За что мы любим бренд Jil Sander
Опережение времени
В одном из интервью немецкий дизайнер Джил Сандер сказала, что следует «цайтгайсту», духу времени. Однако с годами стало ясно, что она ему не следовала, а значительно его опережала.
Окончив текстильную школу в Крефельде в 1963 году и пройдя стажировку в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, Сандер работала редактором моды журналов McCalls в Нью-Йорке и Petra в Гамбурге, после чего открыла одноименный бутик с вещами тогда еще молодых марок Sonia Rykiel и Thierry Mugler. На соседних с ними рейлах разместилась одежда собственного пошива.
В 1973 году Джил Сандер выпустила полноценную коллекцию, однако успеха она не возымела: женские брючные костюмы без декора в нейтральных цветах казались неуместными на фоне блестящих комбинезонов, объемных блуз и расклешенных брюк, к которым тяготела мода 1970-х. Тогда Сандер стала ждать своего часа: она была уверена в том, что женщины должны одеваться не для мужчин, а для себя, и что им нужна в первую очередь комфортная и качественная одежда. Этот час настал на рубеже 1990-х годов, когда люди, устав от бесконечной праздности, искали успокоение в лаконичных вещах, которые при этом выгодно подчеркивали тело.
В 1989 году бренд Jil Sander продал акции на Франкфуртской бирже и начал экспансию на азиатский и североамериканский рынки, а спустя еще десять лет, в течение которых были открыты магазины в нескольких столицах мира и запущена мужская линия, заключил сделку с Prada Group. История сотрудничества немецкого бренда с итальянским фэшн-гигантом была полна драматизма: Джил Сандер, которая не могла найти общий язык с главой компании Патрицио Бертелли, уходила и возвращалась несколько раз, передавая пост креативного директора Рафу Симонсу, Родольфо Паглиалунге и наконец Люку и Люси Мейер.
До Jil Sander семейная пара работала по отдельности. Люси участвовала в создании женских коллекций модного дома Louis Vuitton, который покинула вместе с Марком Джейкобсом, перейдя в Balenciaga под руководством Александра Вэнга, а затем — в Dior. Люк был ассистентом основателя Supreme Джеймса Джеббиа и руководителем дизайн-отдела, после чего объединился с бывшим арт-директором Carhartt WIP Анро Фаем для создания собственной стритвир-марки OAMC. Люкс, который окружал Люси, и уличная мода, которую развивал Люк, во многом сформировали сегодняшний Jil Sander, перекликаясь с кодами самой Сандер. Это минималистичная одежда с фокусом на архитектурный крой и фактурные ткани, которая хотя и не выглядит расслабленной, заставляет женщину чувствовать себя именно так.
«Джил Сандер можно охарактеризовать как первую феминистку в мире моды, — писала о дизайнере колумнистка Vogue Сьюзи Менкес. — Какую бы революцию ни совершили Коко Шанель в 1930-х или Ив Сен-Лоран в 1960-х, Джил самым убедительным образом претендовала на расширение прав и возможностей женщин посредством одежды».
Впрочем, сама Джил феминисткой себя не считала. «Моя работа была больше о сближении полов и более андрогинном взгляде на мужчин и женщин», — говорила она за несколько лет до того, как андрогинность в моде стала мейнстримом.
Тонкая связь с искусством
Люк и Люси Мейер, как и их предшественница, — большие поклонники современного искусства. Однако по коллекциям одежды этого сказать нельзя: Jil Sander не помещает на футболки репродукции картин художников, как JW Anderson или Moschino, и не привлекает арт-деятелей к стилизации показов, как Raf Simons или Dior. Зато каждое пространство немецкого бренда — будь то флагманский магазин или временный корнер — напоминает музей: со светлыми стенами, деревянными панелями, бетонными кубами и минимумом одежды, которая даже развешена так, что похожа на выставочный экспонат.
Иногда в этих пространствах находится место для арт-инсталляций. Так, в 2019 году в бутике Jil Sander на Via Sant’Andrea в Милане разместился гигантский пуховик со складками, напоминающий Ждуна. Его дизайн одновременно отсылал к знаковой вещи основательницы бренда — платью-одеялу и к разработкам Мейеров для Jil Sander+, линии утилитарной одежды для времяпрепровождения на свежем воздухе. После пуховика пространство заняла изумрудная бархатная мебель, которая, учитывая минималистичный интерьер, сама по себе смотрелась необычно, а затем — тропические растения за запотевшим стеклом и длинные дорожки с колосьями пшеницы.
При создании большинства объектов команда Jil Sander обходится своими силами, привлекая к сотрудничеству художников (по крайней мере, публично) лишь во время Миланской недели дизайна, в которой принимает непосредственное участие. В 2017 году студия Nendo Оки Сато представила при поддержке бренда инсталляцию «Invisible outlines» («Невидимые очертания»), переложив типичный японский пейзаж на язык современного дизайна, а в 2019-м австралийская художница Линда Тегг засадила штаб-квартиру Jil Sander мхом, шалфеем и другими зелеными растениями, назвав происходящее «Adjacent field» («Прилегающее поле»).
В 2020 году Люк и Люси Мейер и сами почувствовали себя художниками в широком смысле слова. Журнал A Magazine предложил им разработать один из номеров, для чего они подняли материалы из своих архивов: фотографии окружавших их ландшафтов, детали из мудбордов Jil Sander и OAMC, заметки об индустрии моды, а также работы любимых деятелей современного искусства. Среди них не только художники, но и фотографы: например, итальянец Джаско Бертоли предоставил репортаж с улицы в Париже, сделанный из окна своей квартиры в начале пандемии.
Рекламные кампании
С фотографами, обладающими чутким восприятием окружающего мира, Люк и Люси Мейер также работают для создания рекламных кампаний Jil Sander. Точнее — фотоисторий: в них типичные снимки одежды на моделях чередуются с изображениями неочевидных и трогательных деталей, которые автор заметил во время съемки. Марио Сорренти привез для Jil Sander фотографии перфекционистской черепицы японских крыш, Найджел Шафран — разбитого стакана в пригородном отеле в Шотландии, а Оливер Керверн — полупустого автомата с жвачками где-то на Сицилии.
Коллаборации
Так же тонко креативные директора немецкого бренда выбирают партнеров по коллаборациям. Пока Джил Сандер в качестве самостоятельного дизайнера продолжает сотрудничество с Uniqlo, начатое еще в 2009 году на почве обоюдной любви к функциональности и минимализму, Люк и Люси Мейер по тому же принципу объединяются с Arc’teryx и Birkenstock.
Новость о коллаборации с Arc’teryx появилась еще восемь месяцев назад, но пока известно только, что она выйдет в рамках аутдор-линии Jil Sander+ и предложит вещи для активного зимнего отдыха — лаконичные, но технологичные. А вот результаты сотрудничества Jil Sander с Birkenstock можно купить уже сейчас.
Мейеры переосмыслили иконические сандалии Birkenstock Arizona, Milano и Berlin, представив их в менее олдскульном виде для гармоничного сочетания с городской одеждой — будь то платье с рукавами-буфами или льняной костюм. Это достигается за счет более круглой, широкой и высокой подошвы, ремешков из телячьей кожи с необработанными краями и тонкими пряжками из сатинированного никеля, переливающегося на солнце, а также теплых цветов: черного, бежевого и оливкового. В качестве дополнения коллекции вышла принципиально новая модель Velan, вариация сандалий Berlin с закрытым мысом, где задний ремешок заменен кожаными лентами, охватывающими щиколотки.
«Мы смотрим на коллаборации не как на маркетинговое упражнение для двух брендов, которые помещают на вещь свои логотипы. Для появления совместного продукта должна быть причина, — говорит Люк. — Мы поговорили с ребятами из Birkenstock, и нам понравился их подход к производству. Они способны выпускать продукт в огромных объемах, но при этом сохранять душевность и теплоту».
Дизайнер не знает, продолжится ли сотрудничество с обувным брендом в следующих сезонах, подчеркивая, что для Jil Sander важнее создать действительно нужный продукт, нежели «распродать коллекцию в первые две минуты». Однако это уже произошло: на официальном сайте Birkenstock некоторых позиций уже нет в наличии. Зато они есть в московском ЦУМе, который по случаю выхода коллаборации организовал арт-инсталляцию. Над ней работал британский архитектор Джон Поусон, который, как и Jil Sander, придерживается эстетики минимализма. Хотя это далеко не все общее, что он отразил в своей работе: инсталляция напоминает музейное пространство, воплощая идею оазиса спокойствия, которую Джил Сандер закладывала в свои коллекции еще в 1970-х годах.