Пограничное расстройство личности: симптомы, лечение, советы по общению
- Что это
- Тест
- Симптомы
- Причины и факторы риска
- Лечится ли
- Как общаться с человеком с ПРЛ
- Комментарий эксперта
Что такое пограничное расстройство личности
Пограничное расстройство личности (ПРЛ, в английской терминологии — borderline), неизбежно влияет на то, как человек думает и что чувствует, как взаимодействует с окружающими [1]. Диагноз зафиксирован в МКБ-10 и считается подвидом эмоционально неустойчивого расстройства личности. Расстройство проявляется в проблемах с самооценкой, управлении эмоциями и поведением, высокой тревожностью и десоциализацией и приводит к нестабильным отношениям с окружающими. При пограничном расстройстве личности человек испытывает страх остаться в одиночестве или быть брошенным. Неуместный гнев, импульсивность, частые перепады настроения могут оттолкнуть потенциальных партнеров.
Отклонения, как правило, фиксируются у молодых людей и могут усугубляться с возрастом. При этом многие пациенты с диагностированным ПРЛ могут жить полноценной жизнью, проработав основные проблемы.
Тест на пограничное расстройство личности
Некоторые симптомы могут прямо указывать на ПРЛ, но точную информацию даст только лечащий врач. Если подозреваете у себя расстройство, ответьте на несколько вопросов:
- Есть ли у вас страх одиночества, который заставляет действовать неадекватно? Например, постоянно звонить партнеру, стараться быть всегда рядом с ним.
- Приходилось ли вам резко менять мнение по отношению к партнеру, переходить от любви к ненависти без особых причин?
- Вы когда-либо чувствовали, что у вас нет четкого представления о самом себе, что вы не уверены в самооценке?
- Совершали ли вы импульсивные опасные поступки? Например, принимали наркотики, безрассудно тратили большие суммы денег либо занимались незащищенным сексом?
- Наносили ли вы себе повреждения, угрожали суицидом в присутствии близких?
- Случаются ли у вас сильные перепады настроения — от беспокойства и раздражительности до многодневной депрессии и апатии?
- Сложно ли вам контролировать свой гнев?
- Попадая в стрессовую ситуацию, чувствуете ли вы, будто отключены от реальности и собственного тела, не управляете своими мыслями и поведением?
Если вы ответили «да» на большее количество вопросов, есть смысл поговорить с психотерапевтом. Симптомы не всегда указывают именно на пограничное расстройство личности и могут быть следствием других проблем со здоровьем. Только специалист сможет поставить верный диагноз и дать грамотную консультацию.
Симптомы пограничного расстройства личности
ПРЛ влияет на то, как человек относится к себе и другим, как он ведет себя в обществе. Признаки и симптомы разнятся, их может быть несколько, либо всего пара из списка [2]:
- Сильный страх быть брошенным. Человек готов пойти на крайние меры, чтобы избежать реального или воображаемого ухода или отказа партнера.
- Склонность к нестабильным отношениям. Например, человек идеализирует партнера, но в какой-то момент вдруг решает, что последний жесток и несправедлив.
- Быстрые изменения в самоидентификации и самооценке. Цели и ценности переключаются несоразмерно обстоятельствам — резко и без особых причин. Человек склонен считать себя плохим, ему необходимы импульсы извне, чтобы чувствовать себя живым и нужным.
- Паранойя, связанная со стрессом. Потеря контакта с реальностью продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов.
- Импульсивное поведение, склонность к риску. Азартные игры, безрассудное вождение, небезопасный секс, злоупотребление алкоголем, переедание, наркотики.
- Саботаж успеха. Внезапный необоснованный отказ от позитивных взаимоотношений, хорошей работы.
- Членовредительство, суицидальные наклонности. Часто возникают в ответ на страх разлуки или отказ партнера.
- Резкие перепады настроения, продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. Яркие, гипертрофированные эмоции: счастье, тревога, стыд и раздражительность.
- Постоянно сопровождающее чувство опустошенности, отсутствие интереса к происходящему.
- Агрессия — сильный гнев, жестокие саркастические замечания в адрес собеседников, драки.
Причины и факторы риска
Как и в случае с другими психическими проблемами, причины пограничного расстройства личности до конца не изучены. Помимо обстоятельств, таких как жестокое обращение в детстве или пренебрежение, пограничное расстройство личности может быть связано со следующими факторами.
- Генетика. Исследования с участием близнецов и их родственников предполагают, что ПРЛ может быть унаследовано и быть частью комплекса психических отклонений [3].
- Аномалии мозга. Некоторые исследования подтвердили изменения в определенных частях мозга, участвующих в регуляции эмоций, особенно импульсивности и агрессии [4]. У пациентов с ПРЛ могут быть зафиксированы сбои в регуляции химических веществ, например, выработки серотонина, влияющего на настроение.
Лечится ли пограничное расстройство личности
ПРЛ трудно поддается лечению. Но с помощью современной терапии, основанной на фактических данных, можно помочь людям с расстройством справиться с симптомами и улучшить качество жизни. Хорошо, если лечением занимается лицензированный врач, специализирующийся на этом заболевании. Иногда пациенту необходимо будет взаимодействовать не только с психиатром, но и с социальным работником, который поможет адаптироваться при отсутствии близких.
Как правило, врач проводит интервью и обсуждает симптомы, беспокоящие человека. Затем идет тщательное медицинское обследование и тестирование, которые позволяют исключить другие заболевания. Сопутствующие расстройства могут затруднить диагностику и лечение ПРЛ, особенно если их симптомы совпадают. Например, человек может показывать признаки депрессии, биполярного расстройства, тревожных состояний, проблем, связанных с употреблением психоактивных веществ, или расстройств пищевого поведения. Если пациент с пограничным расстройством личности не получает должного лечения, велика вероятность, что у него разовьются хронические заболевания. Причем не только психические, но и физические — пациенты с ПРЛ склонны делать выбор в пользу нездорового образа жизни и членовредительства.
Психотерапия — первостепенная помощь человеку с ПРЛ. Она может проходить как индивидуально, так и в группе. Второй вариант помогает пациенту взаимодействовать с другими людьми и выражать себя в обществе. Чаще всего врач использует один из двух вариантов терапии, либо совмещает их:
- Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ). В ней используются концепции осознанности и принятия текущей ситуации и эмоционального состояния. ДПТ также обучает навыкам контроля и уменьшения саморазрушительного поведения.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Этот вид помощи позволяет выявить и изменить основные убеждения, которые лежат в основе неточного приятия себя и других, а также проблемы, связанные с общением.
Поскольку их преимущества неясны, лекарства обычно не используются в качестве основного лечения пограничного расстройства личности. Однако в некоторых случаях психиатр может порекомендовать средства для лечения определенных симптомов, например контроля перепадов настроения и депрессии. Психотерапевт должен специализироваться на пограничном расстройстве личности, то есть получить дополнительное образование по этому направлению.
Как общаться с человеком с ПРЛ
Люди с ПРЛ часто очень мнительны и уязвимы. Они нуждаются в поддержке, и им важно осознавать, что у них есть к кому обратиться в случае обострений. Элиза Гордезки, писатель, художник и квир-феминистка с ПРЛ, разработала мануал по взаимодействию с людьми, которым был поставлен этот диагноз [5]. Вот основные рекомендации.
Говорите близким, что позаботитесь о них
Люди с ПРЛ склонны думать, что если не слышат этого подтверждения, то окружающим они безразличны. Подходящие фразы:
- «Просто пишу тебе, чтобы сказать, что ты мне небезразличен».
- «Я хотел, чтобы ты знал, что я сейчас думаю о тебе».
- «Мне очень нравится, что ты есть в моей жизни, и я хотел убедиться, что ты это знаешь».
Интересуйтесь самочувствием и делами
Для людей с ПРЛ это замкнутый круг: они боятся быть отвергнутыми, поэтому не делятся своими переживаниями, чтобы исключить риски негативных реакций от окружающих. Спросить, как дела, — подходящая стратегия для налаживания контакта.
- «Привет, как ты?»
- «Я видел, что ты выложил грустный пост в Facebook. Хотел убедиться, что ты в порядке».
Смягчайте плохие новости поддержкой и сочувствием
Когда сообщаете близкому какую-то неприятную информацию, постарайтесь напомнить о том, что он важен для вас и что вы в любом случае его поддержите. Человеку с ПРЛ нужно осознавать, что с его чувствами считаются, и не воспринимают их, как нечто наигранное.
- «Мне нелегко поддерживать тебя в этой кризисной ситуации, но я должен знать, что сделать, чтобы тебе было легче с ней справиться».
Подбирайте слова
Марша Линехан, разработавшая модель диалектического поведения (один из наиболее распространенных методов лечения людей с ПРЛ), использует в своих руководствах особую лексику [6]. Вместо того чтобы характеризовать человека или его действия осуждающими словами, она предпочитает такие прилагательные, как «эффективный, умелый и мудрый» (или обратные — «неэффективный, неумелый и неразумный»). Эти слова отделяют человека от его поведения, они называют качества, которые можно изменить. Если кто-то проявляет жестокость, переходит на негатив или оскорбления, можно сказать что-нибудь вроде:
- «Я вижу, ты расстроен. Я понимаю, почему ты расстроен, но эти действия очень неэффективны и не принесут тебе желаемых результатов. Давай вместе подумаем, как можно добиться большего толка и достичь желанных перспектив».
Сравните эту фразу и те, которые многие привыкли использовать в подобных ситуациях: «Это не нормально, если ты так реагируешь!», «С тобой невозможно общаться, слишком много драмы», «Почему ты так остро реагируешь? Ты всегда такой чувствительный!»
Будьте внимательны к триггерам
Единственный способ определить, что беспокоит близкого человека — спрашивать и наблюдать. Среди людей с ПРЛ распространены два триггера (англ. trigger — повод, пусковое устройство; в психологии — раздражитель, вызывающий определенную реакцию), — быть брошенным и получить отказ. Простые ситуации, к которым привыкло большинство, при пограничном расстройстве личности могут вызвать бурную негативную реакцию. Например, если вы перенесли встречу или стали уделять больше времени другим делам, долго не отвечали на сообщение или забыли позвонить. Конечно, изменение планов — нормальная ситуация, но при общении с человеком с ПРЛ стоит уделить немного времени, чтобы объяснить ему свои действия:
- «Я помню, что мы планировали встретиться в пятницу и вместе поужинать, и мне очень жаль, но я вынужден отменить эту встречу. Мне поручили сделать срочный отчет, и весь вечер я буду на работе». Будет здорово, если вместе с отменой планов вы предложите скорую альтернативу: «Но я очень хочу провести с тобой время! Может быть встретимся в субботу в обед?»
Повторяйте и подтверждайте
Людям с ПРЛ нужно напоминать о вашем положительном отношении. Частое подкрепление и поддержка — важная составляющая их хорошего самочувствия и доверия к миру. Будьте терпеливы и акцентируйте внимание на хороших моментах, переубеждайте близкого, если он срывается в негативные эмоции, даже если вам кажется, что они необоснованны. Например, ваш друг расстроен тем, что ему не отвечают на сообщение. В этот момент он может всерьез считать, что собеседник его ненавидит. Сообщите, что это не так, вероятнее всего, человек просто занят, он обязательно напишет или позвонит, как только у него появится время.
То, что хорошо работает для одного человека, может не работать для другого, поэтому всегда лучше поговорить со своими близкими и спросить, что им нужно.
Комментарий эксперта
Не всегда возможно наладить отношения с человеком с ПРЛ [7]. Но если это не разрушительная абьюзивная связь, и вам важно сохранить отношения, нужно приложить большое количество усилий. В первую очередь, установить границы — когда можно приходить или звонить, можно ли кричать. Иногда на перестройку могут уйти годы, особенно если речь идет о родственниках в возрасте. Потребуется много трудозатрат и терапевтической поддержки.
Пограничное личностное расстройство — одно из трех базовых личностных расстройств в современной психотерапии, другие два — шизоидное и нарциссическое. ПРЛ наиболее хорошо изучено и выделяемо, оно на виду в силу своих клинических проявлений. Расстройство включено в МКБ-10, но сложность заключается в отсутствии единых критериев постановки диагноза. Есть три очевидных признака пограничного расстройства личности:
- Человек не заботится о себе. Например, не посещает врачей, при этом испытывает чувство вины и стыда за свой выбор. Этот фактор касается и гигиены, и личных отношений.
- Скорость сближения. Людям с ПРЛ свойственно быстро устанавливать контакты и так же быстро разочаровываться в новых знакомых, друзьях, романтических отношениях.
- Крайний страх перед отвержением. Если человек боится быть покинутым, получить отказ от близких, друзей или партнеров, то это явный признак ПРЛ.
При ПРЛ четко прослеживается недостаток самоактивации — побуждения себя к какому-то действию. При этом человеку трудно объяснить самому себе, почему он не может этого сделать. Пытаясь побудить себя к действию, он начинает тревожиться. Пограничное личностное расстройство закладывается в детстве, в период 16–24 месяцев. Часто это следствие тяжелого абьюза, физического, эмоционального или сексуального насилия, либо негативной реакции родителей на потребность ребенка в психологической близости. В случае преждевременной сепарации формируется психическая структура из двух отдельных частей, которые в норме должны интегрироваться друг в друга, но при ПРЛ это два отдельных модуля.
ПРЛ часто связывают с наркозависимостями. Страдания, ощущения фрустрации, неудовлетворенности побуждают человека химически регулировать свое эмоциональное состояние. Это и алкоголь, и наркотики, и самоповреждающее поведение, причем не только в отношении тела. Например, человек может потратить все деньги в день зарплаты.
Что касается ПРЛ в подростковом возрасте, то для этого этапа развития человека многие «симптомы» — на самом деле нормальное поведение. Тяжелые эмоциональные переживания, притупление чувства самосохранения, эксперименты с веществами и партнерами. Но лет с 16-18, когда переходный этап пройден, сохранение этих признаков может быть поводом для обращения к специалисту.
Близкие людей с ПРЛ сталкиваются, в первую очередь, с их эмоциональной нестабильностью. Самая большая сложность — хаотичное влияние на жизнь окружающих. Если человек с нарциссическим расстройством будет свою мнительность распространять на оценки других, то при ПРЛ людям свойственен другой фокус — любовь/не любовь, отвержение/принятие. Человек может пытаться вернуть расположение партнера либо сыграть на опережение — разорвать отношения, если предполагает, что его могут бросить. Люди с ПРЛ могут становиться абьюзерами в силу невыносимых эмоциональных переживаний, которые они пытаются таким образом изменить.
Что касается профессиональной сферы, то ПРЛ можно заподозрить, например, у рок-звезд. Более того — наличие такой особенности для людей этой профессии будет даже плюсом. В их творчестве будет много жизни и боли, оно очень искренне и может быть целительным для других людей.
Если вы сталкиваетесь с человеком с ПРЛ на работе — с начальником, коллегой, подчиненным, скорее всего, у него будут достаточно зыбкие границы, потому что ему трудно устанавливать и выдерживать их. Это может быть человек, который вероломно относится к чужим границам либо, наоборот, дистанцируется и избегает коммуникации. Люди с ПРЛ бывают очень успешны. У таких начальников поведение реактивно, в департаменте хаос, и многим будет некомфортно. Но в ПРЛ есть качества, которые хороши для менеджмента: эмпатия, интуиция, даже проявление агрессии могут быть преимуществом для продвижения в карьере.
Для диагностирования и лечения пограничного расстройства личности требуется определенный набор навыков, которым не учат на психологических факультетах, во всяком случае на базовых программах обучения. Большинство психологов не имеют такой квалификации, она есть максимум у 10% практикующих специалистов. Поэтому особенно важна просветительская работа, чтобы люди могли находить понимание и поддержку, которые так нужны. Особенность терапии при ПРЛ будет направлена на те самые два модуля сознания (паттерны) пациента. Человек с ПРЛ может обратиться к врачу из своего положительного детского паттерна, рассказывать, как хорошо работает лечение. Он делает это, потому что привык удерживаться в отношениях таким способом, усвоил, что должен давать позитивную эмоциональную подпитку, «чтобы не бросили». Терапевт должен фрустрировать этот паттерн, помогать выходить за его пределы. Другая крайность — человек с ПРЛ входит в отрицание, злится, агрессивно себя ведет. Важно, чтобы врач умел распознать эти признаки.
Любая эффективная терапия ПРЛ — это продвижение по спектру в сторону нормального функционирования. Прогноз лечения довольно позитивный, ПРЛ неправильно называть неизлечимым пожизненным расстройством, как считалось в прошлые годы. Многое изменилось, и практически во всех случаях, если человек имеет доступ к терапии и готов работать, удается избавиться от большей части симптомов в течение 2–4 лет. При нарциссизме успешная терапия занимает 5–7 лет.