Будни «Кинотавра»: город засыпает, просыпается человек из Подольска
В пятый конкурсный день город уснул. Нет, не Сочи, конечно, а безымянный портовый город из фильма Марии Игнатенко. Сон этот не сладкий послеобеденный, долгожданный после целого дня или легкий и нежный, в объятиях которого незаметно для самого себя оказываешься на пляже или за книжкой. Он тревожный и мрачный как морок, проникший в дома и на кухни, в больницы и на улицы. Спят люди, спят машины, замерли дороги, стихли разговоры, не слышно ни стука тарелок, ни шума колес. Спят дома и в кафе, поодиночке и вместе. Спят там, где оказались. Не спит только механик Виктор, сошедший со своего судна на берег, чтобы разобраться, что случилось с женой, в смерть которой он отказывается поверить.
В дебютной полнометражной работе выпускницы Московской школы нового кино не стоит искать последовательной сюжетной линии и диалогов, которые объяснят все. Здесь не только спят, но и молчат тоже. И лишь Виктор — его играет солист группы OQJAV Вадик Королев — решает однажды нарушить тишину анекдотом про будни проститутки. Не то чтобы он соскучился по разговорам, не то чтобы эта шутка несла какой-то смысл для него или хотя бы подходила под контекст или обстоятельства, но выразить невыразимое нельзя никак, так что почему бы не озвучить что-то, что вдруг, безо всякого особого повода, оказалось на языке. Метафизичность фильма «Город уснул» утопает в снегах и льдах, а мы продолжаем смотреть этот сон — настолько же красивый, насколько и страшный.
Вторая конкурсная работа дня, а на экране снова Вадик Королев. В «Человеке из Подольска» Семена Серзина (еще один полнометражный кинодебют) он уже не молчит, а задается вопросами, за что, зачем и почему был задержан сотрудниками полиции. Те вместо ответа интересуются, каково население Подольска и когда был основан город. Странно? Весьма. Но подождите, это они еще не дошли до «Танца мозга». «Бред какой-то», — бормочет герой, но разучить движения все же пытается. Вариантов нет, на руках наручники, а оказаться за решеткой тоже недолго.
Одноименная фильму абсурдистская пьеса драматурга Дмитрия Данилова театральному миру известна хорошо. Ставят ее часто и охотно, в Москве спектакли идут сейчас, к примеру, в «Театре.doc» и «Практике». Семен Серзин тоже обычно работает на территории сцены, ставит спектакли (к слову, 18 сентября у него премьера в «Гоголь-центре») и руководит независимым «Невидимым театром». Однако первая же попытка поговорить со зрителем через экран оказалась и к месту, и ко времени. Хохот тому подтверждение.
Завершала день история режиссера Ангелины Никоновой о любви и Петербурге 90-х, основанная на книге Карины Добротворской «Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже».
Среди артистов: Аня Чиповская, Александр Горчилин, Виктория Исакова, Юра Борисов, Александр Золотовицкий, Мария Шалаева и Юрий Чурсин. Среди мест действия: убитые вечеринками богемные квартиры (предел мечтаний студентов гуманитарных факультетов), кинозал «Авроры», городские набережные, а еще Париж, в котором спустя 17 лет после всех событий живет повзрослевшая героиня и пишет те самые письма.