Глава «АйТи Десижн» — о том, как из гуру IT стать ресторатором и актером
Компания «АйТи Десижн» занимается оказанием услуг IT-аутсорсинга, а также работает в области установки и обслуживания слаботочных систем. Однако генеральный директор компании Филипп Александровский не замыкается в одной сфере, а постоянно ищет новые перспективные направления для развития. Это и ресторанный бизнес — ресторан Uhvat, собравший немало престижных гастрономических наград, это и проект сети электрических автозаправок «Электропойнт». Обо всем этом «РБК Стиль» поговорил с предпринимателем.
Вы являетесь генеральным директором инновационной компании «АйТи Десижн». Как вам пришла в голову идея ее создания и чем вас привлекает сфера IT?
Я вырос в самые непростые для нашей страны годы. В то время в большинстве сфер царили упадок и разруха, однако даже тогда отрасль информационных технологий развивалась весьма стремительно, что было особенно заметно на фоне общего уныния. По-настоящему увлеченные своим делом люди с нуля творили историю IT в России. Именно эта область деятельности всегда ассоциировалась у меня с развитием, перспективами и возможностями практически неограниченного роста. Конечно, когда я задумался о собственном бизнесе, то понял, что он мог быть связан только с IT.
Насколько мне известно, у вас много различных проектов в разных сферах деятельности. Какой из них является сейчас наиболее доходным?
Тут надо хорошо понимать, что именно считать доходом и как трактовать успешность. Весьма распространенная ранее теория, урезающая миссию любого коммерческого предприятия до одной лишь максимизации прибыли, подвергнута сомнению и развенчана уже в начале XXI века. В реальности же любая компания, как и любой человек, является в первую очередь частью общества. И именно ее вклад в развитие общества, влияние на его изменение в позитивном направлении — это и есть основной показатель успешности. От необходимости экономической эффективности предприятия, конечно, никуда не деться, убыточная компания вынуждена будет просто прекратить свое существование, однако измерять исключительно деньгами ценность различных проектов сейчас уже несколько неуместно.
Согласен. Одним из направлений вашей деятельности стал ресторан Uhvat. Расскажите о самом проекте: почему вы решили заняться ресторанным бизнесом, помимо IT? Как он был задуман и в чем для вас была его привлекательность? И насколько за эти годы вам удалось реализовать все планы по этому проекту?
В ресторанном бизнесе я оказался по приглашению моего партнера Вадима Смирнова, у которого к моменту открытия Uhvat уже был значительный опыт в этой области. Но мой свежий взгляд, смею надеяться, тоже принес определенную пользу. (Смеется.) Например, через несколько месяцев после его открытия мы решились на существенные изменения в организации работы ресторана, потому что результаты, откровенно говоря, не слишком впечатляли. Тогда мы пригласили в проект шеф-повара Виктора Белея, человека очень авторитетного в ресторанной сфере. И вместе с ним решили, что раз уж речь идет о русской кухне, то пусть это будет не какой-то эрзац, а самая настоящая русская кухня в прямом смысле этого слова.
А это — блюда, приготовленные в дровяной русской печи в чугунных и глиняных горшках, и, конечно, свежий хлеб, который выпекается ежедневно. Во-первых, кто бы что ни говорил, вкус таких блюд невозможно воспроизвести при помощи каких-либо современных устройств. Во-вторых, это здоровая пища, которая готовится с максимальным сохранением полезных свойств продуктов. Ну и с чисто эстетической точки зрения русская печь — это не просто какое-то кухонное оборудование для приготовления пищи. Нет, это настоящая душа русского дома, его центр притяжения, героиня сказок, пословиц, различных поверий и примет. Казалось бы, древняя история? Нет, наша русская печь оказалась по своим характеристикам абсолютно в русле последних трендов. Она отвечает всем современным экологическим стандартам, поскольку аккумулирует тепло и бережно отдает его в течение очень длительного времени.
Мы знаем, что ваш ресторан был отмечен гидом Michelin, а его шеф-повар Виктор Белей вышел в финал «Золотого Бокюза» в Лионе. Расскажите об этом поподробнее...
Да, осенью 2021 года была закончена долгая кропотливая работа экспертов «Мишлен», которая прерывалась на время связанного с пандемией закрытия границ, по ее результатам появился гид «Мишлен. Москва-2022», в который в том числе вошел и наш Uhvat. Конечно, для нас это очень значительное событие, ведь признание международных экспертов подтверждает правильность выбранного нами пути. Сейчас, насколько я понимаю, на общей волне санкций в отношении России гастрономический гид «Мишлен» также объявил о приостановке у нас своей деятельности, однако при этом они отметили, что это «не ставит под сомнение талант шеф-поваров и команд», получивших награды в октябре прошлого года. Так что мы продолжаем движение в выбранном направлении, стараемся стать еще лучше, постоянно ищем новые подходы и развиваемся...
Что касается победы нашего шеф-повара на конкурсе Bocuse d’Or в Лионе, то действительно, впервые за 13 лет российская команда попала в финал этого престижнейшего кулинарного конкурса, который называют также «поварской Олимпиадой». И произошло это благодаря шеф-повару ресторана Uhvat Виктору Белею. Это потрясающее достижение. Я очень рад за Виктора и считаю большой честью для себя возможность работать с таким выдающимся талантом.
Говоря об использовании русской печи в вашем ресторане, вы упомянули экологическую составляющую. Действительно ли вы считаете, что вопросы экологии сейчас выходят на первый план? И насколько они важны лично для вас?
Человечество довольно долго существовало в полном соответствии с заветом Ивана Владимировича Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». И закономерным результатом такого подхода стало то, что теперь уже природе впору ждать милостей от нас. Да, я считаю, сейчас самое время задуматься о том, чтобы как-то уравновесить весь вред, который приносит планете деятельность человека, и концентрироваться в том числе на экологических проблемах. И тут, я думаю, довольно значительным мог бы быть вклад именно коммерческих компаний. Создание новых трендов экологической направленности стало бы хорошим воплощением социальной ответственности бизнеса, как я ее понимаю.
Участие в каких-то проектах подобной направленности вы для себя рассматриваете? И какие видите в этом перспективы?
Да, разумеется, рассматриваю. Мне кажется очень перспективным инвестирование в электротранспортные средства. Сейчас в России довольно пристальное внимание к этой теме: принята государственная программа, существуют различные механизмы поддержки производителей, а также субсидии из бюджета. Сейчас главное — создать необходимую инфраструктуру. Чтобы люди не боялись приобретать электромобили. Ведь многие думают так: «Вот сейчас я выеду за МКАД, через 50 км у меня сядет аккумулятор, а ближайшая зарядка находится в Твери. Да и не факт, что она сейчас работает...» Пользователь должен быть уверен, что на электромобиле он может спокойно передвигаться в городах и между ними, путешествовать в привычном формате и чувствовать себя не хуже, чем при использовании обычного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания...
Все правильно, и я абсолютно с вами солидарен. Но сейчас, к сожалению, в стране нет такой инфраструктуры.
Да, надо признать, что в России пока такой инфраструктуры нет. Поэтому я считаю, что крайне важно и интересно поучаствовать в ее создании. Не так давно мы с партнерами по бизнесу организовали компанию «Электропойнт», которая будет работать именно в этом сегменте рынка. Мы уже установили первые зарядные станции в Москве и ряде других городов. Сейчас проводим проектно-изыскательские работы для дальнейшего развития сети ЭЗС, работаем над усовершенствованием пользовательского программного обеспечения. Думаю, что с учетом взятого сейчас Россией курса на импортозамещение тут открываются довольно большие перспективы, в том числе и для каких-то совсем новых направлений.
Мне кажется, что недостаточно организации отдельных сетей электрозаправок. Это не решит проблемы и является по большому счету полумерой. Нужно замахиваться на более глобальные проекты — формирование целой экосистемы электрического транспорта. Согласны?
Разумеется. Сейчас в бизнесе необходимо мыслить именно в терминах экосистем. Поэтому мы считаем, что надо уходить от понятия просто электрической зарядки, а формировать целую систему мультисервисных станций, которые будут обладать самым различным функционалом, необходимым для удовлетворения максимального количества потребностей клиента. Однако, чтобы понять, каковы эти потребности, нужно хорошо представлять себе, кто наш клиент. Какой он — владелец электромобиля в современной России? Сейчас на этот вопрос, увы, невозможно ответить, поскольку фактически в стране отсутствует социальная группа «владельцы электромобилей». Поэтому на текущий момент наша задача — способствовать ее появлению, а в перспективе мы уже планируем выйти на новый уровень.
Ну и последний вопрос. Узнал, что вы снимались в комедии режиссера Елены Хазановой «Любовницы. Ответный удар». Что вас на это подвигло?
Захотелось получить новый опыт. (Смеется.) Ну, конечно, это уникальная атмосфера съемочной площадки, чувство причастности к большому, интересному процессу. Работа с известными артистами: Прилучным, Курцыным, Золотовицким и другими. Провел незабываемое время. Всем рекомендую!