горки, а настоящий дом с привидениями, что питается от источника причудливой творческой мысли, воображения и острых реплик. Методы, которые он использует для своего "Безумия", — вот что выделяет этот фильм в этой или любой другой вселенной».