Будни «Кинотавра — 2020»: 90-е, 2000-е и встреча с внеземной цивилизацией
Девочка бредет по полю, перебирая пальцами колосья кукурузы, и напевает строчки из композиции Mr. Sandman. Там же, среди початков, происходит что-то вроде бандитской сходки. Девочку, впрочем, не напугать ни разборками, ни пистолетами, ведь это племянница местного авторитета Маша.
Режиссерский дебют Анастасии Пальчиковой «Маша» тянет нас за собой в пучину 90-х, в неназванный городок с разбитыми дорогами, где звуки выстрелов гораздо привычнее джаза. Но 13-летняя Маша, как мы уже знаем, музыкой увлечена. Любимый дядя (Максим Суханов) по прозвищу Крестный готов для нее сделать все и даже больше, друзья с примечательными кликухами вроде Совы или Трешки тоже не отстают. Среди них она чувствует себя так же свободно, как Этта Джеймс на сцене джазового клуба. В фильме культовая «At Last» тоже звучит, однако, в другом слегка антураже. Бутылки водки, пыльные занавески, криминальные элементы в числе внимательных слушателей. Другими словами, плоть от плоти эпохи. Город боится, девочка взрослеет (без подростковой любви сюжет не обойдется), держит ответ перед обидчиками и ходит на уроки вокала. Мы уже знаем, что старается она не зря.
Фильм начинается с эпизода, когда повзрослевшая Маша в лице Анны Чиповской готовится взять первую ноту . Обстановку лихой не назвать: платье в пол, музыканты во фраках, концерт серьезный. Весь сюжет заключен в эту сцену будто в рамку, самой же картиной становится отрочество с разбитыми коленками и пробитыми головами.
Пустой театральный зал. Его методично пылесосит уборщица, медленно продвигаясь вперед по ряду. Пылесосит минуту, две, три. Потом останавливается, протягивает провод и начинает снова.
Вторым конкурсным фильмом дня стала «Конференция» Ивана И. Твердовского — посвящение событиям, произошедшим 18 лет назад в театральном центре на Дубровке. Лента уже успела побывать на фестивале в Венеции.
Первая же сцена намеренно изматывает зрителя своей продолжительностью, намекая на то, что просто не будет. Давно променявшая мирскую жизнь на монастырь, Наталья (Наталья Павленкова) приезжает в Москву, чтобы организовать на Дубровке поминальный вечер в очередную годовщину трагических событий. По документам он непременно должен проходить как театральная постановка, ну или, на крайний случай, как конференция. «Почему?» — задается вопросом ее подруга Света (Ольга Лапшина). «Так надо», — закономерно отвечает директор площадки. Обе они 18 лет назад были заперты в этом самом зале, обе вышли из него с потерями. Света тихо живет одна и готовит котлетки, с облаченной в рясу Натальей не разговаривает дочь (Ксения Зуева), тоже заложница «Норд-Оста». В историю одной семьи вплетены монологи свидетелей трагедии (играют их артисты, но истории документальны).
Местом действия фильма становится тот самый зал на Дубровке, где в октябре 2002 года зрители, увидев на сцене боевиков в масках и с автоматами в руках, сначала засмеялись, приняв происходящее за часть мюзикла. Этот зал — молчаливый свидетель трагедии — по-прежнему ждет своих гостей, закрасив воспоминания свежим ремонтом. Того же забытья, быть может, хочется и героям, но матушка Наталья слишком уж упорна в своем стремлении вспомнить все.
В ночи же гостям «Кинотавра» была предложена встреча с UFO. Проект Ивана Вырыпаева и Okko Theater принял форму специального внеконкурсного показа. Усевшись перед камерой и превратившись в персонажей со всего света (хотите Австралию? Вот она. Хотите Азию? Пожалуйста!), Евгений Цыганов, Иван Макаревич, Александр Алябьев, Ясмина Омерович и другие известные артисты рассказывали о контакте с внеземной цивилизацией. В фестивальном Сочи, несмотря на действительно поздний час, можно было услышать обрывки привычных во время фестиваля разговоров сочинцев, посвященных обсуждению увиденных на подходе к Зимнему театру артистов. Встреча с ними, кажется, будоражит многих не меньше, чем UFO.