Время обнимать и идти в кино: культурная афиша октября
XVI Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория»
1 — 17 октября Москва
Фестиваль «Территория» в каком-то смысле похож на матрешку. Открывать его можно слой за слоем, обнаруживая все новые проекты, жанры и (удержаться от этого каламбура сложновато) территории. Как и всегда, это соединение самых разных жанров. В программе встречаются и соседствуют драматический театр, современное искусство, опера, танец, академическая музыка, а постановки и выставки занимают площадки по всему городу. В гости — уже практически традиционно — заедет театральная компания Яна Фабра «Трубляйн», прихватив с собой постановку «Изменчивая сила любви», а другие бельгийцы — танцевальная компания Peeping Tom — покажут свой «Триптих». Программа отечественных премьер не отстает. В ней — проекты независимых театров, музыкальные эксперименты, перформансы и другие возможности выйти за рамки привычных границ.
6-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства
2 октября — 5 декабря Екатеринбург
Как и полагается всем биеннале, тема каждой новой должна оказываться одновременно поэтичной и насущной, однако, формулируя лейтмотив своего следующего проекта, команда Уральской индустриальной биеннале едва ли знала, как сильно поменяются за время подготовки контексты. «Время обнимать и уклоняться от объятий» — главный посыл для всех художественных размышлений, которые планируют захватить весь Екатеринбург и обосноваться, допустим, в Главпочтамте, цирке или бывшем кинотеатре «Салют». Помимо прочего, территории современного искусства здесь предлагают осваивать и на территориях действующего производства: за это отвечает госкорпорация «Ростех», уже в третий раз выступающая стратегическим партнером и открывающая двери Уральского оптико-механического завода.
«Костик»
8, 9, 10 октября Театр имени А.С.Пушкина
Новый спектакль Дмитрия Крымова — история о том, что бывает, когда пишешь пьесу, а она не нравится твоей маме. Костик из его названия — Константин Треплев, герой чеховской «Чайки», превращенный фантазией режиссера в драматурга-современника. Как и всегда у режиссера, классических прочтений ждать не стоит. Аркадина в исполнении Виктории Исаковой удивит не раз, как и другие герои этого сюжета «по мотивам».
shoot/get treasure/repeat
9, 10 октября Склады Музея Москвы
Война и страх, любовь и сострадание — сюжеты вечные. Один конфликт сменяется другим, а чувства остаются, как и уверенность каждой из враждующих сторон в том, что правда именно за ней. Британский драматург Марк Равенхилл размышляет об этом в своем цикле антивоенных пьес, режиссер и артист Мастерской Брусникина Алексей Мартынов ставит по ним свой спектакль. Универсальность сюжетов подчеркнута одноликостью костюмов, вместе со сценографией как будто бы помогающих увеличить дистанцию между говорящими и слушающими, но на самом деле действующих ровно наоборот.
«Ксения Хауснер. Правдивая ложь»
28 сентября — 16 января ГМИИ имени А.С. Пушкина
Ксения Хауснер — художник-рассказчик. Ее работы полнятся приметами дней, однако герои при этом погружены практически в заданные обстоятельства. Эти «театральные» постановки, впрочем, оказываются удивительно правдивы, что обыгрывает, делая кувырок, название экспозиции. К театральной эстетике отсылает и сама биография Хауснер, успевшей не раз поработать в качестве сценографа и художника-постановщика над спектаклями и операми.
«Не время умирать»
В прокате с 7 октября
Не время умирать, но время выходить в прокат: новая часть «бондианы» переносилась уже столько раз, что все шутки на этот счет были пошучены, а запасенный попкорн иссяк. Но агент британской разведки сдаваться не привык, так что до экранов все-таки добрался, и, как водится, не один, а в компании харизматичных злодеев, гоночных автомобилей и идеально сидящих костюмов.
«Нас других не будет»
В прокате с 7 октября
Документальный фильм Петра Шепотинника — совсем не биография, но настоящий портрет Сергея Бодрова: артиста, режиссера и улыбчивого человека с архивных видеозаписей. Рисуют его вместе с героем коллеги и друзья, среди которых оказываются и Сергей Сельянов, и Надежда Васильева — бессменные соратники и Алексея Балабанова, подарившего нам Данилу Багрова, и самого Бодрова. Те самые свои, найдя которых можно позволить себе, по словам одного из балабановских героев, успокоиться.
«Купе номер 6»
В прокате с 28 октября
Обаятельный фильм финского режиссера Юхо Куосманена похож на своего главного героя Леху, обитателя одного из купе поезда на Мурманск. Волею судеб и кассиров РЖД он оказывается соседом финской девушки Лоры, которая сначала, разумеется, предпочитает от странного русского отстраниться. Сделать это, впрочем, не так-то просто. Мерный стук колес, как известно, сближает не хуже горячительных напитков, а мимолетное знакомство может обернуться дружбой покрепче многих.