Екатерина Павлова, Imperial Yachts — о спросе на суперъяхты в пандемию
Летний чартерный сезон 2020 года в сегменте суперъяхт оказался очень насыщенным — в период повсеместной изоляции суперъяхты оказались своего рода Ноевым ковчегом, где можно укрыться от всего мира и провести замечательное время в кругу семьи и друзей. Спрос на аренду яхт продолжает расти, и зимний сезон 2020/2021 обещает побить все рекорды.
Как на ваш бизнес повлияла ситуация с пандемией, как изменился рынок, спрос?
В нормальной ситуации мы ежегодно отмечаем определенные сезонные колебания спроса. Обычно в начале года (январе-феврале) у нас уже были запросы на летний чартер, основной пик приходился на март-апрель, процентов 30% от общего числа запросов мы получали в июне-июле — это те, кто не успел или забыл забронировать заранее. В сентябре-октябре мы уже начинали готовить зимний отдых для наших клиентов. Это достаточно стабильная схема, которая повторялась из года в год. Что произошло в этом году? Когда в марте началась пандемия, мы действительно не знали, чего ждать. В апреле и мае запросы просели примерно на 40%. Некоторые клиенты все еще рассматривали чартер как вариант самоизоляции на яхте, то есть, в отличие от краткосрочных чартеров на одну-две недели, рассматривали более длительные периоды, например пять-шесть недель и даже два-три месяца. Это как раз было в апреле.
К концу мая ситуация стала более понятной, открылись Хорватия и Турция, в Европе тоже определились с ограничениями для путешествующих на яхтах. Уже с июня начался поток запросов на чартер, а в июле-августе чартерные брокеры работали в режиме цейтнота. Могу сказать, что до сих пор запросов меньше не становится. Более того, мы организовали серьезные чартеры в октябре и даже появились запросы на начало ноября — традиционно мертвый сезон. Скажу честно, яхт не хватало, ведь лучшие предложения всегда разбирают заранее. Основными направлениями для россиян в этом году стали Турция и Хорватия, те же, кто на момент карантина находились в Европе или имели возможность туда вылететь, предпочли традиционные Италию и Францию — в среднем около 20% наших клиентов отправились туда.
А куда едут сейчас, осенью?
Многие едут на Средиземное море, чего раньше не было, в октябре там действительно уже холодно и не так приятно, особенно на воде. К счастью, в этом году погода более теплая. Также едут туда, где еще открыто, — есть подозрения, что эти страны снова закроют на карантин, и многие клиенты, по моим ощущениям, просто хотят успеть провести каникулы за границей.
К вопросу о возможных повторных закрытиях и карантинах. Современные большие яхты могут рассматриваться как безопасный вариант для самоизоляции?
Яхта — прекрасная опция для изоляции, это своего рода Ноев ковчег. Можно, действительно, укрыться, изолироваться, спрятаться. Экипаж постоянно на борту, он не меняется, тесты пройдены, соблюден необходимый карантин. Поставки продуктов на борт сейчас хорошо организованы, все обрабатывается, дезинфицируется, моется и только потом заносится внутрь яхты. Поэтому многие гости проводили это лето на якоре не выходя на берег. Купались, отдыхали — просто отличный карантин.
Вводились ли новые ограничения с точки зрения количества людей на борту?
Классификация коммерческой яхты позволяет иметь на борту до 12 пассажиров, следующая классификация — это пассажирский класс яхты до 36 гостей максимум, далее уже идут круизные лайнеры, и это уже другая история. По ограничениям, которые были в начале сезона (в апреле-мае), можно было иметь не более десяти пассажиров на борту, в конце июня эти ограничения сняли. Что касается экипажа, то его эти ограничения не коснулись.
Есть ли какие-то новые правила относительно эпидемиологического контроля, например, должен ли экипаж сдавать тесты на COVID перед чартером?
Разумеется, сейчас это очень распространено. В нашем флоте, на своих яхтах, независимо от того, есть у нас чартеры или нет, экипажи регулярно проходят тестирование ПЦР (на возможную текущую болезнь) и на антитела. На борту проводится регулярная дезинфекция всех систем кондиционирования. Обязательны перчатки, маски, санитайзеры.
Есть клиенты, которые спокойнее относятся к ситуации, они разрешают экипажу снимать маски. Но подавляющее большинство клиентов все-таки предпочитает придерживаться предписанных мер безопасности. Практически во всех контрактах прописывается, что экипаж и гости должны сдать ПЦР-тесты не позднее чем за 72 часа до начала чартера. Возможен и срок в 48 часов в зависимости от яхты и требований владельца и гостей.
Есть ли ограничения по приему сторонних гостей на яхты во время чартера? Например, если во время одной из остановок к клиенту на борт захотят прийти друзья?
Как правило, это зависит от владельца яхты. Некоторые судовладельцы категорически против приема гостей на борту. У нас были такие случаи этим летом, и в данном случае ничего сделать нельзя. В таком случае гости предоставляют тесты, сделанные не позднее 48 часов до посещения яхты, либо вызывается доктор, который проводит экспресс-тест, и после получения отрицательного результата гости заходят на борт.
Вы сказали, что в начале года у вас уже были брони на лето, а как вы решали вопрос с теми, кто не смог приехать по причине ограничений, болезни и т.д.?
Мы сталкивались с ситуациями, когда клиенты не могли прилететь. Лояльно относимся к таким вещам, тем более, это форс-мажор. Хотя первые полгода такие случаи даже не признавались в чартере форс-мажором, поэтому многие судовладельцы отказывались возвращать деньги по депозиту — приходилось договариваться о переносе чартера. Если же перенести не удавалось, клиенты все же старались приехать.
В нашей работе важно как максимально сохранить доход для судовладельцев, так и организовать качественный отдых для клиентов, который запомнится им надолго. Поэтому первые полгода все держалось на качественной работе, опыте и коммуникативных навыках брокеров. Со второй половины года пункты об отмене чартера в связи с пандемией стали включать в контракты. Ассоциация MYBA предложила подписывать дополнительное соглашение к контрактам, связанное с пандемией. Мы же своим клиентам не рекомендуем его подписывать, потому что оно дает меньше прав клиенту и больше прав капитану и судовладельцу. Например, если во время чартера заболевает кто-то из гостей, то по этому соглашению чартер прекращается и неиспользованные дни клиенту не возвращаются. Если же заболел член экипажа, то чартер также прекращается и клиенту возвращается только сумма за неиспользованные дни. То есть для клиента это крайне невыгодно. Мы рекомендовали клиентам добавлять в основной контракт пункт, по которому, в случае, если яхту не могут доставить или клиент не может прилететь по причинам, связанным с пандемией, чартер либо переносится, либо, по обоюдному согласию, отменяется и оплата возвращается. Это хотя бы как-то уравнивает обе стороны.
Что предлагаете в связи с наступающим зимним сезоном? Уже появился спрос на эти предложения?
Спрос огромный, люди активно планируют зимний сезон. Сейчас единственный вопрос в том, какие страны какие ограничения вводят. Например, Багамы закрыты на жесткий карантин: даже если люди прилетают на чартер, они две недели не имеют права сойти на берег. То есть весь чартер вы проводите на яхте. Что касается Карибских островов — традиционно востребованного направления для зимнего чартера, то варианты отдыха там есть для обладателей американских и европейских паспортов, а также для обладателей шенгенской визы сроком не менее пяти лет; также есть ограничения по маршруту полетов (откуда вылетел самолет и на какой именно остров можно прилететь). Индийский океан также остается в приоритете, там для россиян открыты Мальдивы. Сейшелы пока открыты только для некоторых стран, Россия, к сожалению, в них не входит, но мы ожидаем ослабления мер ближе к зимнему сезону.
Что интересно, многие клиенты сейчас рассматривают удаленные направления. Если раньше существовали четыре опорные точки зимнего чартера — Карибы, Мальдивы, Сейшелы и Тайланд, — то сейчас многие всерьез рассматривают, например, Мадагаскар (он, к сожалению, пока закрыт), Маврикий, Французскую Полинезию.
Изменились ли сроки предоплаты в связи с коронавирусом?
Нет, ничего не изменилось. Контракт считается подтвержденным, если он предоплачен, то есть если внесен депозит. Если до начала чартера еще много времени, то платежи можно разделить на несколько частей. Заключительный платеж должен быть совершен не позднее четырех-пяти недель до начала чартера, чтобы яхта успела подготовиться и совершить все закупки. В целом, это стандартная практика.
Расскажите, как можно оптимизировать налогообложение? Кстати, перечисленные вами зимние направления выглядят достаточно привлекательно с точки зрения налога на чартер: Мальдивы — 0%, Сейшелы — 12%.
Важен маршрут: где клиент начинает чартер, куда направляется, иногда даже порт окончания. Место начала чартера влияет на то, налог какой страны будет применяться. В случае с дальними направлениями имеет значение, на какой срок берется лодка: если на месяц-два или три, то почему бы после Сейшел не отправиться на Мальдивы, где нет налога на чартер? Или, например, начать с Мальдив, посетить Сейшелы и закончить чартер снова на Мальдивах? В этом случае, например, налога не будет.
Какие еще подводные камни существуют при оптимизации налогов?
Сумма рассчитывается, исходя из законодательства страны, где проходит чартер, а также из стоимости аренды яхты, не включая депозит и другие дополнительные расходы. Но в некоторых странах, например Франции и Италии, есть еще обязательный налог на доставку яхты, причем доставка облагается по такой же ставке, как и основная сумма, прописанная в контракте, то есть 10% или 20% во Франции и 6,6% или 22% в Италии. В Хорватии, например, такого нет, там налог рассчитывается только исходя из стоимости аренды без учета других расходов. В Черногории вообще нет налога, более того, там дешевле топливо и выгоднее стоянки, но яхта будет ограничена в передвижениях — ведь для того, чтобы не платить налог, нужно будет оставаться в районе Черногории. Если начинать чартер в Черногории и потом идти в Хорватию, то налог Хорватии 13% будет применим к тем дням, которые были проведены на территории Хорватии. То есть в каждой стране много тонкостей, и задача брокера — проконсультировать клиента и составить маршрут так, чтобы минимизировать расходы, учитывая при этом все его пожелания. Важна квалификация брокера, знание налоговых регулирований.
Какие самые престижные яхты 2020 года? Что будет доступно на тех новых зимних направлениях, что вы перечислили?
В данный момент существуют две самые интересные и большие коммерческие яхты, на которые хотят попасть все, кто привык к определенному уровню. Самая большая из них — 136-метровая Flying Fox — будет доступна на Мальдивах, Сейшелах и в Таиланде, на ней возможно также отправиться в путешествие по Индонезии и Французской Полинезии. Вторая — новая суперъяхта Lana (Benetti, 107 м) была недавно спущена на воду, но на нее уже огромный спрос. Сейчас она находится в Красном море — одном из самых востребованных осенних направлений. Ближневосточный мир пока закрыт на карантин и вылететь в Европу на чартер достаточно проблематично, поэтому очень многие яхты уходят в Красное море, чтобы взять на борт ближневосточных клиентов. Позже Lana будет также доступна на Сейшелах и Мальдивах.
Еще одна яхта, которую невозможно обойти вниманием, — La Datcha (Damen, 77 м). Она будет доступна также в Индийском океане, а на лето 2021-го уйдет в регион Чукотки и Камчатки, где у нее уже очень плотный график.