Впечатления, 05 фев 2022, 14:30

Детективные сюжеты всех мастей: культурная афиша февраля

Последний месяц зимы оборачивается не только предчувствием весны, но также спектаклем о фотографии, русским авангардом, захватившим целый музей, и новым делом Эркюля Пуаро
Читать в полной версии
Фото: парк малевича / Adaskina Buro

Ретроспектива Бруно Ганца

Инженерный корпус Третьяковской галереи В течение месяца

Если количество выходящих и выходящих вновь фильмов и сериалов вызывает легкие приступы паники при необходимости определиться и выбрать сюжет для просмотра, возможно, стоит оглянуться и обнаружить искомое не впереди, а позади. Ретроспектива «Бруно Ганц XXI век» вполне похожа на пилюлю от тревожности. Этот швейцарский актер всегда отличался не только талантом, но и избирательностью при выборе ролей. Многочисленные подтверждения обнаружатся в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, где XX век (первая часть ретроспективы) уже сменился на XXI (вторая часть, текущая), так что на экране можно будет увидеть «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера, «Вечеринку» Салли Портер, «Тайную жизнь» Терренса Малика и другие фильмы с участием артиста.

Кадр из фильма «Небо над Берлином» (Фото: kinopoisk.ru)

К слову, поводов заглянуть в Третьяковскую галерею и в Новую Третьяковку в феврале довольно много. Помимо продолжающейся выставки Михаила Врубеля, это не только новые экспозиции и даже новый музей (о них — отдельно), но также концерты. Череду музыкальных вечером продолжит сольное выступление пианиста Ивана Бессонова, а во врубелевском зале зазвучат сонаты Моцарта и Шопена, а также этюды-картины Рахманинова.

«Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте»

Центр Вознесенского До 20 февраля

В Замоскворечье тем временем обнаруживается связь времен и эпох. В Центр Вознесенского приехало с гастролью полотно Аньоло Бронзино. Написанный придворным живописцем семьи Медичи, этот портрет Данте действительно полон аллегорий и будто замедляет стремительное московское время, убеждая присмотреться и задуматься. И пусть эта картина — несомненный главный герой экспозиции, роли второго плана здесь тоже не отстают. В их числе, к примеру, — редкие издания от эпохи Возрождения и до наших дней. Здесь и карта-путеводитель по «Божественной комедии», и сама поэма прямиком из XVI века, и сборник иллюстраций к сюжетам Данте.

Аньоло Бронзино, «Аллегорический портрет Данте», фрагмент (Фото: voznesenskycenter.ru)

«Авангард: на телеге в XXI век»

Музей русского импрессионизма До 22 мая

Еще одно путешествие во времени, на сей раз — в жанре практически детективном. В кратком пересказе сюжет выглядит так: милые сердцам советской власти художники-авангардисты были удостоены осенью 1921 года масштабной передвижной выставки. Начиналась она с города Советска, а продолжиться должна была в соседнем Яранске, куда полотна приехали не как-нибудь, а на телегах. Однако приметы времени — отсутствие финансов и политические перипетии — помешали планам. Полотна остались лежать в яранском музее и света (а вместе с ним и зрительских глаз) не наблюдали ровно сто лет. Теперь же авангард вновь оседлал телегу — в смысле уже метафорическом — и въезжает на ней в наши дни. Въезжает с чувством и толком, занимая практически все пространство музея русского импрессионизма. Еще одной главой выставочного проекта, помимо самих работ, становится экспозиция внутри экспозиции, которая называется «Искусство перевозки искусства». Она объясняет, почему когда-то по дорогам ехали телеги с работами Кандинского, Малевича или Степановой и что пришло им на смену сейчас. Как искусство добирается до музейных залов, как и под чьим присмотром проводит время в пути — все это знают профессионалы, а теперь можем узнать и мы.

Николай Синезубов, «У зеркала», 1920 (Фото: avantgarde.rusimp.su)

«Белый лес»

Парк Малевича, Московская обл., деревня Раздоры

Визит в парк Малевича — своеобразный перерыв на свежий воздух. Искусство здесь прячется среди не стен, но деревьев, а зимние краски с его помощью оказываются не только ярко-белыми и снежными, но, например, и красными. Дорожка, уходящая вдаль и устраивающая липовой аллее цветовой пробор, — новое размышление художника Григория Орехова, уже придумавшего для этого парка монумент-посвящение Казимиру Малевичу. Частью местного ландшафта стали и другие работы авторства Алексея Луки и арт-группы «Художественное уединение» в составе Ирины Кориной, Ольги Петруненко, группы «Обледенение архитекторов» и дуэта «ЕлиКука». Объединяться или уединяться — каждый в парке сможет решить сам, искусство же станет верным тому сообщником.

«Параллельные матери»

В прокате с 3 февраля

Можно было много раз услышать о новом фильме Педро Альмодовара (и прочитать фестивальные рецензии тоже), а теперь можно наконец его посмотреть. Продолжая логичную для себя тему материнства, режиссер рассказывает новую историю, в которой Мадрид все такой же солнечный, Пенелопа Крус все так же чувственна, а история полнится поэтикой, сплетающей дни и судьбы.

Кадр из фильма «Параллельные матери» (Фото: kinopoisk.ru)

«Смерть на Ниле»

В прокате с 10 февраля

Детектив Пуаро, как и водится во вверенном ему Агатой Кристи жанре, спокойно не может провести ни минуты. Вот и теперь, отправляясь в путешествие по Нилу, он планирует любоваться пейзажами, на деле же практически немедленно оказывается вовлечен в расследование очередного убийства. Кто, как, зачем и почему — привычные для усатого знатока вопросы, ответы на которые ему предстоит найти под чутким присмотром зрителей.

Кадр из фильма «Смерть на Ниле» (Фото: 20th Century Studios / imdb.com)

«Мама, я дома»

В прокате с 10 февраля

Второй полнометражный фильм выпускника мастерской Александра Сокурова Владимира Битокова, как и первая работа режиссера («Глубокие реки»), уводит причастных подальше от метрополий. В кабардино-балкарском поселке водит автобус острая на язык Тоня. Водит и ждет с войны сына, который однажды действительно появится вопреки похоронке. Но это не сын вовсе, а незнакомец, пытающийся установить свои правила и законы в доме, где он как будто бы свой. Сюжет понесется вперед, Тоня примется доказывать свою правду всем и каждому, и остановок на этом пути уже не будет.

Кадр из фильма «Мама, я дома» (Фото: снимок экрана)

«Ракурс»

L'Appartement, Трехпрудный пер., 11/13, стр. 1 5, 12, 19 февраля

Как часто мы нажимаем на кнопку, чтобы сделать кадр, и как часто задумываемся, что тот самый исключительный момент, когда этот кадр складывается, может быть только один. Секундой раньше, секундой позже — и история будет уже другой. Спектакль «Ракурс» независимого режиссера Елены Ненашевой — как раз об этом. Зритель окажется вовлечен не только в историю фотографии как она есть, но и в сам процесс фотографирования, а размышления Анри Картье Брессона и Сьюзан Зонтаг переплетутся с собственными переживаниями.

Фото: rakurs_perfomance

«Антон Видокле. Граждане космоса»

Новая Третьяковка 8 февраля — 3 апреля

Масштабный проект Третьяковской галереи и художника Антона Видокле погружает в историю космизма в разных его чертах и воплощениях. Художник исследует и размышляет, соединяя разные жанры и придумывая для своих фильмов вполне говорящие названия, как, к примеру, «Бессмертие и воскрешение для всех!» или «Коммунистическая революция была вызвана солнцем». В относительном соседстве с Новой Третьяковкой находится и открывшийся недавно музей Павла и Сергея Третьяковых, предлагающий вернуться к истокам, разобраться, как возникла страсть семьи к коллекционированию и на фоне каких событий развивалась.

Кадр из фильма «Бессмертие и воскрешение для всех!», реж. Антон Видокле, 2017 (Фото: tretyakovgallery.ru)